Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.А. Гангнус

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование благоприятной Я-концепции учащихся, которая, по мнению многих исследователей (Б.Г. Ананьева, Т.Ю. Андрущенко, Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Л.И. Божович, И.В. Боязитовой, А.И. Захаровой, Т.В. Зиновой, А.И. Липкиной, В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей, Л.В. Сысуевой и др.), является одним из существенных результатов обучения и воспитания и выступает важнейшим условием становления свободной личности, не зависящей от оценок окружающих, творчески реализующей себя в жизни.

В отличие от предшествующей ориентации на унифицированную социализацию личности, нивелирующей её индивидуальность, происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, его духовную свободу. Свобода, как личная ответственность человека за свои дела и поступки, начинает выступать в качестве приоритетной ценности социального развития.

В рамках личностной парадигмы образования создание условий для становления благоприятной Я-концепции учащихся, предполагающей, прежде всего, уверенность в собственных силах и способностях, становится приоритетным направлением в построении учебного процесса в начальной школе. В этом случае образ «Я могу» выступает как самоценное личностное образование и специфический механизм личностного развития, обеспечивающий реализацию важнейшей сущностной характеристики человека – быть личностью.

Младший школьный возраст – значимый и благоприятный период для формирования Я-концепции. При этом, если учесть, что Я-концепция созревает к 9-10 годам, то в 7-8 лет ребёнок одновременно включён и в процесс адаптации к школе, и в процесс формирования устойчивых представлений о себе. И если взрослый человек адаптируется в новой для него ситуации, используя Я-концепцию как мощный психологический ресурс, то ребёнок такого ресурса ещё не имеет и формирует его в данный возрастной период, в новой для него и значимой учебной деятельности. Успешность учения первоклассников во многом зависит от их способности к действиям по правилам, ибо вступление ребёнка в школьную жизнь сопровождается значительной регламентацией его действий.

Изучение психолого-педагогических исследований (Л.А. Венгер, А.Ю. Герасимова, В.С. Мухина, Л.В. Сысуева, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин и др.) и школьной практики показало, что учащиеся начальных классов как должное воспринимают то, чему и как их учат. Исполнительность, подражание учителю выступают характеристическими признаками традиционного начального обучения, в условиях которого компонентный состав Я-концепции не находит должного развития. Проведённый анализ уроков в начальной школе позволил установить, что только в 28,6% случаев учитель привлекает учащихся к совместной постановке целей учебной деятельности, в 3,2% – к самостоятельному проектированию ими учебных целей. В итоге, ограничение количества ситуаций, в которых учащиеся имели бы реальную возможность выступить субъектом собственной деятельности, то есть проявить активность, инициативность, способность сформулировать цель деятельности и условия её достижения, оценить и скорректировать полученный результат с учётом оценки, отрицательно сказывается на становлении системы представлений о себе у детей и, как результат, развитии их сущностных сил.

Отсутствие у младших школьников опыта самостоятельного анализа жизненных ситуаций, принятия собственных решений, прогнозирования и оценки возможных вариантов поведения служит серьёзным барьером в становлении их личности. В этом плане, как считают исследователи (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), младший школьник только тогда сможет овладеть ситуацией, совладать с ней, когда «чётко представляет, что он это может». То есть, у него должен присутствовать образ себя как способного принять решение, справиться с ситуацией и проблемой. Активность ребёнка, с одной стороны – это условие формирования разнообразных Я-образов и самооценки, с другой стороны – результат уже сформированных представлений о себе. В этом плане учителя, как значимые взрослые для младшего школьника, несут большую ответственность за формирование у ребёнка системы представлений о собственной личности в процессе овладения им учебной деятельностью.

Таким образом, от учителя, его профессионализма во многом зависит степень формирования благоприятной Я-концепции младших школьников, выступающей важнейшим условием становления свободной личности.
Однако, проведённое нами исследование школьной практики показало, что более 63% учителей, признавая необходимость работы в данном направлении, не осуществляют её, ссылаясь на отсутствие соответствующих рекомендаций в методической литературе. Деятельность учителей начальных классов в значительной степени подчинена стереотипам традиционного знания, излишней регламентации учебного процесса, стремлении учителя всегда быть ведущим на уроке, что неизбежно влечёт за собой пассивность учащихся и т.д. В итоге, причинами этого явления выступает как инструментально-методическая, так и ценностно-смысловая неподготовленность учителей к руководству формированием благоприятной Я-концепцией у детей.

В сложившейся ситуации требует решения проблема эффективного формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников, выступающей существенным условием развития личностной свободы и сущностных сил учащихся. Данные теоретических и экспериментальных исследований (Т.В. Архиреева, М.М.Безруких, Р. Бернс, М.Р. Битянова, А.Л.Венгер, А.Ю. Герасимова, В.В. Давыдов, Т.В. Зинова, Л.А. Лёхина, К.Роджерс, Л.В. Сысуева, Г.А. Цукерман и др.), а также собственная экспериментальная работа позволили сформулировать нам основные положения педагогического обеспечения формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности:

  1. необходима переориентация традиционной модели школьного обучения на гуманистическую, ориентированную на развитие личности учащихся, и в связи с этим, специальная, психолого-педагогическая подготовка учителей;
  2. обеспечение формирования благоприятной «Я-концепции» должно стать основополагающим в работе педагогов с учащимися начальных классов, ибо младший школьный возраст выступает сензитивным периодом для становления у ребёнка положительных представлений о себе и является тем «фундаментом», с которым он пойдёт дальше по жизни;
  3. исходя из целевой установки, основными задачами деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников выступают: обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе; развитие у детей способности к самопониманию; совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми; поддержка творческого самовыражения учащихся; объединение усилий родителей, учителей и ребёнка в создании эффективных условий для становления благоприятной Я-концепции младшего школьника; личностный рост самого педагога;
  4. деятельность педагога по решению перечисленных задач должна осуществляться с учётом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений педагога и детей:
    • принцип гуманного отношения к детям, согласно которому оптимистическая вера в ребёнка, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам способствуют становлению благоприятной Я-концепции;
    • принцип предоставления активности и самостоятельности детям при организации различных видов деятельности, а также в оценке себя и результатов своей деятельности;
    • принцип учёта индивидуальных особенностей личности ребёнка;
    • принцип творчества и спонтанности, предполагающий ориентацию учителя на проблемный подход в обучении, на создание условий для активного выражения себя в творчестве каждому ребёнку, ибо «ребёнок, поставленный перед необходимостью достижения какой-либо цели, активизирует свой ум, привыкает к самостоятельности в решении, учиться анализировать полученный результат, приобретает веру в собственные творческие силы» (Л. Баренбойм);
    • принцип партнёрского общения, предполагающий создание атмосферы полного взаимодействия между детьми и педагогом, наличия доверительных отношений между ними; владение учителем искусством педагогического общения, способностью понять и принять позицию ребёнка, умение управлять ею, что в наибольшей степени зависит от мастерства каждого конкретного учителя и, что немаловажно, – его собственных представлений о себе, наличии у него благопрятной «Я-концепции», без которой создание соответствующей атмосферы невозможно;
  5. наконец, исходя из перечисленных принципов, важнейшими педагогическими условиями эффективного обеспечения формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников выступают:
    • построение педагогического общения на основе сотрудничества, «развивающей помощи»;
    • взаимосвязь учебных и творческих задач в процессе обучения;
    • актуализация и развитие рефлексивных навыков учащихся;
    • педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка.

В итоге, педагогическое обеспечение формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников состоит из ряда структурных компонентов, взаимодействие которых направлено на развитие свободной и уверенной в себе личности, способной адекватно решать встающие перед ней жизненные проблемы и творчески реализующей себя в жизни.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009