Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

С.В. Вдовина, О.Н. Тверская


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ «ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ» В СИСТЕМЕ СПО ПО ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Все большее распространение на сегодняшний день получает такое построение систем профессионального образования и обучения, которое направлено на достижение профессиональных компетенций. Под компетенцией понимается подтвержденная способность использовать умения квалификации и знания для выполнения профессиональной деятельности в знакомых или новых ситуациях в соответствии с принятыми требованиями.

При решении этой задачи большую роль играют интенсивные технологии обучения, направленные на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию и комплексность получения знаний. На первый план выходят максимальный учет индивидуальных особенностей личности, а также активность личности в процессе получения профессионального образования.

Система профессионального образования и обучения, ориентированная на компетенции, требует изменения всей системы профессионального образования и обучения, в том числе изменения методов обучения, оценки, методов обеспечения качества.

В рамках данной статьи рассмотрим опыт использования технологии модульного обучения в процессе формирования педагогической компетентности специалиста дошкольного образования с дополнительной квалификацией «Воспитатель детей с недостатками речевого развития» на примере учебной дисциплины «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению». Работа проводилась на базе Педагогического колледжа г. Соликамск Пермского края.

Под педагогической компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Модуль – логически завершенная часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчетно–графической работой).

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. Это принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.

Одним из эффективных способов реализации основных требований к современной системе образования – обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования, является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения.

В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности. Содержание обучения при этом формируется на основе системного анализа профессиональной деятельности специалиста, в ходе которого выявляются конкретные задачи профессиональной деятельности и профессиональные навыки и знания, необходимые для выполнения каждой из подобных задач.

Рассматривая проблему компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании, необходимо конкретизировать, уточнить понятие «ключевые педагогические компетенции». Они могут выглядеть следующим образом:

  • Педагогический процесс как реальный объект изучаемой действительности.
  • Общекультурные знания о педагогическом процессе.
  • Профессиональные умения и навыки.

Система ключевых компетенций специалиста дошкольного образования с дополнительной квалификацией «Воспитатель детей с недостатками речевого развития» может быть представлена следующим образом:

Общекультурные знания о педагогическом процессе:

  • Содержание педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида.
  • Участники педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида.
  • Условия осуществления педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида.

Педагогическая культура педагога:

  • Проектировать целостный педагогический процесс в ДОУ компенсирующего вида.
  • Обследовать личность дошкольника с нарушениями в речевом развитии.
  • Владеть умениями самообразования и самовоспитания.
  • Осуществлять целостный педагогический процесс в ДОУ компенсирующего вида.
  • Создавать развивающую среду речевой группы и логопедического кабинета.
  • Вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
  • Взаимодействовать со специалистами ДОУ компенсирующего вида.
  • Пользоваться ТСО и компьютерной техникой в работе с детьми.

Базовая культура личности педагога:

  • Культура самообразования и саморазвития.
  • Культура быта.
  • Культура общения.

Сформированность у выпускников СПО данных ключевых педагогических компетенций будет означать их педагогическую компетентность. Дисциплина «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» является дисциплиной дополнительной подготовки ГОС СПО ПУ по специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной квалификацией « Воспитатель детей с недостатками речевого развития».

Данный курс рассчитан на 144 часа: из них 20 часов – самостоятельная работа студентов, 62часа – аудиторная работа, 44 часа – лабораторная работа, 18 часов – семинарские занятия.

Цель изучения данного курса – знакомство с речевыми расстройствами и патологиями органов речи; особенностями работы, с детьми, имеющими нарушения речи; коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми – логопатами.

На основе технологии модульного обучения, все содержание учебной дисциплины представлено в восьми блоках – модулях.

Модуль 1. Основы логопедии.

Модуль 2. Организация работы воспитателя в группах для детей с ФФНР.

Модуль 3. Организация работы с заикающимися детьми.

Модуль 5. Воспитание детей с недостатками речевого развития в семье.

Модуль 6. Просодические нарушения речи.

Модуль 7. Практикум со звукопроизношением.

Модуль 8. Нормативно-правовая база деятельности воспитателей логопедических групп.

В соответствии с содержанием курса и перечнем ключевых компетенций был составлен учебно-методический комплекс, который включает в себя:

  • учебно-методическую литературу;
  • наглядные пособия (таблицы, схемы);
  • методические материалы по практике (методические рекомендации по организации логопедических занятий, примерные карты обследования детей с нарушением речи;
  • примерные конспекты занятий с детьми, имеющими нарушения речи);
  • ТСО (создание презентаций для проведения мультимедийных лекционных занятий);
  • контрольно-измерительные материалы (тесты, таблицы и схемы для заполнения).

Апробация технологии модульного обучения по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» осуществлялась в 2007-08 учебном году. Большое внимание уделялось организации самостоятельной познавательной деятельности студентов (предлагались разнообразные виды самостоятельной работы: заполнение таблиц, составление схем обследования детей с нарушениями речи; просмотра видеосюжета; подготовка семинарских занятий, составление конспектов занятий с детьми, имеющими нарушение речи).

Формирование профессиональных умений и навыков осуществлялось с использованием методов моделирования. Студентам предлагались следующие задания: составить условную модель взаимодействия логопеда со всеми участниками ДОУ, составить анкету для родителей, имеющих ребенка с нарушениями речи, составить конспект занятия с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Использование технологии модульного обучения по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» разнообразило использование методов обучения, что способствовало улучшению результатов обученности студентов.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009