Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Т.Я. Шихова

 

РАЗВИТИЕ ПРАВОЗАЩИТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Стратегия модернизации образования в качестве одной из важных целей ставит – умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства).

Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя) включена в структуру ключевых компетентностей, формирование которых является основной идеей компетентностного подхода.

Компетентность – это мера включения человека в деятельность, способность и готовность действовать на основе полученных знаний.

Характерными признаками ключевых компетентностей являются: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

Они требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей позиции, самооценки, критического мышления.

Компетентность объединяет в себе интеллектуальную навыковую составляющую образования, включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Применительно к каждой компетентности можно выделить различные уровни её освоения: минимальный, продвинутый, высокий.

На основании всех выше перечисленные положений строилось наше исследование.

Нами было выдвинуто предположение о том, что реализация компетентностного подхода в деятельности детской общественной организации происходит наиболее эффективно, если будет организована специальная обучающая деятельность, если подростку будет предоставлена возможность осуществления правозащитной деятельности, право выбора форм, средств, способов её осуществления, определено поле практического применения и произведена оценка её эффективности.

Основными методами исследования являлись: метод анализа и обобщения опыта деятельности по проекту, метод традиционного анализа документов, опрос, проводимый в форме раздаточного анкетирования, социально-педагогический эксперимент.

Исследование осуществлялось в рамках проекта «Молодёжная межрегиональная правозащитная сеть», реализуемого Уральским центром поддержки НГО на базе отрядов Общероссийской организации «Детские и молодёжные социальные инициативы». В проекте участвовали 15 отрядов ДИМСИ: 9 из Перми и Пермского края, 3 из Кировской области, № из Удмуртской республики.

Цель проекта: создать модель ускоренного просвещения широкого круга молодых людей по правам человека и формирование чувства гражданской ответственности через внедрение правозащитной компоненты в деятельность сети молодёжных организаций.

Для реализации проекта необходимо было создать неформальную образовательную модель, состоящую из учебно-практических модулей для ускоренного формирования культуры прав человека, правозащитных компетенций членов молодёжных объединений (школьники среднего и старшего возраста).

Авторами проекта была только гипотетически построена учебно-практическая модульная система, в ходе эксперимента её предстояло создать и апробировать в 15 отрядах ДИМСИ.

Технология реализации проекта включала:

  • создание специализированной сети, состоящей из 15 отрядов ДИМСИ (460 подростков и старшеклассников);
  • создание команды единомышленников (педколлектива), состоящего из руководителей отрядов, координаторов регионов, руководителей проекта;
  • разработку содержания предстоящей деятельности по проекту (обучение руководителей объединений, обучений членов правозащитных отрядов, организация правозащитных практик);
  • поиск эффективных методов, форм, технологий организации, стимулирования и оценки этой деятельности;
  • установление взаимодействия со всеми организациями и социальными институтами, способными оказать поддержку в достижении цели проекта.

Проект длился 12 месяцев и состоял из 4-х трехмесячных учебно-практических модулей, тематика которых соответствовала определённому виду прав человека.

Первый модуль (апрель-июнь) был посвящен теме «Право на доступ к информации о правах детей в школе». Второй модуль: «Социально-экономические права» был разделён на две подтемы: «Трудовые права несовершеннолетних» (июль-август) и «Социально-экономические права учителей»(сентябрь). Третий модуль: «Право гражданина на участие в регулярной смене власти» (октябрь-декабрь). Четвёртый модуль: «Права детей в трудной жизненной ситуации» (январь-март 2006 г.).

Модуль включал – двухдневный семинар для руководителей отрядов и представителей Комитетов по делам молодёжи. На этих семинарах руководители получали теоретические знания по данному разделу прав для проведения информационно-образовательных занятий с отрядом, разрабатывали методики проведения правозащитной практики в своем местном сообществе. Затем руководители отрядов, привлекая специалистов, организовывали информационно-образовательные сессии с димсистами своих отрядов. Занимались проектированием правозащитной практики по теме данного модуля и реализацией, разработанного отрядом проекта.

Такая последовательность действий внутри каждого модуля и являлась технологией реализации компетентностного подхода в достижении цели проекта, который предполагал приобретение опыта практической деятельности на основе полученных знаний и умений.

Принцип добровольности участия детей в деятельности общественных организаций и объединений и свободы выбора программ потребовал особой заботы организаторов о мотивации участников проекта.

Прежде всего – это мотивация руководителей детских общественных объединений с этим связано их отношение к своим профессиональным обязанностям. Можно выделить факторы, которые обеспечили постоянный рост профессионального интереса руководителей:

  • инновационность проекта, понимание того, что рождается новая технология организации взаимосвязанных процессов обучения и практики; реализации компетентностного подхода в деятельности детской общественной организации.
  • масштабность проекта (три территории, 15 отрядов), его социальная значимость, актуальность и востребованность;
  • принцип дополнительности в отборе содержания образовательного процесса модулей (правозащитные технологии не изучаются в школе, и сами учителя их не знают и не владеют умениями и навыками в этой области);
  • принцип творчества и сотрудничества, которым руководствовались при организации деятельности на всех этапах реализации учебно-практических модулей, они чувствовали себя соавторами рождающейся технологии;
  • постоянное повышение уровня собственной проектной и правовой культуры и правозащитной компетентности;
  • качество и своевременность методических материалов, которые являлись и хрестоматией и методическим пособием, содержащим очень чёткие рекомендации и алгоритмы выполнения «цементирующих» практик;
  • успешность и признание этой деятельности в лице местного сообщества (радиопередачи по областному радио, публикации в местной прессе, постоянное сотрудничество со всеми заинтересованными организациями по теме каждого модуля).

Можно выделить следующие факторы, которые помогли обеспечить высокий уровень активности детей: постепенное усложнение деятельности и расширение поля самореализации в процессе практики; возможность выбора вида практики, и создания собственного варианта её проведения; включение их в исследовательскую деятельность по теме каждого модуля (проведение анкетирования, опросов среди сверстников, учителей и взрослого населения микрорайонов, обработка полученных данных, поиск новых информационных источников, и т.п.); создание ситуаций востребованности знаний для разработки и осуществления проектов правозащитной практики; применение новых методов и приёмов развития мотивации (арттехнологии, межгрупповые и межтерриториальные коммуникации, творческое и лидерское самоуправление, личностный рост, социальное проектирование и др.); создание условий реализации креативных способностей детей в качестве обязательного компонента в практической части каждого модуля, поэтому практические мероприятия им были интересны по исполнению, и по общественно-значимому результату.

Таким образом, развитие всего спектра мотивов обеспечивало постоянную включённость и активность всех участников проекта. Именно активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Это проявлялось в инициативах детей в ходе реализации правозащитной практики по теме каждого модуля. Межотрядное взаимодействие способствовало рождению новых, нестандартных, творческих идей и подходов в реализации практик, обмену опытом, общению, формированию чувства сопричастности к сети, «правозащитного коллективизма, что являлось необходимым условием эффективности правозащитных практических действий.

Первый этап каждого модуля начинался с разработки содержания предстоящей обучающей деятельности «творческой лабораторией», работу которой организовывал программный менеджер и руководитель проекта в её деятельность вовлекались специалисты в этой области прав человека, которые позднее привлекались в качестве тренеров обучающих семинаров для руководителей объединений и представителей комитетов по делам молодёжи. В этой творческой лаборатории обсуждался объем и содержание теоретических знаний, необходимых для реализации цели данного модуля, отрабатывались методика и технология проведения семинаров-тренингов для руководителей, формы и методика проведения обучающих занятий для членов правозащитных отрядов, разрабатывались варианты правозащитных практик.

На четырёх 2-х дневных семинарах-тренингах по темам модулей в разных формах была представлена теория прав человека, основные европейские и российские документы по теме модуля. Помимо теоретических и методологических вопросов обсуждались их прикладные аспекты по теме каждого модуля, обсуждались варианты и разрабатывались алгоритмы правозащитных практик общественной организацией по теме модуля. В групповых занятиях разрабатывались, обсуждались и совершенствовались конкретные проекты практик, определялись приемы и способы формирования мотивации димсистов к изучению прав человека и практикованию в правозащитной деятельности.

На семинарах-тренингах использовались интерактивные методы обучения: деловые и ролевые игры, защита проектов правозащитных практик, дискуссии и др.

Второй элемент обучения – это информационно – учебные тренинги для членов 15 отрядов. По каждому модулю, имеющему определённую тему, в каждом отряде проходило 3-4 занятия, под руководством и непосредственном участии руководителя отряда. Алгоритмы проведения организации деятельности по модулю существенно отличались. А поскольку они все содержали исследовательские задания (проведение мини-анкетирования социального положения учителя, анализ ситуации на рынке труда по материалам СМИ) то очень часто они сопровождались острыми дискуссиями, и анализом реальной ситуации в территории. Поэтому занятия становились источником интереса к предстоящей деятельности. На заключительном занятии по модулю осуществлялась коллективная творческая разработка проекта проведения практики.

Третий элемент каждого модуля – это организация правозащитной практики. Разработка каждой правозащитной практики проходила в несколько этапов…

Во второй месяц модуля димсисты совместно с руководителем отряда создавали свой проект практики, используя опыт, накопленный отрядом во всей предыдущей деятельности, и методические пособия. Этот проект, разработанный в процессе коллективной творческой деятельности, отряд осуществлял в третий месяц модуля. На этом этапе развивались креативные, организаторские способности ребят, повышалась проектная культура.

Тема первого модуля – «Доступ к информации, свобода слова (самовыражения) и права человека в школе». Такая сложная тема потребовала от организаторов и участников проекта поиска вида практики, которая бы соответствовала теме модуля, была интересна и понятна детям, обеспечила мотивацию к правозащитной деятельности уже на первом этапе проекта.

Невозможно сформировать у детей чувство гражданской ответственности, обращаясь только к сознанию ребёнка, Дети на могут руководствоваться исключительно рационалистическими идеями. Знания внутренне усваиваются детьми, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Именно поэтому мы наполнили уже первую практику самыми разнообразными арттехнологиями наряду с известными формами работы тренингами, дискуссиями, беседами.

Первая часть практики посвящалась правам человека в школе. Димсисты знакомились с правами и обязанностями учащегося по Уставу школы, проводили дискуссии на эту тему в некоторых классах школы, пытаясь обновить устаревшие положения Устава, проводили круглы столы с администрацией школы. Обнаружилось, что во многих учебных заведениях Уставы не доступны детям, дети не знают где получить эту информацию. Поэтому в результате деятельности отрядов в школах появились стенды с текстами Уставов школы, в одной школе появился проект Конституции школы, прошли переговорные площадки с администрацией школы, появились первые правозащитные отряды.

Вторая практика этого модуля была направлена на развитие эмоционально-нравственной сферы личности, повышение порога «гражданской чувствительности» (Вьюжанин В.В.).

Так было принято решение о проведении Конкурса творческих работ (сочинения, частушки, фото, рисунки) участников проекта. Он был объявлен как вторая практика по первому модулю. Главный смысл этого конкурса – приглашение к самовыражению в сфере общественного обмена информацией, идеями, взглядами. Эта практика позволяла детям выразить свое эмоциональное отношение к правозащитной деятельности. В эту практику дети могли включиться в любой момент по желанию на протяжении всего проекта. Лучшие работы были представлены в газете «За общее дело», демонстрировались на школьных выставках, были отмечены специальными призами и подарками.

Арттехнологии прежде всего были направлены на формирование чувствительного самосознания, чувства человеческого достоинства. Компетентностый подход позволил добиться значительных успехов в осуществлении главной цели проекта – формирование гражданственности молодого поколения.

Рефлексия и анализ процесса общественно значимой деятельности гарантируют получение знаний и навыков в практическом опыте. Обязательным этапом всех видов деятельности по проекту было подведение итогов, самооценка. В каждом отряде при организации рефлексии использовались самые разнообразные методы и методики её проведения: групповая дискуссия, опрос, презентация проекта, моделирование, конкурс сочинений, статья в газету, самооценка и просто оценка деятельности.

Итоги деятельности отрядов по каждому модулю подводились на Большом совете в начале каждого двухдневного семинара-тренинга. Кураторы территорий выступали с сообщениями о проведенной работе. В заключении первого дня семинара проводился Управляющий совет, где анализировались успехи и недостатки обучающего семинара первого дня, проводилась оперативная коррекция программы обучающего семинара второго дня, подводились итоги работы отрядов по теме модуля. По итогам работы всего модуля сетевым менеджером составлялся итоговый отчёт, который рассылался во все отряды. Этот отчёт включал рейтинг деятельности отрядов по данному модулю. Так происходил обмет опытом работы, определялась роль каждого отряда в реализации проекта.

Итоги деятельности по проекту были подведены на итоговой конференции с участием руководителей проекта, представителей СМИ, чиновников. Таким образом, в ходе всего проекта обеспечивалось сочетание самоанализа и коллективного анализа деятельности.

В ходе реализации проекта была выстроена система взаимосвязанной деятельности: от усвоения теории – к созданию проекта – через практическое участие в его коллективной реализации – к последующей совместной самооценке – это и есть совокупность тематически и методически связанных компонентов, составляющих учебно-практический модуль.
Участники проектных мероприятий:

  • приобрели опыт консолидированных правозащитных действий, гражданских акций;
  • получили системные знания в области основных прав человека и гражданских свобод;
  • получили знания о механизмах правозащитной деятельности (проведение мониторинга, сбор и анализ информации, привлечение специалистов, выработка общественного мнения, оформление петиций, разработка общественных акций, анкетирования, создание и распространение листовок и воззваний, социальное проектирование);
  • получили первый опыт практической правозащитной деятельности не только по защите своих прав и прав своих сверстников, но и учителей;
  • межотрядное взаимодействие и работа в сети, охватившей три региона России, сформировали потребность в гражданской консолидации в защите своих прав и свобод. Все отряды заявили о готовности к продолжению сетевого сотрудничества;
  • приобрели новый опыт социального творчества и партнёрства с различными организациями, опыт практического сотрудничества с другими правозащитными отрядами внутри сети.

Успешность реализации проекта и высокая оценка всей деятельности сети и, позволяют нам сделать вывод о том, что результатом реализации компетентностного подхода явился минимальный и достаточный уровень сформированности правозащитной компетентности у членов правозащитных отрядов и их руководителей. В качестве структурных компонентов которой можно выделить когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, действенно-практический, рефлексивный (оценочный).

Компетентностный подход имеет полиинституциональный характер, т.е. может быть применен во множестве социальных институтов, также и ключевые компетенции развиваются не только в системе образования, но и в деятельности общественных организаций.

Список литературы

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2001 год.
  2. Вьюжанин В. Права человека и молодые граждане России. Пермь. 2006 г.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009