Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

В.А. Мачильский

 

«КАКОВ ДЕЛАТЕЛЬ, ТАКОВО И ДЕЛО»

 

Реформы, проводимые в нашей стране, яснее и глубже высветили насущные проблемы развития образования. Виднее стали действительные достижения недавнего прошлого и упущения нашей сегодняшней школы. Один из самых существенных недостатков ее, на наш взгляд, – информационный подход к подаче и оценке знаний. Наша школа, как и триста лет назад, готовит работников мануфактурного производства: каждый должен получать строго дозированную порцию знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых операций, сдачи ЕГЭ и не более того. Человек из цели превращен в средство прогресса. Его никто не учит реализовывать свои способности, самостоятельно строить собственную жизнь. Откуда же взяться свободным, готовым к демократии гражданам? «Рабство принижает людей до любви к нему» (А.Н. Толстой).

В ряду дисциплин подготовки будущего учителя начальной школы сегодня особую тревогу вызывает положение с дисциплинами гуманитарно-эстетического цикла и, в частности, музыкальным искусством. В любой форме приобщения ученика к произведению искусства не работа над навыками помогает проникнуть в содержание, передать настроение, – это уже следствие, вторичный процесс. Первично же – чувство, настроение учащегося, которое соответствует или не соответствует эмоционально-образному содержанию произведения, его интонационному (человеческому) «строю». Оно – это чувство, эмоция, настроение – и послужит источником заинтересованности в постижении смысла произведения, искренности и выразительности его исполнения, и только затем (когда ученику будет не хватать средств для передачи своего отношения к исполняемой музыке) – может возникнуть осознанная работа над навыками. Этот акцент во многом и определяет – состоится ли урок Искусства, и будет ли ученик, его внутренний мир целью и центром внимания педагога и самого учащегося, или в центре внимания, как прежде, останется сумма знаний, умений и навыков, или, как принято сейчас говорить, компетенций. Об этом, кстати, писал журнал «Искусство в школе»: «Одной из неотложных задач образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а, в первую очередь, область практического творчества (или сотворчества, когда речь идет об адекватном восприятии искусства). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу». Ещё Гераклит отметил, что даже «уму многознание не научает». А тем более оно не может научить культуре чувствования, переживания, опыту осмысления человеческого в человеке.

Важнейший из этих законов проявляется в том, что характер и специфика содержания искусства должны соответствовать характеру и способу его освоения, что весь художественно-педагогический процесс должен «говорить» языком самого предмета. Это значит говорить языком искусства, языком образов, идеалов. Говорить, не в смысле нравоучений, наставлений, выводов – а производить впечатление. Говорить языком понятным ребенку, его возрасту, его духовному миру, значит, опять-таки, говорить языком образов, впечатлений, переживаний. Говорить языком искусства – значит не повторять. Ибо нет ничего более убийственного для искусства, чем повторение. Только новизной живет искусство. Новизной, как новым освещением предметов и явлений – волшебным фонарем, увеличительным стеклом искусства. Зародить сомнение, уметь взглянуть по-своему, заинтересовать неожиданным подходом, увлечь – это и есть та почва, на которой только и могут вырасти прекрасные и многообразные плоды учительского творчества. И тем самым преодолеть догматическое, узкое, одностороннее прочтение музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Наблюдение за духовной «жизнью» студентов колледжа, посещение уроков музыки в школах города на протяжении нескольких лет высветило ряд наиболее типичных недостатков в преподавании предметов искусства в целом и музыки в частности в массовой школе. К наиболее существенным проблемам можно отнести следующие:

  • слабое владение методом воспитания личности в процессе преподавания музыки;
  • излишние разговоры вокруг музыки, возле неё;
  • формальный анализ, исключающий проникновение в образную, нравственно-эстетическую сущность искусства;
  • господство ориентации на усвоение готового знания, на оптимизацию именно этого процесса;
  • отсутствие внимания к проблемам формирования духовной культуры личности;
  • большая вооруженность педагогики законами овладения наукой, чем искусством, совокупностью дидактических принципов, не соответствующих природе воспитательного процесса;
  • непонимание природы формирования нравственности как ядра духовной культуры (приобщение учащихся к искусству через передачу детям знаний об искусстве). Нередко учителя музыки сами не любят музыку, не испытывают в ней потребности и не трепещут от общения с ней и как следствие преобладание информативных методов обучения и методов «упражняемости» в воспитании нравственности. Все это стало и остается, к сожалению, причинами «ножниц», возникающих между информированностью школьников и студентов и уровнем их духовной культуры.

Для того чтобы художественно-педагогическая концепция Кабалевского заработала, требуется соответствующая подготовка учителя. Студент педагогического колледжа, педвуза должен получить полноценное эстетическое образование и воспитание, в том числе и профессиональные методические навыки работы по дисциплинам гуманитарно-эстетического и гуманитарно-художественного цикла.

Методика – это творчество и при всех существующих общих, узловых моментах, принципиально важных для занятий искусством, всегда индивидуальна и многовариантна. Методика – это не делай, что я сказал, методика – это делай как я, но делай по-своему, делай лучше. Методика не рассказывается, а показывается. Конкретный уровень духовно-нравственного анализа – методика, должна быть эвристической! Метод анализа состоит в духовном возвышении себя к слышанию глубины искусства. Духовное (искусство, музыка) познается только духовно. Чтобы понять произведение искусства необходимо преобразиться, возвысится над обыденным. В основе понимания – узнавание родственного, человеческого. Древние говорили: подобное познается подобным. Бездуховный человек все понимает в меру своей испорченности. «… В книге прочитывают лишь то, что уже имеют в сердце» (Ш. Бодлер).

Совокупность конкретных действий анализа необходимо сосредоточить на истине произведения. «Эврика» («нашел») – воскрикнул некогда Архимед. Находят, когда ищут. Направление поисков задается вопросами учителя. Проблема только в том, какими! Бескрылые вопросы типа: «что выражает или что изображает музыка?», «о чем эта музыка?», «какое историческое событие нашло отражение в этой музыке?», «какой стиль (жанр, вид, тип) этой музыки?», «какие черты жанра в этом сочинении?», «какой характер, настроение у этого произведения?» и другие, подобные им, убивают вдохновение. Вопросы должны быть духовно заинтересованными, побуждать ученика искать прекрасное не во внешнем, не в элементах формы, а в уголках своей души и сердца. Этому соответствует главное требование теории познания: соответствие метода предмету.

Будем помнить, что любой изъян в воспитании педагога многократно умножится в его воспитанниках.

Мы призываем всю педагогическую общественность к активному противостоянию пошлости и безнравственности путем изменения педагогической технологии, переориентации ее на духовное развитие ученика. Остановить порочную практику сокращения или изгнания из учебных планов дисциплин гуманитарно-художественного цикла. Сделать так, чтобы искусство было не отчуждено от ученика, а стало частью его души. Чтобы на занятиях искусством преобладали не словесно-информационные, а активно-творческие методы, вытекающие из природы искусства.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009