Р.А. Рогожникова
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема дисциплины, являющаяся одной ключевых проблем общества и общественных отношений, сегодня проходит переосмысление в связи с экономическими и социально – политическими преобразованиями в нашей стране. В условиях социальных перекосов в кризисный период общества, этического вакуума, разрушения этических традиций, разгула негативизма, цинизма и индивидуализма она приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую.
Осложнение социальной и воспитательной ситуации глубоко коснулось школьного устройства. Воспитательный процесс в школе оказался в невыносимом и постыдном положении. Отчаяние, в котором находится сегодняшний педагог от разрушительного процесса дегуманизации общества, не выступает плодотворным фактором. Учительская работа в современных социальных условиях приводит, как это ни печально, к снижению профессиональной квалификации учителя, к понижению уровня его духовной культуры и психологического здоровья. А это не может не сказаться на формировании дисциплинированности школьника. Практика воспитания детей озабочена сегодня неудовлетворительным, в целом, состоянием школьной дисциплины. Из года в год она ухудшается, ибо работа по формированию этого важнейшего нравственного качества школьника характеризуется стихийностью.
Наше исследование показало, что к настоящему времени возникло известное противоречие между состоянием научной разработанности и реальным уровнем теоретической и практической готовности учителей к воспитанию дисциплины школьников.
Учителя не представляют достаточно ясно данную проблему, не осознают ее нравственный характер.
Анкетный опрос учителей школ г. Перми и Пермской области показал, что отдельные педагоги недооценивают нравственный характер процесса формирования дисциплинированности, многие не имеют точных критериев дисциплины.
Как правило, в формировании дисциплинированности школьника превалируют односторонние нерезультативные формы и методы педагогического воздействия. Работа по данному направлению в школе сводится, в основном, к проведению классных часов и бесед о значении и пользе дисциплины, к разговору о необходимости выполнения «Правил для учащихся». Нам нередко приходилось наблюдать, как непродуманно возникают и предъявляются все новые и новые требования к поведению учащихся, но так последовательно и не доводятся до конца, как одни учителя пытаются поддержать дисциплину в классе просьбами, увещеваниями и даже заигрываниями, а другие, постоянно клеймящие класс, вызывают сопротивление со стороны подростков, выливающееся в недисциплинированные акты. Зачастую воспитательные меры воздействия на учащихся осуществляются изолированно, диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных школьников; как правило, педагоги идут вслед за недостатками в нравственном развитии подростков, т.е. реагируют на факты безнравственности, в основном, уже после того, как они проявились в среде учащихся. Школа не умеет по-настоящему учить нравственному поступку, лишь провозглашая его необходимость. 62% опрошенных учителей признались в том, что они испытывают затруднения в воспитании дисциплинированности школьников; дисциплина воспитанников удовлетворяет только 20% педагогов.
Эта несостоятельность учителя во многом объясняется тем, что в процессе подготовки специалистов в педвузе проблеме формирования сознательной дисциплинированности школьников уделяется крайне незначительное внимание, в результате чего будущий педагог глубоко не осмысливает социально-этическую, психологическую и педагогическую сущность дисциплины, не осваивает технологию воспитания дисциплинированности и не овладевает конструктивно-организаторскими умениями по формированию данного нравственного качества личности.
Вне целенаправленного педагогического воздействия воспитания дисциплинированности не происходит, поэтому существует настоятельная необходимость приобретения знаний о дисциплине в максимально возможной полноте.
Наш экспериментальный опыт на базе школ г. Перми позволил определить содержание труда учителя по воспитанию дисциплинированности школьника.
При анализе данного вопроса мы использовали три базовых категории, которые отражают основные стороны труда педагога в процессе воспитания дисциплинированности личности: педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя. Дисциплинированность рассматривается нами как качество личности школьника, поэтому уровень развития дисциплинированности ученика определяется как результат труда педагога.
Определение уровня развития дисциплинированности в процессе воспитания данного интегрального качества его основные компоненты вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждый из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития других.
Основные стороны труда учителя по воспитанию дисциплинированности как качества личности школьника выступают в нашем анализе основой четырех блоков профессиональной компетентности учителя по воспитанию названного качества (см. таблицу 1).
Раскроем их содержание.
Педагогическая деятельность по воспитанию дисциплинированности школьников – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных воздействия на учащихся формируется интегральное качество личности, выражающее нравственное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.
Профессиональные знания о дисциплине и дисциплинированности – это сведения из педагогики, психологии, философии и т.д., способствующие осознанию значимости дисциплины в обществе, пониманию ее социально-этической, психологической и педагогической сущности, формированию представлений о путях воспитания дисциплинированности как нравственной личности. Учителю важно владеть информацией о состоянии дисциплины в современной школе, систематически осмысливать уровень дисциплинированности школьников, с которыми он работает.
Таблица 1
Педагогические умения – это педагогические действия учителя, выполненные на достаточно высоком уровне, способствующие выработке технологии в процессе воспитания дисциплинированности школьника.
Педагогические умения подразделяются на прогностические, когда проблема выступает в своем практически-операционном освещении, и конструктивно-организаторские умения по дисциплинированию и руководству жизнедеятельности детей, которые обеспечивают овладение процессом конструирования методической системы учебно-воспитательного процесса, позволяющего осуществить нравственную ориентацию на человека.
Для овладения проблемой воспитания дисциплинированности школьника объективно необходимы следующие умения:
- использовать в процессе педагогической деятельности социально-психологические знания о дисциплине и дисциплинированности, а также применять в своей деятельности передовой педагогический опыт по воспитанию данного качества личности;
- хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда по воспитанию дисциплинированности школьника;
- соотносить дисциплинарные нарушения учащихся с недочетами в своей работе;
- видеть сильные и слабые стороны своего труда, анализировать и обобщать свой опыт дисциплинированности учащихся;
- строить планы развития своей деятельности по формированию школьной дисциплины;
- стремиться к поиску нового, к творческому, новаторскому, профессиональному уровню.
Реализация личностных качеств и свойств формирует такие важные аспекты профессиональной позиции, как учитель-гражданин, учитель-мастер, творец, новатор.
Рассмотрим, какие психологические особенности личности учителя способствуют, прежде всего, успеху в процессе воспитания дисциплинированности. Это развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самостоятельность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, стремление к овладению педагогическим мастерством; мотивация и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е. реализации себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве. При этом важно не заглушать креативность учителя критикой, оценкой, осуждением, а создавать психологическую безопасность, эмпатическое понимание, климат психологической свободы.
Четвертый блок профессиональной компетентности учителя предусматривает фиксацию результатов его труда по воспитанию дисциплинированности, т.е. качественные изменения в развитии дисциплинированности учащихся, происшедшие под влиянием педагогической деятельности по воспитанию данного нравственного качества, педагогического общения и личности учителя.
Оценивание учителем результатов своего труда требует диагностического мышления и диагностического мастерства.
Начиная работу с учеником (классом), учителю необходимо выявить уровень дисциплинированности школьника (учащихся), поставить на этой основе обучающие, развивающие и воспитательные задачи и затем, после завершения определенного этапа работы, вновь оценить динамику развития уровня.
На основании карты педагогического наблюдения по принципу независимых характеристик (или компетентных судей) следует осуществить уровневый анализ дисциплинированности школьников.
Диагностическая программа включает в себя уровни развития и проявления отношений. В структуре критериев предусмотрены основные компоненты личности, включенные в активную жизнедеятельность: сознание, чувства и поведение. С помощью программы выявляются запас знаний ученика о дисциплине и дисциплинированности, убеждения (как ученик принимает эти знания) и реальное нравственное поведение. Это важно, ибо разлад, конфликт между тем, что человек знает, чувствует и как реально поступает, может привести к кризису личности.
Периодическое выявление уровней дисциплинированности способствует накоплению сравнимой информации о поведении учащихся, фиксирует устойчивое проявление дисциплинированности как нравственного отношения к человеку.
Для анализа, оценки и предвосхищения динамики дисциплинированности школьника необходимы диагностические умения:
- определять характеристики знаний учащихся о дисциплине и дисциплинированности на различных этапах учебно-воспитательного процесса;
- распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений, выявлять в деятельности и общении проявления нравственной ориентации на человека;
- осознавать взаимосвязь межу способами воспитания дисциплинированности школьников и его результатами;
Педагогические умения включают в себя и исследовательские умения учителя:
- провести целенаправленное наблюдение;
- осуществить педагогический эксперимент;
- формулировать на языке научной проблемы вопросы школьной практики;
- квалифицированно пользоваться исследовательскими методиками изучения коллектива и личности.
Осуществление этих умений формирует у учителя профессиональные позиции диагноста, консультанта, исследователя. Это позволяет укрепиться в сознании необходимости воспитания дисциплинированности школьника в процессе формирования его личности.
едагогические умения и позиции реализуются при наличии ряда психологических качеств учителя: его мотивации к педагогической диагностике учащихся в самом процессе воспитания дисциплинированности, специфического диагностического мышления и диагностических способностей; прогнозирования возможностей учащихся. Суть диагностического мышления учителя состоит в том, чтобы увязать воедино все поведенческие проявления ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции. Это способствует формированию мотивации к дальнейшему росту, выражающемуся в стремлении к самостоятельному выбору, творческому решению педагогических задач.
Итак, описаны составляющие профессиональной компетентности учителя по воспитанию дисциплинированности школьника, а также соответствующие им характеристики профессиональных знаний, педагогических умений, позиций и психологических качеств учителя. На основе такого научного представления о профессиональной компетентности учителя по воспитанию данного нравственного качества целесообразно, на наш взгляд, выстраивать методику профессиональной подготовки учителя к формированию дисциплинированности школьников.
Экспериментальный опыт на базе Пермского государственного педагогического университета, а также на базе общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области доказал эффективность данного подхода.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. – М.: Просвещение,1980.
- Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника / Пермский государственный педагогический университет. – Пермь, 1996.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Пособие для учителей. – М. – Рига, 1997.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|