Ю.И. Якина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Отличительные для конца XX-XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, рассматривающих в основе повышения качества образования переход на компетентностный подход. Компетентность как желаемый результат образования становится центральной идеей модернизации отечественного и зарубежного образования.
Компетентностный подход ставит во главу угла требования к результату образовательного процесса, увязанного с ситуациями эффективной применимости выпускника ВУЗа в современном мире.
Главной ориентацией в оценивании учебных достижений выпускников должно стать не столько выявление того, в какой мере обучающиеся освоили (запомнили) формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания, представленного в стандарте высшего профессионального образования. Важнейшим аспектом в оценивании, в определении качества высшего образования должно стать выявление способностей студентов использовать освоенное содержание образования для решения информационно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативно-деятельностных задач и проблем в профессиональной работе.
Таким образом, компетентным специалистом считается такой выпускник вуза, который способен адаптироваться в различных экономических, социокультурных, этнических и других условиях, обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, умеет принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность.
В силу этого компетентностный подход утверждает необходимость задачного построения содержания подготовки, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной образовательной деятельности, комбинирование независимой и аутентичной оценки.
Особую актуальность проблема профессиональной подготовки специалистов социальной сферы приобрела после принятия Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором утверждена концепция подготовки профессиональных кадров, ориентированная на удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах. Одним из важных путей решения этой проблемы является формирование профессиональной компетентности специалиста, с этой целью в образовательном процессе на факультете социальной педагогики ПГПУ применяются инновационные технологии.
Одной из инновационных технологий в образовании является технология case-study (кейс-стади), используемая для применения теоретических знаний на практике.
В основе данного метода лежит теория experiential learning – практикующего научения.
Согласно данной теории: навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике.
К практической реализации данной теории относятся: обучение на рабочем месте, наставничество, коучинг, тьютерство, обучение в аудитории методом кейсов.
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники:
- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;
- наука – третий источник кейса, она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Можно выделить три типа кейсов:
- практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
- обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Метод кейсов учит:
- видеть проблему;
- понимать и использовать концепции;
- анализировать профессиональные ситуации;
- оценивать альтернативы возможных решений;
- выбирать оптимальный вариант решения;
- составлять план его осуществления;
- развивать мотивацию;
- развивать коммуникационные навыки и умения;
- учит быть объективными;
- новому видению самих ситуаций;
- передает обобщенный опыт;
- помогает стать восприимчивым к другому мнению.
Этапы создания кейсов:
- Формирование дидактических целей кейса.
- Определение проблемной ситуации.
- Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
- Поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
- Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
- Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
- Выбор жанра кейса.
- Написание текста кейса.
- Диагностика правильности и эффективности кейса.
- Подготовка окончательного варианта кейса.
- Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.
К технологиям формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов относится и социально-педагогический тренинг. Особенностью таких тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности.
Основные функции тренингов:
- повышение социально-профессиональной и психологической компетентности;
- развитие социально и профессионально важных умений, качеств, способностей;
- профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагнации и деструктивных изменений личности;
- актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста.
Задачи социально-педагогических тренингов:
- развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения);
- повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «Я»-концепции);
- формирование отдельных видов профессиональной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др.,);
- регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);
- развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги коммуникативности, профессионального творчества и др.).
Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекций, семинаров, чтения литературы и т.д.) заключается в следующих принципах работы участников тренинга:
- активности;
- творческой позиции участников;
- объективизации поведения (наличие обратной связи);
- оптимизации познавательных процессов в условиях общения;
- партнерского общения.
Результатами социально-педагогических тренингов и критериями их эффективности являются:
- повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;
- переход специалиста на новый уровень профессионализма;
- развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
- создание оптимистической профессиональной перспективы;
- овладение приемами (технологиями) социально-педагогической деятельности.
Для определения уровня развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов эффективно использовать такую инновационную технологию как «Формирование «портфеля» (портфолио – portfolio). Портфолио – это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:
- объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- уровня сформированности умений и их совершенствование путем внесения коррекции в учебный процесс;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- развития мыслительной деятельности;
- критического отношения к учебной деятельности.
Мы используем портфолио как технологию оценивания при изучении такой дисциплины как «Социальная педагогика». В начале учебного года преподаватель социальной педагогики и студенты обсудили вопросы применения портфолио. Для этого необходимо было ответить на следующие вопросы:
Каковы цели использования портфолио?
- портфолио будет сопровождать студента в течение изучения курса «Социальная педагогика» ( 3 и 4 семестр);
- портфолио остается у студента после его составления;
- портфолио будет использоваться при аттестации (3 семестр –портфолио является своеобразным «допуском» к зачету; 4 семестр – портфолио влияет на итоговую оценку на экзамене по социальной педагогике);
- общая оценка портфолио будет состоять из оценок входящих в него частей.
Из каких частей будет состоять портфолио?
- портфолио включает все изучаемые темы;
- нужно включать в портфолио все завершенные работы, а не только лучшие;
- можно включать в портфолио комментарии преподавателей;
- студенты могут давать советы друг другу относительно содержания и структуры портфолио.
Какие специфические моменты должны быть отображены в портфолио?
- посещение и работа на лекциях;
- посещение семинарских и практических занятии;
- выступление на семинаре;
- подготовка и выступление с рефератом;
- выполнение практических заданий;
- самостоятельная работа;
- анализ прочитанной литературы по социальной педагогике;
- анализ статей по социальной педагогике;
- результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий;
- проекты;
- видеофрагменты;
- грамоты, гранты, знаки отличия;
- публикации (статьи, тезисы);
- образцы изобразительного творчества и т.д.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
- портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем и студентами.
Как будет выглядеть портфолио?
- наличие оформленной папки;
- титульный лист с данными студента и его фотографией;
- наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.);
- соответствие содержания оглавлению;
- все материалы, фиксирующие достижения студента.
Как будет проходить обсуждение портфолио?
Применение портфолио на протяжение третьего семестра подтвердило эффективность и значимость данной технологии: студенты активно включились в учебный процесс, проявляют самостоятельность, творчество, инициативность, оригинальность и личную заинтересованность при выполнении всех форм работы. Необходимо заметить, что технология оценивания портфолио имеет не только свои достоинства, но и недостатки. К достоинствам прежде всего нужно отнести системный подход к оцениванию, который облегчает процесс формирования рейтинговой оценки студента; возможность увидеть работу студента в динамике и оценить разнообразные навыки и умения. Недостатки: нельзя гарантировать, что работа выполнена студентом самостоятельно, что критерии оценки работы всегда применяются верно.
Анализируя работу по применению портфолио можно сделать следующий вывод:
- Состав портфолио студенты должны обсуждать вместе с преподавателем.
- Использовать портфолио в качестве рефлексии студентом своего развития.
- Включать в портфолио более разнообразные специфические моменты, такие как «рефлексивные журналы»; результаты групповой работы (черновики, схемы); краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ; аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов и т.д.; заполненные студентом анкеты (об отношении к какой-либо теме и т.д.); лист наблюдений (за какими-либо процессами), компьютерные программы, самооценка и т.д.
- Обсуждение порфолио проводить в форме конференции, выставки портфолио, организованной защите портфолио.
- Портфолио, заверенный администрацией, может и должен быть использован студентом в рамках итоговой государственной аттестации и в дальнейшем, при собеседовании по поводу приема на работу.
Список литературы
- Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. и др. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во им. А.И.Герцена, 2006.
- Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. – М.:Логос, 2004.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М., 2003
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003, – №5.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.
- Кузнецова Е.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов[Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.08 /Е.П.Кузнецова, Чита, 2006
- Старосветская Н.А. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детско-родительского сообщества [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01/Н.А.Старосветская, Красноярск, 2005
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|