Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

А.С. Новоселова (Пермь)

 

Концептуальные идеи И.Е. Шварца

о взаимодействии убеждения и внушения

в образовательном процессе

 

Педагогическая концепция И.Е. Шварца о внушении в педагогическом процессе создавалась в период так называемой «оттепели» в идеологической жизни нашего государства. В 60-е годы XX столетия в лоно науки возвращались многие идеи, изгнанные в свое время по известным причинам, и возращение их было по принципу не благодаря, но вопреки, что осложнило проведение экспериментальных исследований, особенно специальной направленности. Тем не менее, именно в этот период в педагогической науке сделаны важные открытия. К ним относится и разработка концептуальных идей о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности в частности. Традиционно в педагогике тех лет явление убеждения и внушения считались несовместимыми, т.к. убеждение адресовано сознанию, а внушение – к бессознательной области психики. Считалось, что основное назначение внушения – это полное торможение сознания, расслабление воли до её подавления, что совершенно исключало внушение из методов педагогического воздействия на личность.

Подход к своему учению И.Е. Шварц искал в истоках древности, где к этому явлению ученые проявляли большой интерес. Его идеи находили подтверждения в высказываниях древних философов, но ученый искал научные обоснования внушения.

Первые попытки ученых постичь сущность этого явления относятся к XVIII веку, периоду изучения феномена гипноза, и сделаны с механических и метафизических позиций (В. Парацельс, Ф.А. Месмер, 1812). В конце XIX века была предпринята новая попытка научного обоснования этого явления. В 1886 году на суггестологическом конгрессе во Франции Е. Берильон привел экспериментально установленные факты, свидетельствующие об эффективности применения внушениядля исправления нравственных недостатков детей. Под влиянием этих идей Международный конгресс по гипнотизму в 1889 году во Франции принял положение, которое определяло целесообразность изучения этого вопроса для применения коррекции развития личности. В этом положении отмечалось, что внушающее воздействием может быть эффективным способом против порочных инстинктов, привычек ко лжи, жестокости, воровству, лености, нечистоплотности, трусости и т.д. Это были первые проблески подхода к проблеме, над которой работал И.Е. Шварц, но более всего его интересовали взгляды отечественных ученых уже XX века, которые довольно близко подходили к изучаемому И.Е. Шварцем вопросу: В.М.Бехтерева, Ф.В.Владимирского, А.Ф. Лазурского, И.Р.Тарханова, Г.И.Россолимо, П.Я.Розенбаха, В.Н.Сперанского, В.В.Срезневского, и других. Изучая проблему в широком плане, эти исследователи отметили возможность использования средств внушающего воздействия в целях положительной коррекции личности. Экспериментальное влияние этих средств подтвердил известный ученый А.А. Токарский. Он писал: «С помощью внушения может быть ослаблено влияния вредной привычки, могут быть внесены новые стремления, возбуждающие энергию старых, уже существующих». А.А.Токарский уже тогда, в работе «Гипнотизм в педагогии» (1890) отвергал бытующее понятие о внушении как ослабляющем волю человека, отмечая, что здесь нет решительно никакого ослабления психической деятельности, и здесь совершенно нельзя отметить ослабление воли; здесь – выигрыш, а не проигрыш. Ученый утверждал, что силой внушения можно привить такие положительные качества, как «честность, трудолюбие и искоренить леность и нерадивое отношение к труду» (с.80). В изучении явления внушающего воздействия на личность значительная роль отводиться В.М. Бехтереву, отмечавшему (1923), что на применении внушения в воспитании следует смотреть как на один из воспитательных приемов, предназначенных наряду с другими способами для укрепления тех или других положительных сторон личности и исправления недостатков. Вслед за В.М. Бехтеревым известный вклад в развитие идеи использования внушения в целях коррекции личности внес С.В. Кравков. Он утверждал (1924), что внушаемость – объективно существующий факт, и если это свойство не будет учитываться, то личность имеет гораздо больше шансов попасть под влияние вредных воздействий социальной среды. На этом исследование феномена внушения и его влияние на личность в России было законченно.

В семидесятые годы эта проблема вновь привлекла к себе внимание ученых. Представители смежных с педагогикой наук, а прежде всего психологи, вновь заговорили о возможности использования методов внушения в воспитании. Отмечалось, что умело используя суггестивные связи, можно влиять на отношения людей к труду и на сам труд, интенсифицировать физическую и умственную активность (В.Н.Куликов, 1971). Автор довольно категорично заявлял, что велика роль внушения как одного из методов воспитания и перевоспитания людей, что хорошие результаты может дать внушение при кризисных состояниях личности и социальной общности, в ситуациях, которые психологически и идеологически надламывают людей. Л.П.Гримак утверждал, что в интересах личности вполне оправданы суггестопедические воздействия с целью формирования социально ценных установок, которые впоследствии могли бы стать сознательными мотивами деятельности (Л.П. Гримак, 1978). При этом заметим, что оппонентов, выступающих против возможности обращения к неосознаваемой сфере, в науке было гораздо больше, чем сторонников этой идеи. И.Е. Шварц понимал, что важно философское обоснование.

Доминирующая отечественная философия рассматривала это явление с марксистских позиций – не отвергая как явление категорично и не поддерживая его. Так Ф. Энгельс в работе «Философия духов» писал, что внушение (он имел в виду гипнотизм), не нуждается в мистических толкованиях и отличается от бодрствования лишь степенью воздействия, но именно такое воздействие не приемлемо в решении общественных задач. В последней трети XX века появляются идеи в философии о соотношении осознаваемого и неосознаваемого, утверждают наличие синергической связи этих явлений. По их мнению, психика в целом реагирует на воздействие внешней среды на разных уровнях осознаваемости, и в ней постоянно идет процесс взаимосвязи сознаваемого и несознаваемого тоже на разных уровнях взаимодействия (Ф.В.Басин, Д.И.Дуббовский, Г.И.Косицкий, В.С. Матвеев и другие).

Для физиологического обоснования своей идеи И.Е. Шварц обратился к учению И.П. Павлова. Именно Т.П. Павлов(1951) утверждал, что психика человека пестро складывается из сознательного и бессознательного.

По утверждению другого известного и современного физиолога П.В.Симонова (1975), взаимодействие неосознаваемых и неконтролируемых сознанием этапов пронизывают всю работу мышления.

Наиболее важным для И.Е. Шварца было психологическое обоснование идеи внушения при влиянии на личность. При наличии многих психологических школ, характеризующих это явление, его выбор пал, прежде всего, на учения Л.С. Рубинштейна (1957г.), А.И. Леонтьева (1989г.), К.К. Платонова (1982г.).

Л.С. Рубинштейн утверждал, что психологическое состояние личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности, оно включает в себя много неосознаваемых явлений. А.Н. Леонтьев, полностью признавая доминирование сознания в деятельности, отмечает, что осознаваемое и неосознаваемое не противоречат друг другу – это лишь разные формы. К.К. Платонов считает, что неосознаваемое – одна из подсистем уровня сознания.

Социальные психологи поддержали идею И.Е. Шварца о введении в систему методов педагогического влияния наравне и во взаимодействии с убеждением – внушение. В.Н. Куликов прямо пишет, что педагогический аспект внушения может рассматриваться как один из методов воспитания (1971).

Окончательно этот вопрос решить могла только педагогическая наука. Некоторые ученые-педагоги поддерживали идею И.Е. Шварца, так Б.Т.Лихачев писал, что невозможно игнорировать область бессознательного как сферу влияния педагогов.

Итак, целесообразность, необходимость, важность применения внушения наравне с убеждением и во взаимосвязи с ним в педагогическом процессе показал И.Е. Шварц (1971). Этому открытию посвящены труды ученого, в то числе монография «Внушение в педагогическом процессе». В его трудах изложены основные идеи этой концепции.

И.Е. Шварц доказал, что внушение может быть педагогическим влиянием на личность. Эффективность этого влияния во многом зависит от индивидуального свойства личности – степени внушаемости.

Следует заметить, что отдельная и сложная проблема в научном плане психолого-педагогического аспекта почти не исследована. В литературе не было идентичного определения этого явления. Одни считали, что это просто состояние личности (Б. М. Бехтерев), другие считали, что это слабость высшей нервной деятельности (В.А. Часов), третьи сравнивали с гипнабельностью (Л.П.Гримак). В психологическом аспекте наиболее точно это явление определил В.А. Банеев, сравнивая его с ригидностью, тревожностью, с волей человека. Внушаемость по В.А. Банееву – динамичное свойство личности, обусловленное отношением людей друг к другу.

На основе экспериментальных данных в педагогическом аспекте определил это свойство И.Е. Шварц. Внушаемость – динамичное свойство личности, выражаемое неосознанной реакцией на внушающее воздействие внешней среды. Оно детерминировано психическим состоянием личности в данный момент. По силе реагирования на внушение И.Е. Шварц определил три степени внушаемости личности: низкую, среднюю, высокую. Им разработана методика определения степени внушаемости.

И.Е. Шварц выявил значительную зависимость (обратную) между степенью внушаемости и уровнем ее стремления к самовыражению.

Им выделен (по методу В.С. Мерлина) симптомокомплекс личности – трудновнушаемой и легковнушаемой, когда степень внушаемости может выражать вероятную связь между свойствами данной личности.

Другая важная идея концепции И.Е. Шварца – в определении механизма внушающего влияния на личность. Ответ на этот вопрос И.Е. Шварц считал кардинальным. Только найденный ответ, по его мнению, мог говорить с уверенностью о целесообразности внушающего влияния на личность в целях ее нравственной социализации.

Свое внимание И.Е. Шварц остановил на мало тогда известной, да и сегодня дискредитируемой теории установки по Д.Н. Узнадзе, рассматривая ее как неосознаваемую предуготованность к действию в определенной ситуации при наличие потребности со стороны среды и благоприятных условий. Внушение по этому механизму дает личностную установку предметного действия, Д.Н. Узнадзе утверждает, что система установок – именно тот механизм внушения, который наиболее точно выражает (при ее осознании в действии) взаимосвязь осознаваемого и неосознаваемого.

Но это психологический механизм. И.Е. Шварц обращается к физиологической основе механизма по А.А. Ухтомскому и П.А. Анохину – к доминанте. По А.А. Ухтомскому довольно длительное доминирование действия оформляется в доминанту. По П.А. Анохину происходит процесс синтезирования, когда формируется система доминантных установок как целостная доминанта, которая может иметь определенную регулятивную направленность. При социальной деятельности установки становятся социальными доминантами, реализуя через потребности мотивацию взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого. Итак, механизмом внушения И.Е. Шварц определил доминанту. При взаимодействии убеждения и внушения формируется система доминантных установок личностных (для предметной деятельности), социальных при социальной деятельности и поведении. По И.Е.Шварцу доминантные установки способны создаваться, протекать, реализовываться и при неблагоприятных условиях, – угасать.

Определение механизма позволило решать еще одну важную концептуальную идею – создавать классификацию методов влияния на личность в педагогических целях путем взаимодействия методов убеждения и внушения. Начинал он с дидактики. Им разработаны совершенно новые педагогические влияния на личность, обозначенные как релаксация.

Признавая как педагогическое явление гипнопедию – восприятие обучаемым информации репродуктивного характера в условиях естественного сна (М. Соровский и др.), – И.Е. Шварц как педагог за основу брал урок, на котором учащиеся вводились в состояние релаксации (мнимое расслабление, подсознательные состояние, когда критичность психики и мозга были несколько снижены, но активно работала сверхпамять), давалась педагогическая информация: иностранный язык, слова в довольно в большом количестве – 60-80 единиц. Они хорошо запоминались. Затем учащиеся выводились из релаксации, активно стимулировались с помощью убеждения, работая с запасом слов, реализуя их в деятельности. Это давало большой педагогический эффект в изучении иностранного языка. Попытки вводить другую информацию, требующую осмысления, эффекта не давали. Работала в основном репродукция: по истории хорошо запоминались времена и даты, по русскому языку – иностранные слова, не имеющие в русском языке правил. В области воспитания в основе своей работают эти же закономерности, но технология другая, не менее эффективная.

В целом система методов взаимосвязи убеждения и внушения выглядела следующим образом:

  • Дидактика – релаксопедия. Успешно реализовывалась идея психогигиены: снятие усталости, тревоги, пограничных состояний, коррекция поведения в определенных ситуациях, преодоление стрессовых состояний, стимулирование уверенности, веры свои силы и т.д.
  • Воспитание – прямое педагогическое внушение в системе общего воспитательного воздействия: команды, приказы, наставления, т.е. то, что не обсуждается, а просто принимается на веру и тут же или немного спустя реализуется.
  • Косвенное педагогическое внушение. Оно рассчитано на безоговорочное принятие информации в виде ситуаций, отражающих сущность определенного вида поведения или деятельности, но не напрямую, а через другую, похожую ситуацию. Это сложный метод, требующий высокого уровня педагогической техники. Применяется тогда, когда заведомо известно, что прямое обращение будет заблокировано.
  • Самовнушение. Чаще всего применяется в самовоспитании и тренингах при решении задач саморазвития. Всегда идет от лица субъекта – от «Я». Учениками И.Е. Шварца и при его помощи разработаны требования к формулам самовнушения и общая схема: от «хочу» - «могу» - «делаю» - «нравится делать» до «хочу делать всегда». Исключается слово «должен», при неосознании или малом осознании оно может заблокировать всю систему.
  • Педагогическое внушение в целях нравственного и социального воспитания. Оно осуществлялось через следующие формы и идеи:

- Психорегулирующая тренировка. Система сеансов с введением человека в релаксацию, когда даются формулы прямого внушения, несущие воспитательную информацию для решения обозначенной проблемы. Чаще всего создаются доминантные установки на реализацию предметного поведения.

- Педагогический аутотренинг. Аутотренинг как основа для введения формул самовнушения нравственного характера. Формируются доминантные установки нравственного поведения.

- Социально-педагогический тренинг (разработан учениками И.Е. Шварца под руководством А.С. Новоселовой). Это сложная система различных организационных форм, когда каждая из них решает свою конкретную задачу, работая на окончательный результат: аутотренинг воспитания – массовый вариант (внушение перед отходом ко сну) – занятия в кабинете педагогического аутотренинга – закрепляющее самовоспитание в группах или индивидуально. В отличие от других форм в релаксации даются не только формулы прямого внушения, но и ситуации (косвенное внушение), и на последнем занятии – формулы самовнушения, большая часть которых составляется заранее самим занимающимся. Социально-педагогический тренинг рекомендован для решения задач ресоциализации неадаптивных подростков, для самосовершенствования в определенной области.

- Идея адаптации студентов к учительской профессии (Л.С.Шубина под руководством И.Е.Шварца).

- Идея педагогического воздействия методов убеждения и внушения в детских передачах телевидения (А.Оффингейм под руководством И.Е.Шварца).

Учениками И.Е.Шварца защищено около 50 диссертаций на степень кандидата педагогических наук, докторская диссертация в области превентивной педагогики (А.С.Новоселова).

Концептуальные идея о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем легли в основу докторских диссертаций учеников И.Е.Шварца А.И.Санниковой, И.Ю.Черепановой, Л.К.Гейхман.

Концепция Израиля Ефремовича до сих пор остается инновационной. Им не до конца разработана идея симптомокомплекса личности на основе степени внушаемости. У него была идея разработки самости личности в процессе своего самосовершенствования с помощью методов взаимодействия убеждения и внушения и т.д. Многие его идеи ждут своих исследователей.

 

A.S. Novosyolova (Perm)

 

THE CONCEPTUAL IDEAS OF I.E.SHWARZ ABOUT THE COORDINATION OF PERSUASION
AND SUGGESTION IN PROCESS OF EDUCATION

The conception of I.E.Shwarz about the coordination of persuasion and suggestion in education was created at the connecting theory of realizable and unrealizable in the man’s psychology. His conception was realized at education, the diagnostically method of the level of suggestion was elaborated; the classification of the methods of suggestion in the pedagogical process was created.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009