Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.Г. Липкина

 

ПЕДАГОГИКА ЯНУША КОРЧАКА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

 

Сегодня, когда в России происходит смена научных, мировоззренческих, образовательных парадигм, особую актуальность приобретает поиск средств подготовки будущего учителя, отвечающего потребностям сегодняшнего дня. Проблема заключается в том, что студенты, воспитанные в авторитарной школе, вольно или невольно воспроизводят способы педагогического воздействия, характерные для нее: взгляд на ребенка как на объект воздействия, поощрение и наказание как основные методы воспитания, подавление, неспособность видеть в ребенке личность, достойную уважения. Вместе с тем, современной школе требуется педагог, способный создать благоприятные условия для саморазвития личности школьника, педагог, обладающий высоким уровнем общей и педагогической культуры, способный подняться на уровень гуманистической педагогики – человек культуры. Решить эту задачу средствами репродуктивно-информационной передачи знаний невозможно. Нужны другие подходы, адекватные гуманистической педагогике, позволяющие сломать стереотипы, сложившиеся еще тогда, когда студенты были школьниками. Для этого необходимо обеспечить воздействие по трем каналам: рациональному, эмоциональному и деятельностному. Наша задача – искать адекватные современным требованиям формы и методы обучения в ВУЗе, через них осуществлять воспитательную деятельность.

Особую роль играет курс «Введение в педагогическую деятельность». Первое приближение студента к проблемам воспитания детей должно заложить целую систему отношений, которые, развиваясь на последующих курсах, помогут студенту приблизиться к идеалу педагога XXI века: человеку культуры, гуманисту.

Осмыслить проблему современных подходов к воспитанию, выйти на уровень ее понимания помогает обращение к наследию педагога-гуманиста Януша Корчака.

Изучая со студентами работы Корчака и сравнивая их с традиционными для нас подходами к воспитанию, где последнее понимается как процесс целенаправленного формирования личности, мы пришли к выводу: в основе авторитарной педагогики лежит взгляд на ребенка как на будущего взрослого и основной смысл детства понимается как подготовка к жизни. Этим во многом и объясняется стремление педагогов обрести абсолютную власть над ребенком, подчинить его себе, заставить стать таким, каким хочется взрослому. За всем этим – обесценивание детства, взгляд на него только лишь как на подготовительную ступень к настоящей, взрослой жизни. Изучение работ Корчака, обращение к его биографии, педагогической деятельности позволяет студентам понять: детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, оно – абсолютная ценность, от того, сумеет ли человек пережить радость детства, зависит во многом, каким взрослым он вырастет. Изучение педагогического наследия выдающегося педагога носит активный характер: это и написание творческих работ, и постановка спектаклей по мотивам его произведений, и проведение круглых столов со студентами и школьниками по проблемам детства. Обращаясь к работам Януша Корчака, студенты открывают для себя истинные педагогические ценности, познают мир детской души, задумываются над тем, что необходимо, чтобы взрослый видел в ребенке партнера, уважал его индивидуальность, вел с ним диалог, был способен чувствовать его сердцем. «Произведения Корчака дают нам много больше, чем любой учебник по педагогике, – пишет студентка математического факультета Куфтина Светлана, – потому что в них – живая душа педагога, любящего ребенка и мечтающего о лучшей доле для него». «Читая Корчака, стремишься проникнуться написанным и пропустить все через себя. Став в будущем учителем, я приложу все усилия, чтобы стать человеком, способным вести с детьми диалог, научиться понимать их», – слова другой студентки этого факультета Загорских Татьяны.

Почему мы считаем необходимым обращение к работам великого педагога, писателя, врача Януша Корчака студентов, которые только начинают изучать педагогику на первом курсе?

Потому что Корчак, проработав с детьми более 30 лет, знал и понимал их как никто другой.

Потому что Корчак, сам будучи воспитателем многих поколений ребят, знал и понимал этот труд как никто другой.

Потому что Корчак, замечательный писатель и публицист, умел как никто другой разговаривать и с детьми, и с воспитателями. В его текстах нет прямых методических указаний по педагогической работе с детьми, но в каждой его работе виден умный, тонкий наблюдатель, знаток детства, умудренный опытом практик, мечтатель и суровый реалист одновременно. И студенты, обращаясь к его трудам, ведут диалог и сталкиваются с чудом открытия умного, доброго, понимающего собеседника, так необходимого каждому думающему человеку.

Потому что сегодня очень актуален взгляд Корчака на детство как абсолютную ценность. Без светлого счастливого детства, считал Корчак, вся жизнь человека впоследствии будет чем-то уродливым, искаженным. Следовательно, надо это детство как полноценный этап жизни беречь, охранять. Ребенок – уже полноценный человек, хотя в ином масштабе, нежели взрослый.

Потому что Корчак погиб в лагере смерти Треблинка вместе с верными помощниками, сотрудниками и детьми, которых он не мог оставить в их смертный час.

Студенты обращаются к одной из главных книг по проблеме воспитания детей «Как любить ребенка» и находят там мысли, которые поражают их своей глубиной и мудростью: «Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке». «Ребенок … это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня». «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой» (Януш Корчак «Как любить ребенка». Именно эти и другие поразившие их мысли становятся предметом обсуждения на занятиях по педагогике.

Работа над персоналиями великих педагогов продолжается и во внеучебное время.

Готовясь к традиционному в Пермском педагогическом университете фестивалю спектаклей «Мое педагогическое кредо», студенты математического факультета инсценировали повесть Корчака «Когда я снова стану маленьким». Свой выбор они обосновали следующим: именно в деятельности и педагогических сочинениях Корчака содержатся идеи, актуальные сегодня и способные решать проблемы гуманизации воспитания детей: уважение прав ребенка и, прежде всего, признание права ребенка быть самим собой, быть тем, кто он есть. И читая эту повесть, они учились педагогике уважения ребенка, педагогике понимания проблем детства – именно в этом они увидели свое педагогическое кредо.

Но только осмыслить и пережить гуманистические идеи Корчака – не достаточно для формирования направленности личности, которая определяет направление и тенденции поведения человека, будучи системой мотивационных образований (С.Л.Рубинштейн). Важно включить будущего учителя в деятельность по реализации этих идей. Организуя деятельность, мы ставили задачу учить студентов педагогике уважения, которая предполагает не просто знание основополагающих прав ребенка, но умение осуществлять взаимодействие с ним на принципах диалога, предполагающего равноправие его участников, взаимное уважение и принятие, взаимопонимание. Данная деятельность организуется по следующим направлениям: организация рефлексивно-творческого практикума, в основе которого – формирование у студента позитивного отношения к себе и окружающим, создание условий для развития позитивной, оптимистической Я-концепции; организация практикума коммуникативной компетентности, цель которого – учить умению строить отношения с детьми, слышать собеседника, уважать его позицию, понимать партнера по общению; включение студентов в деятельность, требующую проявления эмпатии, принятия, заботы и ответственности. Это волонтерская деятельность в детском доме, которая осуществляется в форме диалога индивидуальностей (студент – воспитанник детского дома), а также участие студентов в организации деятельности, участниками которой являются воспитанники детского дома села Суксун и учащиеся школы № 7 г. Перми с углубленным изучением английского языка.

Работа в форме диалога индивидуальностей велась в детском доме № 3 города Перми. У каждого студента был младший друг – воспитанник детского дома. Вместе они собирались для проведения коллективных творческих дел, организуемых в детском доме, посещали театры и концертные залы, музеи педагогического университета; воспитанники детского дома гостили дома у студентов, а также получали индивидуальную помощь по ряду изучаемых в школе предметов (математика, информатика). В процессе этой деятельности, гуманной по существу, проявлялись и закреплялись умения, полученные в процессе практикумов, развивалась коммуникативная компетентность студентов, формировалась их гуманистическая направленность.

Студенты оказывали также активную помощь учащимся школы № 7 г.Перми в организации совместной деятельности школьников с воспитанниками Суксунского детского дома, пропагандировали идеи Януша Корчака. На детей большое впечатление произвел круглый стол, посвященный жизни и педагогической деятельности Януша Корчака, проведенный в школе № 7. Участниками этого круглого стола стали студенты, педагоги и учащиеся школы, а также педагоги и воспитанники суксунского детского дома.

Обращаясь к педагогическому наследию Януша Корчака, студенты понимали: воспитание – это не целенаправленное формирование личности ребенка (ничего нельзя сформировать, минуя желание, потребности самого ребенка), это процесс совместного с ребенком проживания жизни, диалог, предполагающий равноправие его участников, ориентацию на взаимопонимание, сотворчество и соразвитие. Необходимым условием результативности воспитания является гуманистический характер взаимоотношений педагога и ребенка. Этому невозможно научить традиционными средствами (хотя наша система педагогического образования ориентирована прежде всего на передачу знаний), это можно «взрастить» в студенте, создав для этого благоприятные условия, включив его самого в систему развивающих и развивающихся отношений с детьми, а также с педагогами, осуществляющими обучение в диалоге, погрузив будущих педагогов в атмосферу любви к тем, кто в этом так нуждается, и заботы.

На втором курсе студенты знакомятся с воспитательной системой Корчака. Ее основой является детский Совет самоуправления и детский сейм – необходимые инструменты самовоспитания, без которых немыслимо гуманистическое корчаковское воспитание. Этой же цели служит и Товарищеский суд. Он призван научить детей обдумывать свои поступки, быть самостоятельными и ответственными. Обращение к воспитательной системе Януша Корчака помогает студентам осмыслить сущность процесса воспитания, понять неразрывную связь воспитания и самовоспитания. Корчак создавал благоприятные условия для самовоспитания детей. Стараясь закалить свою волю, они заключали с Корчаком пари или записывались в группу «Вставай раньше солнышка». С целью побудить ребенка к самовоспитанию в доме сирот регулярно проводился плебисцит. Присвоение званий в результате плебисцита – товарищ, равнодушный квартирант, обременительный пришелец – побуждало детей к осмыслению своей позиции, способствовало работе над собой. С большим интересом студенты знакомятся с системой опекунства в доме сирот Я.Корчака. Не случайно хороший опекун, которому удавалось подготовить несколько «Товарищей», нередко становился педагогом.

Опыт выдающегося педагога помогает студентам ощутить, что педагогика – живая, развивающаяся наука. Окунувшись в мир педагогических идей Корчака, студенты, как правило, присваивают ценности, без которых невозможно воспитать педагога, человека культуры.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009