Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Л.С. Шубина

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Е.ШВАРЦА

 

С приходом И.Е. Шварца в наш институт существенно изменилось положение кафедры педагогики. Как и положено, она стала ведущей кафедрой в педагогическом вузе. Известно, что еще и до сей поры сохраняется представление о сути подготовки учителя как специалиста – предметника. Именно так наполнялось и наполняется содержание образовательной программы по различным специальностям: для физиков – предметы физической науки, для биологов – биологической и т.п. А в практике оказывается, что это вторично. Выпускнику педвуза необходимо для преподавания своего предмета организовать познавательную деятельность детей, изучить их трудности в восприятии, создать условия успешного обучения. Взаимодействие с учащимися – конструктивное педагогическое общение требует специальных знаний и умений. Причем именно эти умения, формирующиеся в опыте взаимодействия с детьми, определяют эффективность труда учителя. Одной из ведущих идей Израиля Ефремовича была идея организации в педагогическом вузе такого образовательного процесса, который мог бы максимально развивать качества будущего учителя. Суть этих качеств составляет сплав личностного и профессионального потенциала специалиста. Поэтому не только обучение, но и воспитание студентов, развитие их личностных качеств стало для преподавателей кафедры педагогики важнейшим направлением деятельности.

В шестидесятых годах прошлого столетия вузы страны повсеместно создавали для учащихся школы юных по подготовке их к выбору профессии и к поступлению в свои учебные заведения. Педагогическая профессия в профориентационном процессе занимает особое место. Школьник имеет возможность постоянно наблюдать содержание труда учителя, знакомиться с "почерком" профессиональной деятельности разных специалистов. Однако, только стороннее наблюдение без «пробы» своих сил в труде дает будущему абитуриенту весьма относительное представление о том, что его ждет в практике. Наблюдение профессионального поведения создает иногда впечатление, что все у учителя-мастера получается просто, без каких-либо усилий. Но эта «простота» обеспечена глубокими знаниями и большим практическим опытом.

Чтобы выбор будущей деятельности не стал ошибочным, Израиль Ефремович предложил кафедре различные формы работы со старшеклассниками по ориентации на педагогическую профессию: педагогические кружки и факультативы психолого-педагогических знаний, организация деятельности педклассов, а также создание при институте школ юных воспитателей – очной и заочной. Отрабатывалось содержание обучения, формы занятий с учащимися, издание для них серии учебных материалов «Педагогические знания – школьнику», организация сессионных занятий, сотрудничество со студентами. Выполнение разнообразных заданий, в основном в процессе взаимодействия старшеклассников с младшими детьми, позволяло более глубоко познавать суть будущей профессии и критически оценивать свои качества относительно труда учителя. Основной акцент в работе с учащимися школ переносился на формирование профессиональной направленности – доминирующей мотивации при осознанном и ответственном выборе, базирующемся на более четком представлении того, что требует от человека педагогическая деятельность. Многие выпускники школ юных воспитателей после окончания вуза стали не только хорошими педагогами, но и руководителями органов образования.

Следует отметить еще одно очень значимое направление в деятельности кафедры по повышению эффективности подготовки учителя – организация непрерывной практики с первого по выпускной курс. По-существу кафедра под руководством И.Е.Шварца пестовала будущего учителя на протяжении всего времени от выбора профессии до окончания института путем насыщения теоретических занятий активной практикой работы с детьми. При этом преподаватели и сам Израиль Ефремович принимали активное участие в разнообразных формах взаимодействия со студентами. Оригинальной и очень востребованной со стороны студентов оказалась такая форма как встречи с преподавателями в кабинете психогигиены. По любой индивидуальной проблеме, связанной с обучением или различными социально-психологическими вопросами, студент мог в процессе консультации получить необходимую помощь. У молодых людей, как писал еще И.Кон, действительно много трудностей, переживаний, большинство впервые начинали независимую от родителей самостоятельную жизнь. Где найти ответы на возникающие вопросы? Они шли к нам за советом, поддержкой. Педагогическая поддержка нужна не только детям, но и начинающим самостоятельную жизнь молодым людям. Израиль Ефремович понимал это и стремился помогать студентам в их взрослении.

Многочисленные встречи со студентами различных факультетов, проведение с ними сеансов аутотренинга, обсуждение проблем суггестии с демонстрацией психолого-педагогических опытов, дискуссии по актуальным вопросам педагогики и школы, собственный пример общения И.Е.Шварца с аудиторией слушателей – выпускники института вспоминают эти яркие моменты в своей студенческой жизни. Они учились педагогике по его учебному пособию такой формы, которая лишь сегодня пришла в учебную литературу.

Современные требования к подготовке специалистов для школы заявлены, прежде всего, как формирование компетентного педагога, то есть, знающего и умеющего решать свои профессиональные задачи. Компетентность развивается и наращивается только в соответствующей деятельности. Если сопоставить это с идеями И.Е.Шварца, то очевидно, что практико-ориетированное обучение в вузе, которое он настойчиво вводил в образовательный процесс, было направлено на развитие компетентности будущего учителя. К сожалению, почему-то учебный план не предусматривал затраты времени преподавателей на такие формы работы со студентами. Но все понимали, что наша система образования не может быть ограничена только лекциями, семинарами, зачетами и экзаменами, некобходима воспитательная работа со студентами в активном взаимодействии, направленная на развитие личности и формирование профессиональных умений.

В настоящее время немало опубликовано материалов по определению сущности профессиональной компетентности учителя. Несмотря на некоторую разновидность в толкованиях, во всех отмечается то, что это интегральная профессионально – личностная характеристика. Следовательно, в подготовке специалиста для работы с детьми существенное значение имеют качества личности педагога, привлекающие к нему учащихся и позволяющие оказывать на них позитивное влияние. Наиболее оптимальный состав профессионально – личностных качеств составляют такие компоненты:

  • психологическая «зоркость» и адекватное оценивание педагогической ситуации;
  • знание преподаваемого предмета, содержания образования в соответствии со стандартом и программой;
  • умение точно определять цели педагогической деятельности;
  • умение устанавливать причины учебных затруднений, проблем ученика и осуществлять педагогическую поддержку для их преодоления;
  • умение использовать различные педагогические технологии в зависимости от образовательных целей и возраста детей;
  • умение анализировать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию своих затруднений с последующим планом их коррекции;
  • личностные характеристики (умение привлечь к себе детей, высокий уровень нравственности, педагогический оптимизм, неравнодушие к проблемам детей, эрудированность, эмоциональная устойчивость и др.).

Сложившаяся сейчас ситуация с педагогическими кадрами школ не может не вызывать тревогу. Все педагогические коллективы стали значительно старше по возрастному составу, в основном работают люди предпенсионного и пенсионного возраста. Причины этого общеизвестны, не имеет смысла их повторять в данной статье. Обратимся к проблемам. Большой опыт работы педагога-стажиста может быть и позитивным, и негативным фактором. С точки зрения профессионального мастерства – это должно быть благом. И действительно, многие учителя, несмотря на возраст, успешно сотрудничают с детьми, внедряют новые технологии, обеспечивают качественное образование.

Но все чаще общение с учащимися ограничивается только рамками урока, а пространство взаимодействия – школьным зданием. К тому же, из-за финансовых затруднений учителя ограничивают себя в посещении театров, музеев, выставок, в чтении художественной литературы, экскурсиях и путешествиях. Культурный запас не обновляется и постепенно уменьшается. Общение с таким учителем становится малопривлекательным. Это не может не беспокоить.
В этом году мы предлагали различным педагогам и руководителям школ, занимавшихся на курсах повышения квалификации, заполнить опросник «Моя культура». Нужно было назвать наиболее интересных для них авторов современной отечественной и зарубежной литературы, посещение театров, экскурсионные (туристические) поездки, заинтересовавшие открытия в науке, доступ к информации в INTERNET, какие каналы и какие передачи интересны в телевизионных и радиопрограммах, какой фильм хотели бы обсудить с учащимися и другие вопросы. Анализ ответов показал, что действительно учителя меньше читают, меньше видят. Казалось бы в эпоху INTERNET вся информация может быть получена дома или в школе, да и путешествовать можно в виртуальном пространстве необозримо широко.

Но полученные факты удручают. Приведу пример опроса одного из наиболее успешных и благополучных районов края. Из 26 педагогов дома получают информацию из глобальной сети лишь семеро, четверо заглядывали в Мировую цифровую библиотеку, в театрах за год были лишь трое по одному разу. В числе наиболее интересных авторов современной литературы России названы Д.Донцова, В.Токарева, Б.Акунин, А.Иванов, В.Астафьев (у многих вместо ответа – прочерк). Современная зарубежная литература – В. Скотт, А.Дюма, П.Коэльо. Почему-то никто не назвал удивившего научного открытия за последние 5 лет. Просмотр телевидения ограничен первым и вторым каналом (они общедоступны), лишь двое при наличии кабельного TV смотрят канал «Культура». Объяснение ситуации – нет времени и нет денег. В таких случаях принято говорить: это не вина, а беда учителей. Но с точки зрения профессии, ее специфичности следует все-таки признать, что и вина здесь есть. Тот, у кого сформировался устойчивый интерес к искусству, любознательность к научным открытиям, потребность в чтении художественной литературы, он не утрачивает этого с годами. Нельзя признать хорошим уровень компетентности педагога при отсутствии достаточного уровня его общей культуры.

Проблем современного учителя в связи с все более повышающимися требованиями к результатам его труда – действительно немало. К сожалению, молодые специалисты не настроены на работу в школе, да и государственная политика относительно педагогических кадров пока явно не способствует тому. А есть уже проверенный опыт эффективной подготовки учителей, который под руководством И.Е.Шварца успешно внедрялся кафедрой педагогики. Ни опыт профессиональной ориентации старшеклассников, выбирающих профессию учителя (сейчас он может быть реализован в профильном обучении), ни система непрерывной педагогической практики, ни воспитательный процесс в вузе, формирующий профессионально-личностные качества, не утратили сегодня своего смысла и значения. Если эти идеи продолжать воплощать в жизнь, то школы будут пополняться компетентными педагогами, труд которых будет успешным. Образование нуждается в молодых, хорошо подготовленных современных специалистах.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009