Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.В. Юняева

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ

 

В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране обострились противоречия между биологической сущностью личности и социальными условиями ее существования, между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей, произошло резкое снижение уровня здоровья населения, что воспринимается многими учеными как катастрофическая ситуация, ставящая под сомнение существование нации.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Доля вины за сложившееся положение возлагается на школу, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний.

В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.

Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.

Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др., нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.).

В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б.М. Чумаков и др.).

Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно.

Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода», «любовь», что свидетельствует о достаточно низком уровне побуждений к здоровому образу жизни и согласуется с данными психолого-педагогических исследований (М.М. Борисов, А.А. Касаткин, В.Н. Куликов и др.). Для 56,2% подростков значимы функционально-рекреационные ценности, для 23,8 % – духовно-эстетические, для 20% – учебно-ценностные, связанные со здоровым образом жизни. Полученные данные подтверждают необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников.

Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:

  • понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
  • необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;
  • недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;
  • реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;
  • необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». В нашем исследовании под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, к социальной среде, окружающей природе с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

С позиции системно-целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:

Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

      • Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.
      • Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.

Для реализации цели ориентационного этапа, как показала проведенная нами опытная работа (2006 – 2009 г.г.), наиболее действенными являются следующие средства:

  • насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни («ЗОЖ – сущность, современные подходы», «Здоровьесберегающие технологии в образовании»» и др.), занимательной информацией, историческими справками («Генезис и перспективы развития ЗОЖ »);
  • включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье» и др.);
  • создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»);
  • использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Здоровый образ жизни – хобби или необходимость?», «Мой образ жизни, здоровый ли он?»).

Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ.

Для реализации цели этапа генерализации школьники включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности).

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношений к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент – личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

При разработке программы формирования здорового образа жизни для подростков мы руководствовались положением изложенной выше модели, учитывали реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся.

Цель программы – формирование отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.

Основные задачи программы
1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья.
2. Формирование у подростков опыта самопознания.
3. Формирование позитивной « Я – концепции» подростка.
4. Стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни.

Экспериментальную программу мы назвали программой содействия подростку в формировании индивидуальных основ мотивации здорового образа жизни « Мой выбор – здоровый образ жизни». В основе программы – система занятий, спланированных для 7-8 классов школы, которые реализуются в процессе внеклассной воспитательной работы.

Принципы программы

  • Целостность формирования здорового образа жизни, реализация которого предполагает представление в единстве ценностного, личностного, деятельностного, когнитивного компонентов.
  • Креативность (творческий характер мотивов воспитания здорового образа жизни), реализация которого требует опору не на «привитие» привычек, а на создание условий для того, чтобы учащийся как субъект здоровьетворения на основе знаний, убеждений научился выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами.
  • Субъектность, предполагающая опору на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному».
  • Эмоциональное стимулирование, использование в процессе формирования ЗОЖ эмоциональных стимулов, создающих положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья.
  • Широкое использование возможностей внеклассной воспитательной работы.
  • Опора на традиции оздоровления, национальные системы оздоровления, рекомендации которых предполагают учет и использование традиций здоровьесбережения и здоровьетворения.

В программе наряду с другими аспектами большое внимание уделено внеклассной работе по физической культуре, т.к. физическое воспитание является важной составной частью валеологического образования школьников.
При составлении программы мы учли требования к организации занятий с учащимися, а также пожелания самих учащихся, что обеспечивает реализацию принципа свободного выбора.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают:

  • представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизни (системное);
  • отношение к здоровому образу жизни (бережное, заинтересованное, позитивное, ответственное);
  • опыт по овладению навыками, приемами здорового образа жизни (общими для всех и субъективно значимыми).

При определении критериев сформированности ЗОЖ мы учитывали состав, иерархию и осознанность мотивов, предметную направленность мотивов, динамические свойства мотивов, активность мотивов и перенос ее на новые ситуации и организацию процесса обучения в целом, свободу выбора целей ЗОЖ и путей ее реализации.
В соответствии с целями и задачами, принципами программы в содержание программы вошли такие направления: «Здоровье, его составляющие и законы», «Организм человека», «Этика и общение, «Способы сохранения, укрепления и коррекции здоровья», «Познай себя и сотвори себя сам». Все направления изучаются через «Я» подростка, что позволяет выделить аспект самопознания.

Опытная работа проверила и подтвердила эффективность программы «Мой выбор – здоровый образ жизни», что позволяет сделать вывод о целесообразности ее внедрения. Итоговая диагностика показала, что у учащихся экспериментальной группы представление о здоровье сливается с представлением о целостном идеальном человеке (73 % респондентов), причем здоровье не рассматривается подростками лишь как «Отсутствие болезней». В контрольной группе не выявлено достоверных различий на уровне представлений о ЗОЖ.

Анализ диспансеризации учащихся за последние три года показал положительную динамику стабилизации состояния здоровья подростков в экспериментальной   группе.

Результаты апробации и внедрения программы в школах Пермского края (2006-2009г.г.) свидетельствуют о педагогической значимости опытно – экспериментальной работы.

Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • формирование мотивов здорового образа жизни является сложным целостным процессом, связанным с созданием условий для осознания подростком ценности здоровья как социально и индивидуально значимой;
  • обосновано, что модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков отражает сущностные характеристики процесса развития у них ответственного отношения к своему здоровью на основе положительной «Я-концепции»;
  • доказано, что процесс формирования мотивов здорового образа жизни будет успешен, если его проектирование основано на учете принципов системности, креативности, субъектности, эмоционального стимулирования, опоры на внеклассную воспитательную работу, широкого использования народных традиций и систем оздоровления;
  • определено, что основными критериями сформированности здорового образа жизни выступают ответственное отношение и система представлений о здоровье, а также опыт овладения средствами и технологиями здорового образа жизни;
  • опытно – экспериментальная работа проверила и подтвердила эффективность программы « Мой выбор – здоровый образ жизни», что подтверждается результатами начальной и итоговой диагностики, выявленной положительной динамикой по основным критериям и показателям.

В результате проведенного исследования мы пришли к убеждению, что необходимо:

  • проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях по формированию здорового образа жизни, выявлять и изучать предложения занимающихся по совершенствованию внеклассной воспитательной работы;
  • максимально индивидуализировать процесс подбора и реализации программ занятий в зависимости от пожеланий, исходного уровня подготовленности и желаемого уровня достижений занимающихся;
  • расширять перечень культивируемых в школе форм работы по формированию мотивов ЗОЖ у учащихся с учетом импонирующих им видов деятельности, возрастных психологических и индивидуальных особенностей, а также гендерных различий;
  • привлекать к внеклассной работе по данному направлению специалистов различных служб и ведомств;
  • большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения, активнее применять интерактивные методы;
  • вводить в занятия творческие задания, тем самым обучая учащегося, как субъекта здоровьетворения, на основе знаний, убеждений выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами;
  • занятия строить с опорой на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному»;
  • использовать в процессе формирования ЗОЖ эмоциональные стимулы, создающие положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья;
  • своевременно осуществлять мониторинг качества внеклассной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000.
  2. Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.
  3. Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2001.
  4. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.
  5. Стальков, Е., Панин, В. Валеология: от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья. – М., 2001.
  6. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 1997.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009