Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.А. Русакова

 

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПГПУ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССТОНАЛЬНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ОПЫТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ КУНГУРСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА

 

Динамизм современных экономических и демократических преобразований в обществе вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, активно включаться в процессы общественного развития.

Повышение качества образовательного процесса в ВУЗе и его результатов требует изменения методологических, теоретических и технологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ. Сегодня профессиональное развитие педагога предусматривает переосмысление содержания образования, его структуры и формы организации. При этом компетентность педагога определяется способностью выступать участником и организатором совместной с участниками образовательной деятельности.

Это означает, что личностно-профессиональное развитие педагога должно определяться ведущими идеями и ценностями саморазвития; включать интерактивную деятельность (учебную, исследовательскую и проектировочную) в составе творческих педагогических коллективов.

А это, в свою очередь, определяет проектирование новых моделей педагогического образования. Как же возможно преобразовать имеющиеся условия на факультете, чтобы они действительно способствовали становлению профессиональной компетентности социального педагога? Содержание деятельности социального педагога многомерно. Оформившись относительно недавно как самостоятельный институт, специальность «социальный педагог» активно развивается как в образовании, так и в системе социальной защиты. Специалисту для того, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, необходимо быть высокообразованным и готовым к осуществлению разнообразных видов деятельности. Поэтому образовательные программы по подготовке данных специалистов должны учитывать потребности социальной среды, готовить будущих специалистов к определенным направлениям профессиональной деятельности.

Рассмотрим обновление содержания и технологий социально-педагогического образования на примере подготовки студентов факультета социальной педагогики к сопровождению замещающей профессиональной семьи.

Реформирование системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, определило принципиально новую целевую группу в системе образования – профессиональную замещающую семью, которая в последние годы активно развивается в Пермском крае.
Профессиональная замещающая семья:

  • не допускает возможности институциализации ребенка, лищенного родительского попечения;
  • позволяет избежать негативных последствий проживания ребенка в сиротском учреждении, обеспечивает достижение результата для ребенка – его адаптацию и нормальное развитие.

В Конвенции ООН о правах ребенка говориться, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». [1]

Семейный кодекс РФ определяет следующие формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения: опека\попечительство, усыновление \удочерение и помещение ребенка в приемную семью.

До недавнего времени приемная семья как организация замещающей семейной заботы развивалась сложно. В настоящее время в Пермском крае идет активная работа по развитию моделей организации замещающей семейной заботы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – таких как приемная, патронатная семья и семейная воспитательная группа. [2]

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства Р.Ф. от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье». [4]

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей. [6] Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

До недавнего времени приемная семья как модель жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения, осваивалась сложно, т.к. до сих пор отсутствуют государственные лицензированные программы подготовки воспитателей профессиональных замещающих семей в педагогических вузах и колледжах. Между тем обновление содержания и технологий воспитания и реабилитации детей-сирот, детей, лищенных родительского попечения, требует освоения данного направления в образовании. Проект реформирования системы профилактики социального сиротства Пермского края определяет профессиональную замещающую семью, а точнее ее производную модель – патронатную семью как основу преобразования данной системы.

Понятие «патронатное воспитание» введено в теорию и практику воспитания детей-сирот в 1936 году с принятием ВЦИК и СНК РСФСР постановления «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». Патронатное воспитание как правовая категория это форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены \ не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Патронатное воспитаниеосуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание. [1]

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. [1] Директор детского дома является законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав, т.е. организуется комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка. [1]

Развитие профессиональной замещающей семьи как социального института идет медленно. [8] Концептуально не разработаны модели комплексного сопровождения детей в условиях замещающей семейной заботы. Замещающая семья должна соответствовать всем принятым на настоящий период нормам для замещающих семей, что очень сложно выдержать.[1] И др. Необходимо проанализировать имеющуюся практику помещения ребенка в замещающую семью, выделить из целого частное, относящееся к специфике социально-педагогической деятельности:

  • определить роль и место социального педагога в подготовке семьи к приему ребенка;
  • в подготовке ребенка к передаче на воспитание в замещающую семью;
  • определить содержание СПД по сопровождению семьи, ребенка;
  • уточнить полномочия специалиста в рамках проблемы взаимодействия сопровождаемой стороны и специалиста, осуществляющего сопровождение;
  • разработать рекомендации осуществления СПД по сопровождению субъектов СПД.

Социальный педагог, работающий с ребенком, помещенным в патронатную семью, отвечает за социально-педагогическое сопровождение ребенка и членов самой семьи. [1]. На самом деле это различные модели социально-педагогической деятельности: «патронат» – в системе образования, «СВГ» – на уровне социальной защиты, «приемная семья» – на уровне опеки и попечительства. Это очень сложный комплекс, состоящий из: программного обеспечения, обусловленного необходимостью согласованных действий с другими специалистами; системного мониторинга и – главное: основывающийся на высочайшей степени ответственности.

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести семью. [7]
Открытие СВГ обеспечивает ребенку возможность воспитываться в семье, способствует решению проблемы безнадзорности в городе, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка, дополнительные условия реабилитации кровной семьи, обеспечивает дополнительные рабочие места.

Общее представление студентов, обучающихся на ф-те социальной педагогики, о развитии института замещающей профессиональной семьи, социального педагога в данном направлении происходит, прежде всего, в рамках основной программы обучения по специальности, а специализация – в рамках спецкурса «Управление системой социальной защиты детства» (120 час), который ведется на 5 курсе. Насколько рамки спецкурса обеспечивают готовность к профессиональной деятельности в рамках заявленной проблемы – ответить сложно: спецкурс ведется 3-я преподавателями одновременно. В рамках спецкурса рассматриваются несколько целевых групп детей, нуждающихся в государственной поддержке, – такие как дети-инвалиды, дети-правонарушители, дети-сироты, социальные сироты. Формы контроля осуществляются преподавателями отдельно относительно каждого блока. Не прослеживается связь и со студенческой практикой. При этом неизбежно возникает противоречие между теорией и практикой: теоретическими знаниями и умениями их применять; опытом и умением его обобщать, передавать. Необходимо оформление общей программы спецкурса, определение интеграционных связей со студенческой практикой.

В этой связи мне хотелось бы в качестве ресурса расширения знаний о специализации социальных педагогов в области сопровождения профессиональной замещающей семьи рассмотреть опытную педагогическую площадку (далее ОПП) на базе Кунгурского детского дома №1, где достаточно эффективно осваивается патронатное воспитание. Являясь научным консультантом, вижу возможности взаимодействия ф-та соц. педагогики ПГПУ и д\д. ОПП официально открыта с 21 ноября 2005 года по теме «Создание комплексной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития, воспитания и образования детей, нуждающихся в государственной поддержке».

Статус ОПП предполагает одновременное наличие в образовательном учреждении двух взаимосвязанных процессов: функционирования традиционного образования и намеренного создания нового опыта (в содержании, средствах, способах педагогического процесса), который носит локальный характер. ОПП ставит своей целью намеренное, исходящее из исследовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание нового опыта). Так в детском доме осуществляется традиционный подход к воспитанию детей-сирот в условиях стационара учреждения и параллельно дети передаются на патронатное воспитание (помещаются в патронатные семьи). Практика осуществления замещающей заботы в условиях патронатной семьи достаточно позитивна. Дети, воспитывающиеся в семьях, в сравнении с детьми, находящимися в стационаре учреждения, быстрее адаптируются в социуме, имеют мотивацию к учению, у них динамичнее развиваются способности проектирования дальнейшего жизненного пути.

Реализация ОПП логично вписывается в Программу развития образования Пермской области на 2002-2005 годы в части повышения воспитательных и социально реабилитационных функций образования. ОПП имеет поддержку Кунгурской городской Управы.

Муниципальное пространство – г.Кунгур и д\д №1 – являются эффективной педагогической площадкой по возможной апробации образовательного проекта (например, в статусе Творческой педагогической (студенческой) лаборатории в рамках ОПП).

Территория имеет многолетний опыт разработки и апробирования различных моделей замещающих семей, работает значительное число специалистов, обладающих инновационным опытом работы с профессиональными замещающими семьями.
На базе д/д №1 создана Уполномоченная служба, что обеспечивает более качественный подбор ребенку патронатной семьи и комплексное ее сопровождение. Сложность проблемы заключается еще и в том, что Пермская модель организации работы с замещающими профессиональными семьями принципиально отличается от моделей, созданными в различных территориях Пермского края. Сравнение – Пермская модель организации работы по сопровождению профессиональных замещающих семей имеет единую Уполномоченную службу (рук. Дунаева) для всех образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, города Перми. Кунгурская модель – на одно учреждение. Что принципиально снижает качество сопровождения семьи и ребенка.

Специалисты Уполномоченной службы г.Кунгура готовы к взаимодействию с факультетом социальной педагогики и трансляции накопленного опыта.

Вероятные формы взаимодействия факультета социальной педагогики ПГПУ и специалистов Уполномоченной службы д/д г.Кунгура: семинары-практикумы, творческие педагогические мастерские, тематические конференции, проведение диагностик\исследований, проектирование различных направлений СПД, прохождение педагогической практики и т.д.
Практическая деятельность в рамках ОПП позволит студентам:

  • получить общее представление о СПД в контексте работы различных моделей профессиональных замещающих семей: гостевой патронат, патронатная семья (на уровне образования) и семейно-воспитательная группа (на уровне социальной защиты), приемная семья (на уровне органов опеки и попечительства);
  • о складывающейся в крае системе профилактики социального сиротства на муниципальном и институциональном уровнях;
  • развивать свой профессиональный потенциал в различных аспектах СПД;
  • овладеть новой информацией для успешного решения профессиональных задач;
  • апробировать и при желании адаптировать накопленный исследовательский материал;
  • опубликовать материалы по сопряженным с ОПП темам исследований.

Безусловно, это обеспечит качественнее осваивать специализацию в заявленной проблематике.

Реализация ОПП на базе Д\д №1 в отношении детей, нуждающихся в государственной поддержке, представляет научно-методическую ценность и может использоваться также в системе непрерывного педагогического образования.

Важно, чтобы процесс развития специалиста сопровождался обоснованно и последовательно. Анализ исследований по проблеме сопровождения (О.С.Газман, Г.А.Давыдова, Н.Г.Битянова, Е.И.Казакова, И.П.Соловьева, Л.Г.Субботина, М.С.Полянский и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. Источником обоснования потребности сопровождения в условиях гуманизации образования выступает опыт.

Многофункциональность явления сопровождения обусловила различные определения этого понятия. Его определяют как метод, как форму, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для самореализации специалиста.

При этом выделяют сущностные признаки сопровождения:
а) помощь в принятии решений;
б) взаимодействие.

Первое выводит на понимание сопровождения как метода, второе – как форму.          При теоретическом рассмотрении патронатного воспитания как принципиально новой педагогической системы, сложно осмысливаются компоненты системы. Только практическое освоение содержания позволяет будущему специалисту закрепить знания в данной области, но и деятельностно осуществить практическое освоение содержания – самоактуализироваться.

В диссертационном исследовании Соловьева И.П. выделяет в сопровождении следующие компоненты:

  • диагностику;
  • информацию;
  • консультирование;
  • помощь.

По ее мнению, это дает основание в каждом из них, во-первых, выделить совокупность методов и форм. Во-вторых, принять их как управленческие действия.

Все это служит основанием для следующего определения понятия «сопровождение– это управленческая технология организации сотрудничества субъектов образовательного процесса, обеспечивающего условия для повышения мотивации специалистов к развитию».

Диагностическая составляющая реализуется на стадии промежуточной аттестации в рамках спецкурса, а также на уровне самодианостики (приложение: тесты, проверочные задания).

Информационная составляющая – освоение содержания осуществляется через лекции, практические занятия в рамках спецкурса; самостоятельное изучение рекомендуемой литературы на стадии подготовки к семинарам.

Консультирование – осуществляется как преподавателем ВУЗа, так и специалистом-практиком в рамках специально-организованной практики, что обеспечивает качество образования, готовность будущего специалиста к деятельности в условиях патронатного воспитания.

Оказание практической помощи на различных этапах сопровождения обучающегося осуществляется на основе выбора вероятного значимого специалиста.

Анализ теории управления, психологии управления (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.Ю.Крачевский, А.И.Китов, В.Д.Шадриков, М.Марков и др.) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание научно-методического сопровождения. Выделены следующие структурные блоки сопровождения:

  • диагностико-аналитический;
  • ценностно-смысловой;
  • методический;
  • прогностический.

В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организациооно-методический и практический (опытно-внедренческий).

Это позволило разработать модель научно-методического сопровождения развития специалиста (см. схему).

Приложение

 

 

В результате включения базовых площадок прохождения практики в программу спецкурса – обновляется содержание образования подготовки специалистов в области социально-педагогической деятельности; освоение содержания курса в рамках проблемы патронатного воспитания обеспечивается через интеграцию базового теоретического образования и привязывания к конкретной концептуально-обоснованной педагогической площадке, объединенных общей стратегической целью; где подсистемы тяготеют друг к другу: практика нуждается в теоретическом расширении, а теория нуждается в апробировании и корректировке содержания. Таким образом, данный комплекс будет обеспечивать условия повышения качества образования; объединять в единое целое – образовательную систему.

Под педагогической системой здесь понимается «устойчивый организациооно-технологический комплекс обеспечивающий достижение заданной цели. Педагогическая система всегда технологична. Системообразующими компонентами ПС являются педагогические технологии воспитательного процесса. ПС устойчива при изменениях. Но если из системы удалить часть компонентов, система перестает существовать». [9] Технология концептуально-обоснованного и практически отработанного сопровождения специалиста в рамках динамично развивающейся системы будет являться компонентом данной системы. Самоактуализация специалиста-социального педагога в рамках патроната возможно исходя из основных функций данной педагогической системы: родительской и профессинальной. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через процесс планирования попечения. Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания являются новыми социально-педагогическими технологиями. Практическое освоение патронатного воспитания часто подменяет сопровождение контролем. [10]

Список литературы

  1. Дети социального риска и их воспитание: Учеб. пособие / под ред.Л.М. Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144 с.;
  2. Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика.Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –256 с.;
  3. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ под ред. А.Ш. Шахмановой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.;
  4. Вестник образования России, август 2005, с.7;
  5. Сборник нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних \ Сост.: Г.П.Лебедева, Т.Г.Кель; департамент образования Пермской обл. – Пермь: Издательство ПОНИЦАА, 2003. – 208 с.
  6. Типовое Положение "О приемной семье" // Российская газета, 15.08.96, с.4;
  7. \\ Социальная педагогика, 2004, №2, с.44;
  8. \\ Детский дом, 2004, н.2, с.9;
  9. Подласый И.П. Педагогика. Ч.1 и2. – М.: ВЛАДОС, 2000;
  10. Програмно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью, книга 1, создание профессиональных служб для органов опеки. Методическое пособие. – М., 2004. –256 с. (Федеральная программа развития образования, НПО Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния)

 

Примерное положение об опытной образовательные учреждения – общеобразовательные, коррекционные школы и педагогической площадке в Пермской области
Приложен. 6 к приказу департамента образования от 14. 07.2003 №241

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009