Н.В. Таринова
ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Дистанционное обучение – неотъемлемый атрибут и фактор развития современного общества. Новые электронные технологии обеспечивают активное вовлечение учащихся в учебный процесс, позволяют управлять этим процессом. Это особенно актуально при организации заочного обучения, которое предполагает постоянный контакт студентов и преподавателей только во время сессий. Когда студент-заочник уезжает домой, общение с преподавателем теряется. Ограничена и работа студента с учебными пособиями. Дистанционное обучение позволяет решить эти проблемы благодаря тому, что обеспечивает диалог между преподавателем и студентом на расстоянии, стимулирует обратную связь.
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20 века. Особенности данного вида обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой, Е.С. Полат и других. Теория и методика организации заочного образования рассматривалась в работах Е.П.Белозерцева, А.П.Давыдова и др. Авторы рассматривают дидактику и методику дистанционного обучения. Вместе с тем, специфика дистанционного обучения для студентов заочной формы обучения педагогических специальностей, в частности при изучении курса «педагогика» не исследуются.
В работах последнего времени анализируется переход от заочного обучения к дистанционному, реализуемый в условиях информатизации общества (Н.А.Кокорев и М.А. Смешилов). В.И.Овсянников проводит анализ сходства и различий дистанционного образования и заочного обучения.
Так, и для дистанционного образования и для заочного обучения характерны:
- преобладание самостоятельной работы;
- нет ограничения возраста (от 18 и старше);
- социальное равноправие;
- одновременно охватывается большое число обучаемых;
- отсутствие «привязки» к месту проживания;
- возможность обучения без отрыва от производства;
- возможность обучения для нетрудоспособных, инвалидов, военных.
Преимуществами заочного обучения перед дистанционным являются: прямой контакт преподаватель – студент; на установочных занятиях преподаватель излагает базовую часть материала; организована самостоятельная работа с литературой; имеется возможность применять знания на практике; предполагается выполнение лабораторных работ. Организовано получение конкретной специальности по определенному учебному плану.
К недостаткам заочного обучения отнесены: отсутствие постоянной обратной связи между преподавателем и студентом; ограничение консультаций в учебный период; трудность промежуточного контроля; преобладание репродуктивных методов контроля, которые устаревают; мотивация, есть пока ее поддерживают во время пребывания студента в университете; печатные материалы, пересылаемые по почте, идут очень долго.
Преимущества дистанционной формы обучения:
- Активная познавательная деятельность каждого.
- Формирование устойчивой мотивации.
- Обеспечение эффективной обратной связи.
- Индивидуализация процесса обучения.
- Наличие электронной почты позволяет получать информацию и общаться быстро и удобно, нет необходимости выходить на улицу.
- Большое количество разнообразных заданий.
- Высокий интеллектуальный потенциал информационной среды.
- Одновременное обучение (по некоторым специальностям).
- Обучение в пространстве независимо от удаленности.
- Телеконференции в интернете.
- Привлечение высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов из разных университетов.
- Ежедневное индивидуальное общение преподаватель – студент.
- Демократично: можно выбрать определенную систему курсов.
- Экономичность.
В литературе отмечают также недостатки дистанционного обучения:
- Недоверие к новым технологиям.
- Отсутствие «живого» контакта преподаватель – студент.
- Отсутствие Интернета (особенно в сельской местности).
- Есть Интернет, но с этим связаны большие расходы (оплата за хорошо работающий модем, оплата за безлимитный интернет).
- Успешное обучение зависит от технических навыков управления компьютером.
- Языковой барьер.
Как показал анализ предложений на рынке образовательных услуг, в вузах России используется дистанционное обучение по разным специальностям, в частности: менеджмент, маркетинг, бухучёт, экономика, управление персоналом. На сайтах в Интернет чаще всего указаны перечень изучаемых предметов, сроки и порядок обучения, его стоимость.
Чаще всего дистанционное обучение используется при изучении экономических дисциплин. Социальные и культурологические дисциплины встретились примерно в 1% проанализированных программ дистанционного обучения, представленных на сайтах вузов РФ (соотношение социо-гуманитарных и экономических, технических программ составило 1:18).
В ходе изучения данной проблемы было замечено, что педагогика как социо-гуманитарная наука имеет особенности. Препятствием преподавания в дистанционной форме является тот факт, что гуманитарные знания не имеют четкого алгоритма и однозначных ответов. В гуманитарных предметах преобладают вопросы, не имеющие однозначных ответов, они предполагают столкновение различных мнений, поэтому необходима аудитория.
Особенности преподавания гуманитарных наук дистанционно мало исследованы. Вместе с тем, можно предположить возможность применения дистанционного обучения на материале гуманитарных дисциплин. Дистанционное образование позволит открыть доступ студентам-заочникам к нетрадиционным источникам информации (возможность использования видеофрагментов педагогического процесса), повысить эффективность самостоятельной работы, создаст новые возможности для творчества.
Список литературы
- Овсянников, В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы?/ В.И. Овсянников // Открытое образование. – 2002. – №2. – С.64-74
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С.Полат, А.Е. Петров // Педагогика. – 2003. – №7. – С. 29-34
- Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат – М.: Академия, 2006.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|