Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Ю.И. Якина

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Отличительные для конца XX-XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, рассматривающих в основе повышения качества образования переход на компетентностный подход. Компетентность как желаемый результат образования становится центральной идеей модернизации отечественного и зарубежного образования.

Компетентностный подход ставит во главу угла требования к результату образовательного процесса, увязанного с ситуациями эффективной применимости выпускника ВУЗа в современном мире.

Главной ориентацией в оценивании учебных достижений выпускников должно стать не столько выявление того, в какой мере обучающиеся освоили (запомнили) формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания, представленного в стандарте высшего профессионального образования. Важнейшим аспектом в оценивании, в определении качества высшего образования должно стать выявление способностей студентов использовать освоенное содержание образования для решения информационно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативно-деятельностных задач и проблем в профессиональной работе.

Таким образом, компетентным специалистом считается такой выпускник вуза, который способен адаптироваться в различных экономических, социокультурных, этнических и других условиях, обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, умеет принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность.

В силу этого компетентностный подход утверждает необходимость задачного построения содержания подготовки, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной образовательной деятельности, комбинирование независимой и аутентичной оценки.

Особую актуальность проблема профессиональной подготовки специалистов социальной сферы приобрела после принятия Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором утверждена концепция подготовки профессиональных кадров, ориентированная на удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах. Одним из важных путей решения этой проблемы является формирование профессиональной компетентности специалиста, с этой целью в образовательном процессе на факультете социальной педагогики ПГПУ применяются инновационные технологии.

Одной из инновационных технологий в образовании является технология case-study (кейс-стади), используемая для применения теоретических знаний на практике.

В основе данного метода лежит теория experiential learning – практикующего научения.
Согласно данной теории: навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике.

К практической реализации данной теории относятся: обучение на рабочем месте, наставничество, коучинг, тьютерство, обучение в аудитории методом кейсов.

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники:

  • общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
  • образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;
  • наука – третий источник кейса, она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Можно выделить три типа кейсов:

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Метод кейсов учит:

  • видеть проблему;
  • понимать и использовать концепции;
  • анализировать профессиональные ситуации;
  • оценивать альтернативы возможных решений;
  • выбирать оптимальный вариант решения;
  • составлять план его осуществления;
  • развивать мотивацию;
  • развивать коммуникационные навыки и умения;
  • учит быть объективными;
  • новому видению самих ситуаций;
  • передает обобщенный опыт;
  • помогает стать восприимчивым к другому мнению.

Этапы создания кейсов:

  • Формирование дидактических целей кейса.
  • Определение проблемной ситуации.
  • Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
  • Поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
  • Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
  • Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
  • Выбор жанра кейса.
  • Написание текста кейса.
  • Диагностика правильности и эффективности кейса.
  • Подготовка окончательного варианта кейса.
  • Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.
  • Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

К технологиям формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов относится и социально-педагогический тренинг. Особенностью таких тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности.
Основные функции тренингов:

  • повышение социально-профессиональной и психологической компетентности;
  • развитие социально и профессионально важных умений, качеств, способностей;
  • профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагнации и деструктивных изменений личности;
  • актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста.

Задачи социально-педагогических тренингов:

  • развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения);
  • повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «Я»-концепции);
  • формирование отдельных видов профессиональной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др.,);
  • регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);
  • развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги коммуникативности, профессионального творчества и др.).

Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекций, семинаров, чтения литературы и т.д.) заключается в следующих принципах работы участников тренинга:

  • активности;
  • творческой позиции участников;
  • объективизации поведения (наличие обратной связи);
  • оптимизации познавательных процессов в условиях общения;
  • партнерского общения.

Результатами социально-педагогических тренингов и критериями их эффективности являются:

  • повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;
  • переход специалиста на новый уровень профессионализма;
  • развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
  • создание оптимистической профессиональной перспективы;
  • овладение приемами (технологиями) социально-педагогической деятельности.

Для определения уровня развития профессиональной компетентности будущих социальных педагогов эффективно использовать такую инновационную технологию как «Формирование «портфеля» (портфолио – portfolio). Портфолио – это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:

  • объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
  • пробелов в подготовке;
  • трудностей усвоения;
  • уровня сформированности умений и их совершенствование путем внесения коррекции в учебный процесс;
  • положительных мотивов учения;
  • интереса к предмету;
  • развития мыслительной деятельности;
  • критического отношения к учебной деятельности.

Мы используем портфолио как технологию оценивания при изучении такой дисциплины как «Социальная педагогика». В начале учебного года преподаватель социальной педагогики и студенты обсудили вопросы применения портфолио. Для этого необходимо было ответить на следующие вопросы:
Каковы цели использования портфолио?

  • портфолио будет сопровождать студента в течение изучения курса «Социальная педагогика» ( 3 и 4 семестр);
  • портфолио остается у студента после его составления;
  • портфолио будет использоваться при аттестации (3 семестр –портфолио является своеобразным «допуском» к зачету; 4 семестр – портфолио влияет на итоговую оценку на экзамене по социальной педагогике);
  • общая оценка портфолио будет состоять из оценок входящих в него частей.

Из каких частей будет состоять портфолио?

  • портфолио включает все изучаемые темы;
  • нужно включать в портфолио все завершенные работы, а не только лучшие;
  • можно включать в портфолио комментарии преподавателей;
  • студенты могут давать советы друг другу относительно содержания и структуры портфолио.

Какие специфические моменты должны быть отображены в портфолио?

  • посещение и работа на лекциях;
  • посещение семинарских и практических занятии;
  • выступление на семинаре;
  • подготовка и выступление с рефератом;
  • выполнение практических заданий;
  • самостоятельная работа;
  • анализ прочитанной литературы по социальной педагогике;
  • анализ статей по социальной педагогике;
  • результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий;
  • проекты;
  • видеофрагменты;
  • грамоты, гранты, знаки отличия;
  • публикации (статьи, тезисы);
  • образцы изобразительного творчества и т.д.

Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?

  • портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем и студентами.

Как будет выглядеть портфолио?

  • наличие оформленной папки;
  • титульный лист с данными студента и его фотографией;
  • наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.);
  • соответствие содержания оглавлению;
  • все материалы, фиксирующие достижения студента.

Как будет проходить обсуждение портфолио?

  • студент – преподаватель.

Применение портфолио на протяжение третьего семестра подтвердило эффективность и значимость данной технологии: студенты активно включились в учебный процесс, проявляют самостоятельность, творчество, инициативность, оригинальность и личную заинтересованность при выполнении всех форм работы. Необходимо заметить, что технология оценивания портфолио имеет не только свои достоинства, но и недостатки. К достоинствам прежде всего нужно отнести системный подход к оцениванию, который облегчает процесс формирования рейтинговой оценки студента; возможность увидеть работу студента в динамике и оценить разнообразные навыки и умения. Недостатки: нельзя гарантировать, что работа выполнена студентом самостоятельно, что критерии оценки работы всегда применяются верно.
Анализируя работу по применению портфолио можно сделать следующий вывод:

  • Состав портфолио студенты должны обсуждать вместе с преподавателем.
  • Использовать портфолио в качестве рефлексии студентом своего развития.
  • Включать в портфолио более разнообразные специфические моменты, такие как «рефлексивные журналы»; результаты групповой работы (черновики, схемы); краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ; аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов и т.д.; заполненные студентом анкеты (об отношении к какой-либо теме и т.д.); лист наблюдений (за какими-либо процессами), компьютерные программы, самооценка и т.д.
  • Обсуждение порфолио проводить в форме конференции, выставки портфолио, организованной защите портфолио.
  • Портфолио, заверенный администрацией, может и должен быть использован студентом в рамках итоговой государственной аттестации и в дальнейшем, при собеседовании по поводу приема на работу.

Список литературы

    1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. и др. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во им. А.И.Герцена, 2006.
    2. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. – М.:Логос, 2004.
    3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М., 2003
    4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003, – №5.
    5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.
    6. Кузнецова Е.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов[Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.08 /Е.П.Кузнецова, Чита, 2006
    7. Старосветская Н.А. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детско-родительского сообщества [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01/Н.А.Старосветская, Красноярск, 2005

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009