Т.П. Гаврилова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях кризиса социокультурного состояния общества проблема формирования нравственной устойчивости личности у школьников выдвигается на первый план. Именно это интегративное образование способствует развитию у человека иммунитета к отрицательным влияниям среды, обеспечивает его возможностью противостоять всему тому, что подрывает моральные общественные устои.
Главная роль в воспитании нравственно устойчивых детей принадлежит школе, ибо ее задача не только обучать, но и воспитывать, причем начинать этот процесс надо как можно раньше, в начальном звене, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности.
Стремясь сделать процесс формирования основ нравственной устойчивости личности значимым и привлекательным для младших школьников, мы разработали методику использования в воспитательной работе с детьми разнообразных приемов эмоционального стимулирования, которая была применена в начальных классах школы № 61 г. Перми.
Психологи считают, что именно в эмоциональной сфере школьника присутствуют движущие силы его активного отношения к окружающей действительности. Невозможно сформировать у детей нравственные качества, обращаясь только к их сознанию. Дети не могут руководствоваться исключительно рационалистическими идеями. Знания о нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми [2].
Под эмоциональным стимулированием понимается набор педагогических средств, применение которых вызывает у школьников переживания, связанные с пробуждением нравственных чувств; побуждает их к активной творческой деятельности, создает положительные эмоциональные состояния, на фоне которых воспитательный процесс протекает эффективнее.
Программа по формированию основ нравственной устойчивости личности у младших школьников включала в себя диагностический, эмотивный, деятельностно-практический блоки. Причем в каждом блоке для решения частных задач были использованы разнообразные эмоциональные стимулы. Так, при изучении представлений и суждений учащихся о нравственных категориях, лежащих в основе исследуемого интегративного качества, применялись эмоционально окрашенные методики проблемно-поискового характера: «Сундучок премудростей», «Стрелок», «Сума, дай ума», «Галерея сказочных героев». Они способствовали развитию у школьников умений анализировать высказывания одноклассников, толковать пословицы, поговорки, правильно оценивать поступки героев. Нравственную направленность личности младших школьников изучали с помощью таких диагностик, как: «Волшебная кисть», «Выбор волшебного предмета», «Зеркало Снежной королевы», «На перекрестке дорог», «Звездочка» и других [1].
Таким образом, при разработке диагностического блока мы стремились адаптировать диагностики к возрасту учащихся и к их психолого-педагогическим особенностям. Использование эмоционально-окрашенных методик, разработанных на основе сказок, способствовало появлению у школьников интереса к ним и желания принять участие в исследовании, стремление давать искренние ответы при опросе; позволило создать в коллективе хороший психологический климат, наладить дружеские контакты между педагогом и учащимися, что, в свою очередь, дало возможность получить наиболее достоверную информацию при изучении нравственной воспитанности младших школьников.
В процессе нравственного просвещения при проведении классных часов также был сделан акцент на эмоциональное стимулирование. Для пробуждения интереса детей к вопросам нравственного воспитания, активизации их чувств, помимо проблемно-поисковых были использованы игровые, соревновательные и эмоционально-образные стимулы (классификация М.Г. Яновской). Каждый час общения представлял собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев: включение детей в авторский сказочный сюжет; работа над понятиями в виде словарных игр и упражнений; решение этических ситуаций; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов; этические игры; песенный тренинг по нравственной тематике; рефлексия. Все эти звенья были связаны между собой логическим сюжетом, имели четкую направленность на позитивный результат. Дети являлись субъектами действия, активными участниками своего развития и воспитания.
В часах общения и в практических делах нравственной направленности был реализован принцип триединства (сознание + чувства + поведение), то есть мы старались воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, а так же стремились создать условия для развития у детей навыков морального поведения.
При проведении творческих ролевых интерактивных воспитательных мероприятий, разработанных на основе фантазийных сюжетов, мы убедились, что дети имели возможность глубже понять смысл нравственных качеств и совершить реальные нравственные поступки: преодолев препятствия, спасти раненую птицу; принимая правдивые решения, построить Дворец Честности; проявляя доброту, перевоспитать злую королеву; отправившись при помощи магического шара в первобытную эпоху, научиться ответственно выполнять трудные задания.
Наша работа показала, что применение эмоциональных стимулов разного вида – игровых, проблемно-поисковых, эмоционально-образных – обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков.
Список литературы
- Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / Классный руководитель № 4, 2002. С 24-33.
- Гаврилова, Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|