Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

А.С. Садовская

 

РОЛЬ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Наука далеко продвинулась в разных областях, однако скрытые возможности вне рационального сознания раскрыты еще недостаточно. Д.Айян, обобщая информацию о сложных функциях человеческого мозга, называет эти силы двумя словами – альтернативное сознание и относит их вслед за Фрейдом к подсознательному. Считается, что потенциал человеческого интеллекта задействован далеко не полностью и, если бы человек использовал немного больше из своего потенциала, он мог бы быть значительно умнее.

Видимыми проявлениями альтернативного сознания является интуиция, фантазия, воображение. Эти процессы возникают, естественно, в мозге, но подспудно. Все эти явления заслуживают пристального научного исследования, ибо связаны тесным образом с процессом творчества.

Благодаря современной науке, нам известны удивительные факты о работе альтернативного сознания. Так ученые обнаружили, что существует четыре различных состояния мозга, каждое из которых соответствует определенному типу электрической волны, и что каждая из них отвечает за специфические функции. Вот как описывает эти состояния мозга Д.Айян. Волны «бета» связаны с бодрствованием мозга, когда мы рассуждаем последовательно и логически. Волны «альфа» преобладают в минуты расслабления, когда внимание отключено; для этой фазы характерны мечтательность, игра воображения. Волны «тэта» связаны с бессознательным разумом и активны во время сновидений и медитации. Эти волны отражают все наши подавляемые эмоции и неизрасходованный творческий потенциал. Волны «дельта» можно сравнить с радаром; они отражают внутреннее знание самых глубоких уровней бессознательного. Дельта-волны ответственны за так называемый медленный сон, когда организм отключается от внешнего мира.

Специалисты в сфере образования, в том числе научная школа доктора педагогических наук, профессора И.Е.Шварца обнаружили, что человек лучше учится и дольше сохраняет информацию в состоянии «альфа», а вовсе не «бета», особенно, если материал повторяется много раз. Поскольку человек расслаблен, он способен воспринимать информацию на глубоком подсознательном уровне. Благодаря этому открытию в области ускоренного обучения, нами в свое время были разработаны методики обучения иностранному языку, включающие упражнения на расслабление, на внушение состояний физического и психического покоя, многократное повторение учебного материала. Эти методики продемонстрировали свою эффективность в изучении языков.

Как полагают современные исследователи, альфа, бета и дельта фазы мозга особенно подходят для творчества. Используя научные данные, попробуем разобраться, как интуиция, воображение и фантазии могут быть элементами творчества. Великий психиатр Карл Юнг давно связал бессознательное и интуицию, когда писал, что бессознательное – «не просто хранилище прошлого, но также полно будущими психическими ситуациями и идеями».

В представлении ученого интуиция и порождаемое ею творчество есть некая разновидность изначального инстинктивного знания. Она работает в собственном темпе и по собственному желанию. Как пишет Голдберг, «вы не можете принудить интуицию работать, как не можете заставить кого – то в вас влюбиться». Однако, Д.Айян дает несколько рекомендаций, которые помогают подготовить почву для проявления интуиции. Это, во-первых, надо научиться быть более открытым и более почтительным по отношению к своей интуиции:

  • Верьте в интуитивные способности своего разума.
  • Доверяйте своим чувствам и мыслям.
  • Будьте уверены в себе и независимы.
  • Будьте гибким, не бойтесь экспериментировать.
  • Не упрощайте задачу; будьте готовы к сложностям.

Во-вторых, нужно узнать, как расшевелить интуицию, для чего необходимо научиться распознавать ее признаки:

  • Озарение (обрывки идей, мгновенно проносящиеся в голове, но вы уверены, что мысли правильные).
  • Повторяющиеся мысли (повторение одной и той же мысли является сигналом к тому, что следует прислушиваться к своему внутреннему голосу).
  • Видения (эти образы и картины, как и внезапные мысли, возникают в голове человека без каких-либо видимых причин)..
  • Внутренние чувства (особые, неуютные физические ощущения, которые заставляют что-то делать, ходить, вставать и садиться, в общем – не дают покоя).
  • Инстинктивные эмоции (сильные вспышки эмоций при столкновении с какой-либо ситуацией, делом, человеком).
  • Неожиданные «духовные» чувства (сообщение изнутри). Нельзя отказываться от интуиции, ибо мы упускаем огромные творческие возможности.

Следующим проявлением альтернативного сознания является фантазия. Фантазия – один из путей в наше подсознание. Это – некое гипнотическое состояние, в котором мозг пребывает между бета – и альфа – волнами; мозг менее сосредоточен, чем во время бодрствования. Фантазии позволяют раскрыть необъятные резервы образов, идей и опытов, ведущих к новым ассоциациям, то есть к творчеству.

Могучее средство проникнуть в наше альтернативное сознание – это сфера воображения. Воображение – форма мысленного повтора вроде создания «фильма в голове». Оно имеет три серьезных преимущества. Первое – отработка нервно-мышечных рефлексов, необходимых для предполагаемой будущей деятельности. Другой плюс – возможность выйти за рамки привычного способа мышления. И наиболее значимое для творчества преимущество воображения в том, что мозг расслабляется до альфа – состояния, открывая дверь в альтернативное сознание.

Остановимся подробнее на важных составляющих креативности человека, воображении и фантазии.

В одну из задач воспитания творческой личности в процессе обучения иностранному языку входит стимулирование студентов мыслить образно, развитие их воображения и фантазии на всех этапах усвоения иноязычного материала.

Все вышеизложенное должно натолкнуть педагога на мысль о поиске таких средств обучения, которые, активизируя альтернативное сознание обучающихся, способствовали бы развитию их творческого потенциала. На наш взгляд, весьма актуальными в этом плане являются суггестивные средства обучения. Как известно, элемент суггестивного воздействия имеет место в любом педагогическом акте. Правильно организованное внушение опосредованно воздействует на альтернативное сознание (подсознание), а также стимулирует сознательную активность обучающихся.

Большое внушающее воздействие на человека оказывает речь, иноязычная в частности. Доказано, что существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи преподавателя и успешностью восприятия и запоминания знаний обучающимися. На процесс запоминания влияет эмоциональная окраска голоса, интонация, ритм, жесты. Все это можно, безусловно, отнести к суггестивным средствам обучения. Умелое использование всех названных средств помогает преподавателю вызвать ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сотрудничества, соразмышления, творчества.

Большую роль в педагогическом процессе, как суггестивное средство, играет стиль общения, наиболее позитивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Как утверждал И.Е.Шварц, любое средство воздействия приобретает силу только в сочетании с техническими приемами, к которым относится: техника речи, мимика и жесты.

Жесты и мимика – это непрямые внушающие средства общения, они воспринимаются учащимися неосознанно, но овладеть этими умениями должен каждый будущий учитель.

Как показывает практика, способствует этому использование приемов театральной педагогики в процессе обучения иностранному языку. Театр – искусство синтетическое. Здесь в творческом взаимодействии «работают» пьеса как литературная основа спектакля, сценическое действие, словесное действие, музыка, декорации, световое оформление, сцена и зал. Вся эта сложная система позволяет наряду с эстетической стороной обращаться не только к разуму человека, но и к его чувствам, чтобы воспитать творческую личность. А это для профессии учителя очень важно. Как показывает опыт, работа в студенческом театре требует неординарного отношения к делу, способностей студентов. Важное внушающее воздействие может оказывать, наряду с другими средствами обучения, функциональная музыка. Являясь мощным средством суггестии, она эффективным образом воздействует на чувства и эмоции человека, представляя собой «сильный психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» (В.Леви). Музыка может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка; она способствует развитию чувства языка, музыкального слуха, снижению психологической нагрузки.

Созданию высокого эмоционального уровня на занятиях способствуют игровые ситуации и ролевые игры. Значение вводимой легенды – маски позволяет обучающимся самовыражаться, избавляться от чувства стеснения, неловкости. Снимаются психологические барьеры, а значит, открываются и активизируются творческие возможности (Г.А.Китайгородская).

В указанном плане определенный интерес представляют стратегии развития креативности Д.Айяна, которые мы использовали в нашей практике. Приведем некоторые примеры – ситуации направленные на развитие воображения, фантазии.

Выскажите ваше мнение о суждениях:
а) фотографии нашей планеты из космоса наводят нас на размышления о бесконечности вселенной;
б) звуки живой природы (крики дельфинов, звуки грозы, шум дождя) помогают услышать живую душу природы;
в) покажите, что необычные традиции, иностранная речь, непривычная музыка, прогулки по незнакомым местам помогают человеческому мозгу впитывать информацию, которая развивает умственные способности;
г) докажите, что интеллектуальная окружающая среда Парижа начала двадцатого века притягивала великих художников и мыслителей;
д) вспомните и опишите места, которые из-за своей первозданной красоты общепризнанно считаются вдохновляющими;
е) красота природных ландшафтов вызывает в людях такое глубокое чувство духовного слияния с окружающей природой и такое творческое вдохновение, с которым не могут сравниться никакие другие источники;
ж) если бы вам надо было выбрать только одно место на земном шаре, которое, на ваш взгляд, больше всего повлияло бы на вашу жизнь и творчество, что бы вы выбрали и др.

Анкетирование, беседы со студентами подтвердили наше предположение о том, что задания, имеющие творческую направленность, пробуждают большой интерес, выражающийся в их желании участвовать в разработке сценариев, ролевых игр, творческих проектов, нестандартных уроков.

Понимая, что важнейшими составляющими креативности человека являются его фантазия, воображение, мы стимулировали их развитие в процессе выполнения различных упражнений в соответствии с устной тематикой.

Например:
– темы «Портрет, характер».

Ситуация: предлагается вспомнить какое-либо место большого скопления народа: улицу, вокзал, поезд, автобус, университет… В процессе размышления возникают те или иные люди. О них надо рассказывать (на иностранном языке), все время фантазируя, оправдывая их поведение, внешний вид, стремясь проникнуть в их внутренний мир.
– темы «Жизнь человека, биография».

Ситуация: предлагается описать один случай из жизни, драматический, комедийный – все равно какой. Важно соотнести действие с одеждой людей, привычками, походкой, манерой ходить, говорить и т.д.
– темы «Природа», «Погода», «Путешествие».

Упражнения на проигрывание различных ситуаций с целью развития воображения. Например, прогулка по…, в…(по Бродвею, по Елисейским полям, по набережной Сены; в лес, в горы). Педагог дает четкие установки, задает тематику, условия, стимулирующие высказывания студентов.
– упражнение (по М.А.Чехову). Найденный фантазией образ человека переносится из одного возраста в другой. Если он молодой, надо представить себе, какой он стареющий, а затем старый. Если старый постараться восстановить его молодой образ.
– возможны и такие ситуации:
«что бы было, если бы я попал (а) сюда в раннем детстве? Или не в детстве, а вот сейчас? А если в зрелом возрасте?»

Опыт использования подобных заданий в процессе обучения французскому языку студентов позволил сделать некоторые выводы, основанные на контрольных срезах, тестировании, отзывах студентов и собственных наблюдениях автора.

Иностранный язык, равно как и другие учебные дисциплины, может служить благоприятной почвой для развития креативности студентов, так необходимой будущему зрителю.

Необходимо развитие всех языковых, речевых иноязычных навыков, а также воображения, фантазии, интуиции.

Упражнения по развитию наблюдательности, фантазии, интуиции, воображения, важных профессиональных навыков – безусловный путь к творчеству.

Велика роль альтернативного сознания человека в развитии креативности человека.

Список литературы

  1. Айян Д. 10 способов освободить ваш творческий гений. Питер. Спб, 1977
  2. Леви В. «Охота за мыслью. М., «Молодая гвардия», 1967.
  3. Садовская А. Развитие творческого мышления студентов на занятиях по домашнему чтению. Вестник Прикамского социального института. Серия: Лингвистика. Переводоведение. Теории обучения языкам. Выпуск №5 (27). – Пермь, 2006.
  4. Садовская А. Суггестивные средства воздействия в традиционной методике обучения иностранному языку. Проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: Сб. научных статей. – Пермь, 1999.
  5. Шварц И.У. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009