| 
               Т.П.  Гаврилова 
 
                
              ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ  ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
                
              В условиях кризиса социокультурного  состояния общества проблема формирования нравственной устойчивости личности у  школьников выдвигается на первый план. Именно это интегративное образование  способствует развитию у человека иммунитета к отрицательным влияниям среды,  обеспечивает его возможностью противостоять всему тому, что подрывает моральные  общественные устои. 
                              Главная роль в воспитании нравственно  устойчивых детей принадлежит школе, ибо ее задача не только обучать, но и  воспитывать, причем начинать этот процесс надо как можно раньше, в начальном  звене, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности. 
                              Стремясь сделать процесс формирования  основ нравственной устойчивости личности значимым и привлекательным для младших  школьников, мы разработали методику использования в воспитательной работе с  детьми разнообразных приемов эмоционального стимулирования, которая была  применена в начальных классах школы № 61 г. Перми.  
                              Психологи считают, что именно в  эмоциональной сфере школьника присутствуют движущие силы его активного  отношения к окружающей действительности. Невозможно сформировать у детей  нравственные качества, обращаясь только к их сознанию. Дети не могут  руководствоваться исключительно рационалистическими идеями. Знания о  нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как  ценность, то есть становятся личностно значимыми [2]. 
                              Под эмоциональным стимулированием  понимается набор педагогических средств, применение которых вызывает у  школьников переживания, связанные с пробуждением нравственных чувств; побуждает  их к активной творческой деятельности, создает положительные эмоциональные  состояния, на фоне которых воспитательный процесс протекает эффективнее. 
                              Программа по формированию основ  нравственной устойчивости личности у младших школьников включала в себя  диагностический, эмотивный, деятельностно-практический блоки. Причем в каждом  блоке для решения частных задач были использованы разнообразные эмоциональные  стимулы. Так, при изучении представлений и суждений учащихся о нравственных  категориях, лежащих в основе исследуемого интегративного качества, применялись  эмоционально окрашенные методики проблемно-поискового характера: «Сундучок  премудростей», «Стрелок», «Сума, дай ума», «Галерея сказочных героев». Они  способствовали развитию у школьников умений анализировать высказывания  одноклассников, толковать пословицы, поговорки, правильно оценивать поступки  героев. Нравственную направленность личности младших школьников изучали с  помощью таких диагностик, как: «Волшебная кисть», «Выбор волшебного предмета»,  «Зеркало Снежной королевы», «На перекрестке дорог», «Звездочка» и других [1]. 
                              Таким образом, при разработке  диагностического блока мы стремились адаптировать диагностики к возрасту  учащихся и к их психолого-педагогическим особенностям. Использование  эмоционально-окрашенных методик, разработанных на основе сказок, способствовало  появлению у школьников интереса к ним и желания принять участие в исследовании,  стремление давать искренние ответы при опросе; позволило создать в коллективе  хороший психологический климат, наладить дружеские контакты между педагогом и  учащимися, что, в свою очередь, дало возможность получить наиболее достоверную  информацию при изучении нравственной воспитанности младших школьников.  
                              В процессе нравственного просвещения при  проведении классных часов также был сделан акцент на эмоциональное  стимулирование. Для пробуждения интереса детей к вопросам нравственного  воспитания, активизации их чувств, помимо проблемно-поисковых были использованы  игровые, соревновательные и эмоционально-образные стимулы (классификация М.Г.  Яновской). Каждый час общения представлял собой технологическую цепочку,  состоящую из следующих звеньев: включение детей в авторский сказочный сюжет;  работа над понятиями в виде словарных игр и упражнений; решение этических  ситуаций; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов; этические игры;  песенный тренинг по нравственной тематике; рефлексия. Все эти звенья были  связаны между собой логическим сюжетом, имели четкую направленность на  позитивный результат. Дети являлись субъектами действия, активными участниками  своего развития и воспитания. 
                              В часах общения и в практических делах  нравственной направленности был реализован принцип триединства (сознание +  чувства + поведение), то есть мы старались воздействовать не только на сознание  детей, но и на их чувства, а так же стремились создать условия для развития у  детей навыков морального поведения. 
                              При проведении творческих ролевых  интерактивных воспитательных мероприятий, разработанных на основе фантазийных  сюжетов, мы убедились, что дети имели возможность глубже понять смысл  нравственных качеств и совершить реальные нравственные поступки: преодолев  препятствия, спасти раненую птицу; принимая правдивые решения, построить Дворец  Честности; проявляя доброту, перевоспитать злую королеву; отправившись при  помощи магического шара в первобытную эпоху, научиться ответственно выполнять  трудные задания. 
                              Наша работа показала, что применение  эмоциональных стимулов разного вида – игровых, проблемно-поисковых,  эмоционально-образных – обогащает воспитательный процесс, повышает активность  учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к  совершению нравственных поступков. 
              Список  литературы 
              
                - Яновская,  М.Г. Нравственное воспитание и  эмоциональная сфера личности / Классный руководитель № 4, 2002. С 24-33.
 
                - Гаврилова,  Т.П. Использование приемов  эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников /  Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005.
 
               
              
                
                    
                    © Коллектив авторов,  2009  
                      © Пермский  государственный  
                      педагогический  университет, 2009 
                      | 
                 
               
               |