Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Д.В. Тюлькина

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ

 

Проведенное нами исследование, заключающееся в теоретическом анализе научной литературы, контент-анализе материалов ЗАГСов Куединского, Красновишерского, Очерского районов Пермской области и Индустриального района г.Перми, обследовании 154 детей из национально-смешанных и однонациональных семей, и 44 родительских пар из национально-смешанных и однонациональных семей, проживающих на территории Пермской области, их анкетировании и интервьюировании позволило нам сформулировать особенности национально-смешанных семей, которые заключаются в следующем:

  • национально-смешанная семья в биологическом плане представляет собой частицу популяции, где происходит процесс миграции генов, что приводит к устойчивому развитию генофонда;
  • национально-смешанные семьи представляют собой пример оптимального межкультурного взаимодействия, когда супругам с абсолютно несовместимыми формальными признаками (расовой, языковой и конфессиональной принадлежности) удается строить свои взаимоотношения на отмеченных нами выше принципах;
  • национально-смешанные семьи при достаточной национальной компетенции каждого из супругов являются средой сохранения национального наследия двух народов, распространения билингвизма, бикультурного развития, взаимопроникновения культур.

С целью выявления действительных оснований, лежащих в основе оптимального функционирования национально-смешанных семей и главным образом, выполнения ими воспитательной функции, мы провели сравнительный анализ воспитательных моделей однонациональных и национально-смешанных семей. Этот анализ позволил нам увидеть особенности воспитания детей в национально-смешанных семьях.
Они заключаются в следующем:

  • в национально-смешанных семьях имеется определенный биэтнокультурный и воспитательный потенциал, нуждающийся в своем дальнейшем развитии;
  • в национально-смешанных семьях довольно прочные внутренние связи между ее членами;
  • воспитание детей в большинстве случаев имеет направленность в сторону толерантности и терпимости, что соответствует требованиям и закономерностям общественного развития;
  • дети, воспитывающиеся в национально-смешанных семьях, отличаются от детей из однонациональных семей большей лояльностью и толерантностью, что свидетельствует об определенных адаптационных способностях;
  • реальные модели воспитания и оптимальная модель воспитания детей имеют ряд отличий, заключающихся в соблюдении технологии воспитания в утробный, антенатальный период и период раннего детства;
  • на процесс воспитания детей оказывают существенное влияние как внутренние этнокультурные факторы: межэтнические установки родителей, их цели и мотивы в воспитании детей, так и внешние этнокультурные факторы: условия окружающего социума, его стереотипы и представления;
  • направленность процесса воспитания, развитие задатков обоих родителей возможно только при взаимной договоренности родителей по существенным вопросам воспитания детей и соблюдения двух принципов, соответствующих двум периодам жизни детей – в утробный период и в период с 0 до 3 лет – один родитель-один язык, и в период после 3 лет – принцип договоренности родителей по существенным вопросам воспитания;
  • родители должны обладать достаточным уровнем этнической культуры, адекватной самооценкой и самосознанием, чтобы вырастить и воспитать в своем ребенке биэтнокультурную личность;
  • родители, как мать, так и отец, должны в равной мере принимать участие особенно в раннем воспитании детей;
  • оптимальными средствами воспитания детей являются средства народной и научной педагогики;
  • методами воспитания являются метод примера, убеждения, увещевания, беседы, метод единства требований, похвалы, поощрения, наказания;
  • на процесс воспитания детей оказывают влияние такие факторы, как тип семьи (совместимый или несовместимый по формальным признакам), стиль родительского поведения, личностные ресурсы семьи, а также этнокультурная среда ее проживания.

Гипотеза нашего исследования о том, что дети, воспитывающиеся в национально-смешанных семьях различного типа, являются поликультурными личностями, востребованными общественным развитием, подтвердилась не полностью.

Так, нами подтверждено, что:

  • у детей из национально-смешанных семей имеются достаточные для развития этнокультурные генетические задатки;
  • у родителей имеется достаточно определенные совпадающие взгляды на цели и задачи воспитания детей в духе толерантности и терпимости;
  • окружающая среда довольно терпимо относится к национально-смешанным семьям.

Вместе с тем, нами отмечено, что:

  • родители не обладают достаточной этнокультурной компетенцией для передачи ее детям, особенно это касается знания языка;
  • родителями не соблюдаются в большинстве случаев два принципа воспитания детей: на раннем этапе развития до 3 лет – один родитель – один язык и принцип договоренности по существенным вопросам воспитания в более поздние периоды;
  • родители, не имеющие достаточной этнокультурной компетенции, не имеют достаточной информации извне, чтобы восполнить этот недостаток.

В соответствии с задачами исследования, нами была разработана концептуальная модель воспитания детей в национально-смешанных семьях различного типа, отвечающая потребностям личности и семьи, а также потребностям общественного развития. Эта модель предусматривает начало воспитания ребенка еще до его рождения, основным принципом воспитания в период от утробного развития до 3 лет после рождения ребенка должен быть принцип «один родитель – один язык». Содержание воспитания в этот период должно черпаться из недр народной педагогики и должно быть направлено на физическое, социальное и духовное развитие. Обязательно погружение ребенка в национальную среду. Основными методами в этот период должны быть метод примера, поощрения, беседы (общения), наставления. Оптимальными средствами должны быть средства народной педагогики – колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, стишки, сказки, игры и т.д. Поскольку в период до 3 лет в человеке закладывается его основа, постольку родителям нужно быть чрезвычайно ответственными, чтобы не упустить время для развития задатков.

В следующий период развития после 3 лет согласно модели воспитания, должен соблюдаться принцип договоренности между родителями по существенным вопросам воспитания. Особенно это актуально для тех семей, которые имеют несовместимость по формальным признакам. Воспитание детей при этом должно идти в направлении развития уже заложенных задатков и основ. Главное требование к родителям в этот период – направлять, регулировать, корректировать уже развивающийся процесс, применяя при этом также средства народной педагогики, учитывая периодизацию развития этнического самосознания ребенка, создавая для него психологическую защиту и поддержку, показывая на личном примере свою этническую, национальную компетенцию. При наличии толерантной ближайшей культурной среды эта модель предусматривает воспитание биэтнокульурной личности, имеющей позитивную личностную оценку, востребованной общественным развитием.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009