Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

В.В. Парамзина

 

ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Традиционная система повышения квалификации российских педагогов успешно формировалась в течение 80 лет. Слушателями курсов, организуемых различными звеньями системы повышения квалификации работников образования, являются педагоги-профессионалы, имеющие высшее и среднее специальное образование, различный уровень квалификации и профессиональной компетенции, педагогического мастерства и профессионального опыта, ориентированную потребность в новых знаниях, специфических умениях и навыках, нуждающиеся в четкой интерпретации и оценке достоинств того или иного учения, технологии, результатов профессионального опыта. Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из основных целей определяет подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.

При традиционном организационном построении учебного процесса своевременность подготовки и повышения квалификации специалистов образования сдерживается следующими причинами:

  • пропускная способность учебных аудиторий;
  • географическая удаленность территориальных методических кабинетов от эпицентра, безусловно, увеличивающая затраты по командированию профессорско-преподавательского состава и методистов для проведения обучения на местах;
  • территориальная удалённость основного контингента педагогов от крупных образовательных учреждений;
  • в силу перечисленных выше обстоятельств, пополнение и обновление знаний работников образования носит периодический (в период обучения) или случайный (семинары) характер;
  • невозможность для учителей совмещения учебы и работы, в силу специфики преподавательской работы и большого объема учебной нагрузки;
  • отсутствие у педагогов финансовых возможностей приезда для учебы и др.

Эти противоречия, между потребностью современного учителя в повышении квалификации и возможностями существующей практики, могут разрешаться путем повышения эффективности и качества подготовки работников образования за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе, технологий дистанционного обучения. Технологии дистанционного обучения являются технологиями, сочетающими лучшие традиционные и инновационные формы, методы и средства обучения, базирующиеся на информационно-компьютерных технологиях.

Однако, анализ информационных ресурсов сети Интернет (в области организации дистанционного обучения) показывает, что представленные там электронные учебные материалы, курсы дистанционного обучения «…в основном, базируются на привычной парадигме "книги" – некоторого количества иллюстрированной текстовой информации, в лучшем случае с небольшим количеством гиперссылок. Такая структура вполне подходит, если учебник служит вспомогательным материалом в процессе "традиционного" обучения, но явно недостаточна в случае ДО, когда общение учителя и ученика сведено к минимуму.» [8, с.192].

Исследование содержания курсов дистанционного обучения, представленных в сети Интернет, а также практика создания КДО в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования подтверждают выводы ведущих специалистов в области технологий дистанционного обучения А.А. Андреева[1], С.В. Богдановой [2], А.А. Калмыкова[5], Е.С. Полат[8], А.В. Хуторского[9] и др. о том, что системные требования к представлению учебных знаний в КДО значительно выше, по сравнению с аналогичными требованиями к обычным курсам. Обычный лекционный курс предполагает ведение обучающимся конспектов, комментирование материала преподавателем, консультирование, субъективную оценку знаний на экзамене. Все это позволяет добиться целей обычного обучения, усвоения учебного материала и без его предварительной системной проработки.

Использование компьютера в качестве материального носителя информации предъявляет новые требования к форме представления знаний в учебных материалах. Применение традиционных форм представления знаний (лекционные, практические, семинарские занятия), механически перенесенных на электронные носители, приводит к ряду трудностей в восприятии и извлечении информации из компьютера:

  • слишком медленное перемещение по тексту из-за большой величины файла;
  • затруднённость поиска нужной информации при больших объемах информации;
  • быстрая утомляемость восприятия с монитора компьютера больших массивов информации.

Одним из необходимых условий создания курса дистанционного обучения является применение модульного принципа построения содержания учебного материала (подтверждения данного положения находятся в публикациях С.Я.Батышева, Д.В. Чернилевского, М.А.Чощанова, Т.И.Шамовой, П.А. Юцавичене, анализирующих дидактическую специфику модульного обучения). Наш опыт показывает, что курсы дистанционного обучения должны иметь модульную структуру, учебно-методические материалы, в которых четко структурированы и представлены в виде различных моделей, учитывающих специфику системы повышения квалификации (рассчитаны на специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в образовательных учреждениях).

Экспериментальная разработка позволяет сделать ряд методических заключений о содержании курса дистанционного обучения, имеющего модульную структуру. Такой курс:

  • включает базисные знания, ядро, инвариантную часть содержания курса, которая после самостоятельного осмысления обучаемым используется им на новом уровне при изучении других дисциплин и в преподавании своего предмета;
  • профилируется, т.е. прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, специфики преподаваемого предмета (дисциплины);
  • структурируется, представляется в виде модулей, рабочего учебника определенной структуры и содержания. Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Этот принцип представления информации используется в большинстве компьютерных обучающих систем. Модули являются базовыми элементами учебного курса. При этом, выходные знания каждого модуля представляются моделью понятия – утверждения – умения. Каждый модуль включает примеры, задания для самостоятельной работы, контрольные тесты.

Приведем модульную структуру курса дистанционного обучения разработанного нами по дисциплине «Основы теоретической механики».

Курс дистанционного обучения «Основы теоретической механики»
ОТМ – 1. Основные понятия и определения статики
ОТМ – 2. Аксиомы статики
ОТМ – 3. Связи и их реакции
ОТМ – 4. Система сходящихся сил
ОТМ – 5. Момент силы и пары сил
ОТМ – 6. Система произвольно расположенных сил
ОТМ – 7. Центр тяжести
ОТМ – 8. Основные понятия кинематики
ОТМ – 9. Скорость и ускорение точки
ОТМ – 10. Вращательное движение
ОТМ – 11. Скорости и ускорения точек вращающегося тела
ОТМ – 12. Сложное движение
ОТМ – 13. Аксиомы динамики.Силы инерции
ОТМ – 14. Понятие о трении
ОТМ – 15. Работа и мощность
ОТМ – 16. Основное уравнение динамики вращательного движения. Кинетическая и потенциальная энергия
ОТМ – 17. Основные теоремы динамики.

Проведённое нами изучение структуры и содержания курсов дистанционного обучения для системы повышения квалификации работников образования, расположенных на сайтах вузов и учреждений дополнительного профессионального образования РФ (Алтайский краевой ИПКРО – http://www.akipkro.ru;
Иркутский областной ИПКРО – http://www.ipkro.isu.ru;
Новосибирский МПКПКРО – http://new.nipkipro.ru и др.) подтверждают вывод Е.С. Полат [8], с которым автор статьи полностью согласен, что большинство их представляет собой электронные учебники. В данных курсах недостаточно применяются такие известные методы модельного представления знаний, как семантическая сеть, фреймовая сеть, логическая сеть и продукционная сеть. Недостаточно научно – теоретически обоснованы модели представления знаний в предметной области для целей дистанционного обучения, определены подходы к разработке содержания курсов дистанционного обучения, что не в полной мере позволяет учителям, при повышении своей квалификации, самостоятельно осваивать технологические новации и транслировать их в преподаваемые учебные дисциплины.

В нашей практике по созданию курса дистанционного обучения сделана попытка преодоления стереотипа в представлении учебных материалов в виде электронных учебников, определены подходы к разработке теоретического и дидактического обоснования структурирования учебного материала и выбору модели представлений знаний по предмету «Основы теории механики» для дистанционного обучения работников образования.

В основу моделирования содержания знаний названного курса дистанционного обучения положены следующие принципы: фундаментальность, полисистемность, интегративность содержания, прочность знаний.

Обратимся к принципу построения системы знаний, основанной на моделировании состава (содержания) этой системы семантической сетью понятий. Идея семантической сети понятий принадлежит одному из крупнейших психологов первой половины XX столетия – Л.С. Выготскому (1896-1934). Именно в его работах подчеркивается, что «отдельное понятие может существовать только посредством системы понятий».

Основные понятия системного анализа подходят для моделирования системы знаний в любой предметной области. Каждая система знаний является математической моделью некоторой области прикладного неформализованного знания, а также наиболее удобным способом представления учебного материала, т. к. именно система знаний позволяет упорядочить его и привести к виду, пригодному для дистанционного обучения.

Основным элементом системы знаний является понятие, т. к. понятийный аппарат отражает само содержание любой науки.

Отражение в сети понятий только родовидовых связей между традиционным определяющим и определяемым понятиями позволяет получить дерево понятий с корнем в понятии система – самом широком по объему понятии. Отсюда вытекает, что любое понятие, существующее или появившееся когда-либо в будущем, имеет свое место на дереве понятий[5].

В созданной автором статьи модели системы знаний для курса дистанционного обучения «Основы теоретической механики», примером заполнения "окна" «Семантическая сеть имен новых понятий и их определяющих понятий» и соответствующей таблицы определений могут служить рис.1 и табл. 1 [7].

Рис. 1. Семантическая сеть «Основные понятия и аксиомы статики» Модуль ОТМ 1


 

Таблица 1. Таблица определений понятий «Основные понятия и аксиомы статики» Модуль ОТМ 1

 


Определяемое понятие (видовое) и обозначение

Определяющее понятие и видовые свойства.

Система

Это то, что рассматривается как система (самое большое по объему понятие).

Подсистема

Система, которая является правильной частью другой системы.

Элемент системы

Подсистема, которая субъективно не имеет подсистем.

Наука

Система знаний об определенной предметной области.

Теоретическая механика

Наука, изучающая изменение положения тел в пространстве.

Абсолютно твердое тело

Идеальная система материальных точек, расстояние между которыми не изменяется с течением времени при движении.

Тело

Система взаимосвязанных материальных точек.

Материальная точка

Тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.

Система сил

Множество сил, приложенных к телу или к материальной точке.

Сила

Вектор, который определяет взаимодействие тел.

Плоская система сходящихся сил, ПССС

Система сил, лежащих в одной плоскости и пересекающихся в одной точке.

Плоская система произвольно расположенных сил, ПСС

Система сил, лежащих в одной плоскости и не пересекающихся в одной точке.

Плоская система параллельных сил, ПСПС

Система сил, лежащих в одной плоскости и линии, действия которых параллельны.

Пространственная система сил

Система сил, лежащих в различных плоскостях.

Сила тяжести,

Сила, с которой тело притягивается к Земле.

Уравновешивающая сила

Сила, равная по значению равнодействующей, противоположная ей по направлению и находящаяся с ней на одной линии действия.

Равнодействующая сила

Сила, оказывающая такое же действие на тело, как и система сил.

Множество

Элемент системы всех множеств.

Система знаний

Идеальная система понятий.

Идеальная система

Система, которая существует только в сознании.

Векторное пространство(RN)

Множество векторов, на котором допускаются операции сложения и умножения на число.

Вектор

Элемент векторного пространства.

Наша практика создания курсов дистанционного обучения в ПОИПКРО показала, что при моделировании системы знаний по предмету (дисциплине) целесообразно использовать следующий алгоритм:

  • определение входных и выходных знаний;
  • составление наборов ключевых слов, словаря терминов;
  • выявление понятий и связей между ними;
  • построение семантической сети понятий.

Таким образом, при построении модели, необходимо осмыслить и привести в единую систему всю исходную информацию о задаче, объекте и действующих на него факторов, оценить значимость и характеристики переменных, структурных компонентов и параметров [6]. При необходимости спланировать и осуществить дополнительные исследования системы объект-среда, расширяющие и обогащающие исходные представления.

Список литературы

  1. Андреев А.А., Зайцева Ж.Н., Лобачев С.Л., Солдаткин В.И., Тихомиров В.П. Теория и практика дистанционного обучения в России. Монография М: МЭСИ, 510с.
  2. Богданова С.В. Анализ использования информационно-образовательной технологии в организации дистантной системы повышения квалификации учителей. Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998г.), с. 100-110.
  3. Калмыков А.А. Системный анализ образовательных технологий. Пермь.: Издательство ПермГУ, 2002. 161с.
  4. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. – Л.: Наука, 1984. – 189 с.
  5. Парамзина В.В. Модели систем знаний в курсах дистанционного обучения учителей. // Лидеры образования. 2005. № 8-9.
  6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С, Полат.-М.: Изд.центр «Академия, 2004. – 416 с.
  7. Хуторский А.В. Эвристическое обучение. – М.: МПА, 1998. – 266с.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009