Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

А.А. Наумов

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь недаром говорится: «Выбирая профессию – выбираешь судьбу». Поэтому, выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. И особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но для их родных и близких, в частности родителей. Эта тема весьма актуальна и для науки. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как М.В. Аргба, А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицина и другие. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть некоторые особенности профориентационной работы с подростками и молодыми людьми, страдающими детским церебральным параличом.

Итак, профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина). Исходя из определения, профориентация – это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте, и до момента сознательного выбора профессии в юности. Рассмотрим этапы профориентации.
На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:

  • Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду.
  • Развитие общетрудовых качеств и навыков.
  • Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.
  • Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.

Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии.

Второй этап – диагностический – включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профотбор, исходя из объективных диагностических данных.
Третьим этапом является формирующий этап, на котором происходит:

  • Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности.
  • Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности.
  • Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности.
  • Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Наряду с этапами целесообразно выделить также и подходы к профориентации, в рамках которых возможно решение задач профориентации на каждом этапе. Эти подходы реализуются в зависимости от условий и характерологических особенностей контингента. Так, Н.С. Пряжников (1996) выделяет следующие подходы: справочно-просветительский, текстологический, «глубинный» психологический или психоаналитический, гуманистический, организационно-управленческий, рационалистический, воспитательный, подход «частичных услуг», активизирующий.

Кроме того, профориентация подростков и молодых инвалидов, страдающих ДЦП, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному. Работу по этим направлениям важно проводить особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении ряда лет (2001-2005гг.) нами проводилась профориентационная работа среди подростков и молодых инвалидов в возрасте от 15 до 20 лет. Всего был обследован 31 человек. Все обследуемые имели различные формы церебрального паралича легкой и средней степени тяжести. Уровень развития интеллекта был различен: от сохранного до легкой степени интеллектуальной недостаточности.

На предварительном этапе нами проводился анализ результатов проводимой ранее профориентационной работы, нами выяснялись: уровень осведомленности о мире профессий, представление будущего профессионального плана детьми и их родителями, мотивация к тому или иному профессиональному выбору, а также наличие установок на труд, развитие общетрудовых качеств и навыков и уровень сформированности базовых ценностей, норм и правил поведения.

Как выяснилось в ходе первого этапа, у большинства детей – 25 чел (80,6%) имелись поверхностные знания о профессиях, которые соответствовали уровню развития учащегося начальной школы. Дети не знали о цели и предназначениях многих профессий. Их ответы звучали примерно так: «Шофер далеко ездит на машине» или «Программист долго играет на компьютере» и т.д. Представление будущего профессионального плана у большинства детей было весьма смутное. Так, 20 человек (64,5%) не имели представления о выборе и путях получения будущей профессии, что естественно беспокоило родителей этих детей. Однако, некоторые из них предпочитали как можно дальше отодвинуть момент профессионального выбора, при этом говоря: «Вырастет – сам разберется», «Он еще для этого не созрел», «Пусть не работает, мы сами его прокормим». В ходе бесед выяснилось, что у многих детей (18 чел / 58,1%) отмечалась низкая мотивация к тому или иному профессиональному выбору. В основном, дети отвечали, что с профессиональным выбором они ещё не определились или с трудом называли предпочитаемые профессии, не обосновывая свой        выбор. Остальные (10 чел / 32,3%) были мотивированы на профессии, которые им невозможно было получить по медицинским показаниям (милиционер, пожарный, водитель и т.д.). По данным психологического обследования, у детей были слабо выражены установки на труд, что, по нашему мнению, связано с нарушениями семейного воспитания, которое в большинстве своем протекает по типу гиперпротекции в отношении этих детей.

Вторым этапом нашего исследования был диагностический, в ходе которого мы попытались определить с помощью тестирования профессиональный выбор детей, а также уровень развития способностей к освоению избранного вида профессиональной деятельности. На данном этапе все дети были протестированы по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова и по методике «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации», автор которой – А.Е. Голомшток. Как показали результаты опроса по дифференциально-диагностическому опроснику, у детей имелась слабовыраженная мотивация к тому или иному типу профессии, что свидетельствовало о несформированности профессиональных интересов. Так, только у 5 детей (16,1%) четко выражены мотивы к тому или иному типу профессии, у остальных разница между баллами, набранными по каждому типу профессий, составляла 1-2 балла. Результаты тестирования по методике А.Е. Голомшток показали, что в большинстве случаев (20 чел / 64,5%) набиралась очень низкая сумма баллов по каждой сфере профессиональной деятельности, что свидетельствует о несформированном предпочтении профессионального выбора. Дети выбирали сферы профессиональной деятельности, разные по характеру труда, например: историю и химию т.д. Кроме того, в большинстве случаев (17 чел / 54,8%) дети не могли овладеть профессией в выбранной области профессиональной деятельности по медицинским показаниям. При просьбе объяснить свой профессиональный выбор, мы выяснили, что 11 человек (35,5%) недостаточно представляют характер труда в выбранной области. Их ответы звучали примерно так: «Хочу быть таксистом, потому что он целый день ездит на машине», «Хочу быть ветеринаром, потому что люблю играть с кошками и собаками» и т.д. 8 детей (25,8%) затрудняются ответить на вопрос о мотивах профессионального выбора. Остальные 12 человек (38,7%) достаточно четко и обоснованно аргументировали свой профессиональный выбор, однако у 8 человек получение избранной профессии оказалось невозможным по медицинским показаниям.

На третьем этапе мы формировали у детей профессиональный выбор адекватный их возможностям, и поднимали уровень мотивации к показанным видам деятельности. Здесь мы столкнулись с трудностями следующего характера:

  • из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляли тот или иной вид профессиональной деятельности;
  • зачастую дети и родители были убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами;
  • дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию;
  • детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания.

Коррекционная работа, к которой были подключены социальный педагог, педагог-психолог, врач-специалист, педагог-дефектолог, в себя включала:

  • профессиональное просвещение детей и родителей;
  • проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности;
  • коррекцию мотивов выбора профессии;
  • знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;
  • составление и коррекции профессиональных планов;
  • составление профессиограмм;
  • активное включение в профориентационную деятельность родителей детей;
  • организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов;
  • ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий;
  • мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении.

В результате выше перечисленных мероприятий был сформирован сознательный адекватный выбор профессии у 21 человека (67,7%), у остальных 10 человек (32,3%) либо выбор профессии еще до конца не сформирован, либо они отрицательно относятся к дальнейшему профобучению и трудоустройству. По итогам эксперимента из 21 ребенка поступили:

  • в обычный вуз на заочное отделение 3 чел;
  • в специализированный институт-интернат для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата 2 чел;
  • в обычные средние профессиональные учебные заведения 3 чел;
  • в специализированный техникум-интернат 1 чел;
  • в обычные учреждения начального профессионального образования 5 чел;
  • в специализированное профтехучилище 5 чел (поступление по окончании школы VIII вида);
  • самозанятость – 2 чел.

После окончания профессиональных учебных заведений трудоустроились 5 человек.

Таким образом, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Полученные нами данные показывают, что профориентационная работа с молодыми инвалидами, страдающими ДЦП и имеющими сохранный интеллект, должна существенно отличаться от профориентационной работы со здоровыми детьми, также профориентационная работа с молодыми инвалидами, страдающими ДЦП и имеющими нарушения интеллекта, должна существенно отличатся от профориентационной работы с детьми, имеющими только нарушения интеллекта (по данным Е.М. Старобиной).
  • С детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.
  • Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка.
  • Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации.
  • Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями.
  • На основе корректировки профессиональных планов с ребенком целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
  • Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения.
  • Рекомендуется в старших классах общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении, на основе данных профориентации вводить элементы профильного обучения.
  • Необходимо в будущем уделять больше внимания вопросам трудоустройства инвалидов детства.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Спб.: Изд-во «Питер» 2000.
  2. Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. М.,1990.
  3. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография/ Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. 1998.
  4. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни / Методические указания, М., 2003.
  5. Методика профориентации при умственной отсталости / Методические указания под ред. Е.М Старобиной. СПб Изд-во «Эксперт», 2005. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1988.
  6. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. Спб., Изд-во «Дидактика Плюс». 2001.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009