Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

И.С. Почекаева

 

УРОВНИ КОНФЛИКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, поэтому, классифицируя противоречия и конфликты в школе, некоторые исследователи (4.С118 – 119) описывают их как возникающие на макроуровне, среднем уровне и нижнем уровне.

На макроуровне конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне линии противоречий проходят между администрацией и учителями, администрацией и родителями, администрацией и учащимися. На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель-ученик» и «родитель-ученик». Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к так называемым вертикальным конфликтам.

Кроме вертикальных, на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на макроуровне могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования между основной частью граждан, с одной стороны, и высшими руководящими структурами – с другой. На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования, так и горизонтальные между администрацией различных учебных заведений. К среднему уровню можно также отнести горизонтальные конфликты типа «учитель-родитель», «учитель-учитель», «родитель-родитель». На нижнем уровне возникают конфликты типа «ученик-ученик». Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования. Остановимся подробнее на конфликтах, происходящих в системе «ученик – ученик», поскольку темой нашего исследования является воспитание конфликтной компетентности у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

Выделяя причины конфликтов типа «ученик-ученик», необходимо принимать во внимание возрастные особенности участников конфликтов, так как они во многом определяют повод для противоречий. Н.Самоукина (7.С. 72) считает конфликты лидерства наиболее распространенными среди учащихся. В средних классах, по ее наблюдениям, часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Г.Л.Воронин (1) среди основных поводов для конфликтов между учениками видит грубость, хамство, жестокость, озлобленность. В соответствии с результатами опросника, проводившегося Г.Е.Гигорьевой (2), среди учащихся в возрасте 12-13 лет в основе конфликтов с одноклассниками подростки видят агрессивность и невоспитанность, свое нежелание общаться с некоторыми ребятами из класса, несамостоятельность одноклассников, слабые черты своего характера, частую смену своего настроения и т. д. Многие исследователи приводят такие причины межличностных конфликтов подростков, как отсутствие настоящей дружбы, доверия, уважения, несоответствие реальных качеств личности друзей ожиданиям подростка, а также тот факт, что подростку присущи эгоизм, зависть, несамостоятельность или любые другие отрицательные качества, осуждаемые в коллективе.

Согласно результатам анкетирования, проведенного в ходе нашего исследования, в старшем школьном возрасте к вышеперечисленным причинам добавляются разочарование в дружбе и любви, повышение избирательности в общении, увеличение интереса к себе и своему внутреннему миру, и, как следствие, игнорирование интересов окружающих. В раннем юношеском возрасте решаются такие задачи, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения, обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, то есть формирование собственной идеологии (4). Принимая во внимание многообразие и сложность этих задач, можно назвать раннюю юность конфликтным периодом. Умение предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может быть сформировано лишь при условии всестороннего развития рационального, поведенческого и эмоционального компонентов личности. Для осуществления целенаправленного воздействия в процессе формирования конфликтной компетентности нами были выделены следующие уровни конфликтности учащихся старших классов (Таблица №1).

Таблица 1

 


Уровни конфликтности

Критериальные показатели уровней конфликтности старшеклассников

Рациональный компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Элементарный

Элементарные знания о конфликте и способах взаимодействия отсутствуют. Конфликт ассоциируется исключительно со ссорой, порождающей отчуждение, противоборство и, во многих случаях, полный разрыв отношений и вражду. Старшеклассник не считает нужным анализировать причины конфликта и его последствия.

Эмоциональное состояние старшеклассника не всегда подвластно ему. Пренебрежительное или ироничное отношение к оппоненту. Эмоции сопереживания и сочувствия отсутствуют. Подавленное состояние оппонента вызывает чувство удовлетворенности.

Старшеклассник не дифференцирует сферу возникновения конфликта. Конфликт, возникший в одной сфере отношений, переносится на все остальные. Ученик психологически подавляет партнера, снижает его социальный статус. В конфликте поведение становится подчеркнуто ригидным. Наблюдается отсутствие рефлексии собственных поступков, неспособность к самоконтролю и самокритичности, нежелание и неумение переоценить свою систему ценностей.

Формальный

Старшеклассник обладает некоторыми знаниями о природе конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения. Знания носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта считает маловероятной.

Конфликтному взаимодействию сопутствуют состояние психического напряжения и агрессия в отношении оппонента. В конфликтном взаимодействии испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими.

В конфликте чрезмерно критичен и насмешлив в отношении оппонента. Слабое развитие способности рефлексировать собственные действия. В орбиту конфликта пытается вовлечь других учеников.

Конформный

Имеющиеся у старшеклассника системные знания о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения не применяются на практике. Лучшими способами поведения в конфликте считаются безоговорочные уступки или компромисс. Не предпринимаются попытки критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии.

Страх и неуверенность в себе вызывают чувство психологического дискомфорта.

Отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и сознательно избегает риска, сопряженного с этим. Потребность в достижении результата не развита.

Уровень соблюдения нейтралитета

Старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного разрешения. Однако, эти знания не побуждают его к стремлению позитивно разрешать конфликты – он предпочитает нейтралитет.

Находясь в конфликтном взаимодействии, испытывает неуверенность в себе, страх и, как следствие, желание, во что бы то ни стало, выйти из конфликта.

Пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Стремится к достижению личностной автономии, даже в ущерб собственным интересам.
Несмотря на способность рефлексировать события и делать выводы, не использует приобретенный в конфликте конструктивный опыт.

Достаточный

Старшеклассник обладает целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Осознает ценность умения находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта.

У старшеклассника развита эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. При благоприятном разрешении конфликта испытывает положительные эмоции.

Использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. Занимает активную позицию в поиске конструктивных решений. Рефлектирует чувства и установки оппонента. Старается не допускать эскалации напряженности и постконфликтного противостояния.

Оптимальный

У старшеклассника сформирована целостная система знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения, что позволяет ему прогнозировать, предупреждать, успешно разрешать конфликты и анализировать их последствия. Ученик осознает невозможность бесконфликтного существования. Признает значимость умения находить оптимальные способы разрешения конфликта.

Развитое чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают благоприятное эмоциональное самочувствие во время конструктивного разрешения конфликта

Старшеклассник стремится к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Создает и поддерживает атмосферу партнерства, рефлектируя установки и чувства оппонента. Способен противостоять чужому влиянию. Отстаивает свои интересы, не унижая оппонента. Сознательно избегает постконфликтного противостояния.

 

В ходе проведения конфликтологических тренингов учащимся экспериментального класса предлагались различные упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, а также на развитие способности рефлексировать свои отношения с одноклассниками.

В течение констатирующее-аналитического периода экспериментальной работы был проведен сравнительный анализ уровней конфликтности на начальном и конечном этапах исследования (Таблица №2).

Таблица 2

 

 

Уровни
сформированности
конфликтности

Количество учащихся с данным уровнем конфликтности на начальном этапе работы

 

Количество учащихся, чей уровень конфликтности к концу эксперимента:

Количество учащихся с данным уровнем конфликтности на конечном этапе работы

качественно повысился

качественно понизился

качественно не изменился

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

элементарный

1

4.8

-

-

-

-

-

-

-

-

формальный

6

28.4

1

4.8

-

-

2

9.6

3

14.3

конформный

5

24

-

-

-

-

2

9.6

2

9.6

соблюдение нейтралитета

5

24

2

9.6

-

-

3

14.3

5

24

достаточный

3

14.3

6

28.4

-

-

-

-

6

28.4

оптимальный

1

4.8

4

19.2

-

-

1

4.8

5

24

Всего

21

100

13

62

-

-

8

38

21

100

 

Как видно из таблицы, у 62% старшеклассников сформировался качественно новый уровень конфликтности. Отсутствие уровневых изменений конфликтности у 38 % учащихся не означает полного отсутствия позитивных изменений вообще. Вероятно, потребуется больше времени для того, чтобы вывести их на новый уровень конфликтности.

Список литературы

  1. Воронин Г.Л. Конфликты в школе //Социологические исследования. – 1994. – № 3. – С.94-98.
  2. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Дис…канд. педагог. наук. – Пермь, 2003.С51-56.
  3. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально – педагогическом процессе// Социально – гуманитарные знания. – 2000. – № 2. – С.118 – 135.
  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возрастаю – СПб: Питер,2000.
  5. Самоукина Н. Педагогический конфликт // Народное образование. – 1993. – № 4 – С.71 – 75.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009