С.Н. Козлова
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Одним из факторов, влияющих на успешность процесса профессионального обучения, является мотивация учебной деятельности.
Под мотивацией понимается вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [1, с.88].
В.Г.Онушкин и Е.И.Огарев пишут, что на содержание мотивации и ее устойчивость влияют две группы факторов:
а) объективные – господствующая система социальных ценностей, престиж образования и высококвалифицированного труда, авторитет духовной культуры;
б) субъективные – жизненные планы индивида, его представления о смысле жизни, стремление к самореализации, желание суверенно распорядиться своей судьбой [2, с.94].
Разумно предположить, что студенты, обучающиеся в среднем профессиональном образовательном учреждении, в большинстве своем, уже прошли первичное профессиональное самоопределение, осознанно выбрали конкретную специальность и желают овладеть ею, то есть уровень мотивации у них должен быть достаточно высок.
Данных по исследованию уровня мотивации студентов средних медицинских учебных заведений нами не найдено. В связи с этим в своем исследовании мы попытались ответить на вопрос: каков же фактический уровень мотивации к обучению у студентов среднего медицинского учебного заведения, обучающихся по избранной специальности?
В нашем исследовании принимали участие студенты 2-5 курсов (178 человек) среднего медицинского учебного заведения (ГОУ СПО Соликамское медицинское училище).
Для определения уровня мотивации студентов к обучению мы использовали методику Т.И.Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе» [3, с.433-434] применительно к среднему специальному учебному заведению. Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Для успешного становления профессионала – специалиста среднего медицинского звена, несомненно, наиболее важной является мотивация на овладение профессией.
При анализе результатов исследования отдельно по каждой из шкал мотивов (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома) нами были получены следующие данные (таблица 1).
Таблица 1
Уровень мотивации студентов
Уровень |
Приобретение знаний (%) |
Овладение профессией (%) |
Получение диплома (%) |
Высокий |
43,8 |
22,5 |
65,7 |
Средний |
41,6 |
49,4 |
23,6 |
Низкий |
14,6 |
28,1 |
10,7 |
Уровень мотивации на овладение профессией средний и выше имеют 71,9% студентов, низкий – 28,1%. Максимальная мотивация к овладению профессией имеется лишь у 7,9% студентов, а у 9% она вообще отсутствует.
При анализе уровня мотивации по всем трем шкалам мотивов у каждого отдельно взятого студента нами были получены следующие результаты (таблица №2 – по всем опрошенным студентам, таблица №3 – отдельно по каждому курсу).
Все студенты в процессе анализа были распределены нами по уровню разного вида мотивации на восемь однотипных групп.
Таблица 2
Распределение студентов по уровню разного вида мотивации
№ |
Уровень
мотивации |
Вид мотивации |
Количество
студентов (%) |
1 |
высокий и средний |
приобретение знаний
овладение профессией
получение диплома |
56,2 |
2 |
низкий |
приобретение знаний
овладение профессией |
4,5 |
высокий и средний |
получение диплома |
3 |
высокий и средний |
приобретение знаний
овладение профессией |
6,2 |
низкий |
получение диплома |
4 |
низкий |
приобретение знаний |
8,9 |
высокий и средний |
овладение профессией
получение диплома |
5 |
высокий и средний |
приобретение знаний |
3,4 |
низкий |
овладение профессией
получение диплома |
6 |
высокий и средний |
приобретение знаний
получение диплома |
19,7 |
низкий |
овладение профессией |
7 |
низкий |
приобретение знаний
получение диплома |
1,1 |
средний |
овладение профессией |
8 |
низкий |
приобретение знаний
овладение профессией
получение диплома |
0 |
Уровень мотивации средний и выше по всем трем видам мотивов имеют 56,2% студентов. Преимущественно мотивированы на получение знаний и овладение профессией, а не на формальное получение диплома 6,2% студентов. Преобладает мотивация на формальное усвоение знаний и получение диплома лишь у 4,5%. 19,7% студентов достаточно любознательны и стремятся получить диплом, но имеют низкий уровень мотивации на овладение избранной профессией. 3,4% студентов тоже достаточно мотивированы на приобретение знаний, но овладение профессией и получение диплома их мало интересуют. Если суммировать всех студентов, имеющих средний и высокий уровень мотивации на овладение профессией, то получится достаточно большой процент – 72,4%. Низкого уровня мотивации по всем трем видам мотивов не выявлено ни у одного студента.
Таблица 3
Распределение студентов по уровню разного вида мотивации по курсам
№ |
Уровень
мотивации |
Вид
мотивации |
Количество студентов (%) |
2
курс |
3
курс |
4
курс |
5
курс |
1 |
высокий и средний |
приобретение знаний овладение профессией
получение диплома |
64,7 |
49,3 |
53,3 |
72,7 |
2 |
низкий |
приобретение знаний
овладение профессией |
3,9 |
8,7 |
2,1 |
0 |
высокий и средний |
получение диплома |
3 |
высокий и средний |
приобретение знаний
овладение профессией |
9,8 |
7,2 |
2,1 |
0 |
низкий |
получение диплома |
4 |
низкий |
приобретение знаний |
9,8 |
8,7 |
8,5 |
0 |
высокий и средний |
овладение профессией
получение диплома |
5 |
высокий и средний |
приобретение знаний |
2,0 |
2,9 |
2,1 |
18,2 |
низкий |
овладение профессией
получение диплома |
6 |
высокий и средний |
приобретение знаний
получение диплома |
9,8 |
20,3 |
31,9 |
9,1 |
низкий |
овладение профессией |
7 |
низкий |
приобретение знаний
получение диплома |
0 |
2,9 |
0 |
0 |
средний |
овладение профессией |
8 |
низкий |
приобретение знаний овладение профессией
получение диплома |
0 |
0 |
0 |
0 |
При анализе уровня мотивации отдельно по каждому курсу выявляется тенденция к снижению мотивации на овладение профессией и повышение мотивации на формальное получение диплома к 3 курсу и выравнивание ситуации на более старших курсах. Возможно, это обусловлено некоторым временным разочарованием студентов при столкновении с реальностью практического здравоохранения во время практики и возникшим в связи с этим некоторым несоответствием этой реальности с тем образом профессии, который был создан в мечтах.
Этот факт соотносится с выделенными В.С.Лукиной [4, с.26] тремя стадиями формирования внутренней позиции профессионала: на первой стадии – ярко выражено желание овладеть профессией, но слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля; на второй стадии – появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности; на третьей стадии – возникает адекватное представление о профессиональной деятельности, о своих способностях.
Студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, как показывает практика, испытывают трудности в процессе обучения, рано или поздно отказываются от обучения. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.
Для обеспечения успешности процесса профессионального обучения в его ходе, естественно, необходимо учитывать уровень мотивации обучаемых.
Мотивационными процессами – мотивированием – можно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов [5, с.193].
Разумеется, «мотивацию нельзя обогатить одними лишь словесными методами убеждения, необходим комплекс мер, обеспечивающих согласованность образовательной и социально-экономической политики и через это – наглядность связи между уровнем учебной активности индивида и полнотой реализации его жизненно важных интересов» [2, с.94].
Однако, в условиях образовательного учреждения недостаточную мотивацию к овладению профессией, обусловленную невысоким престижем профессии, возможной случайностью ее выбора, можно частично компенсировать в процессе обучения за счет интересного преподавания и демонстрации прикладной значимости профессии.
Список литературы
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я.Батышева. – М., АПО. 1999 – 440 с., ил. Т. 2 – М – П – 1999.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 200, – 512 с.: ил. – (серия «Мастера психологии»).
- Лукина, В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – с. 25-32.
- Скороходова, Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. – 2006. – № 4. – с. 193-203.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|