Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

И.И. Дереча (Ишим)

 

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

Современное российское образование должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру с целью оказания помощи и поддержки развивающейся личности в ее жизненном самоопределении.

Культура жизненного самоопределения предполагает осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Готовность к жизненному самоопределению складывается, прежде всего, из усвоенных личностью ценностей. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. Они выступают как смысловые универсалии, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной (В. Франкл).

Иерархия ценностей не является раз и навсегда заданной в сознании личности; на протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй, происходит смена ценностей. Поэтому одна и та же проблема в разные жизненные периоды будет решаться по-разному.

Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в объективном мире. Следует заметить, что мир индивидуальных ценностей подвижен, изменчив, мир общечеловеческих ценностей относительно постоянен. В процессе вузовского образования удобнее использовать классификацию ценностей, предложенную В.А. Блюмкиным, так как он в основу иерархии ценностей положил структуру человеческих потребностей и интересов. На основе структурно – функционального и содержательного подходов он выделил более пятисот моральных качеств личности, которые разделил на четыре основных типа:

1) мировоззренческие, идейно-политические, общеаксиологические (ценностные); 2) моральные (нравственные); З) деловые; 4) прагматические. Собственно моральные качества и их антиподы разделены на четыре подтипа.

1. Коллективистские качества: коллективизм, чувства солидарности и товарищества, чувство долга, ответственность, альтруизм, самоотверженность, героизм.

2. Гуманистические качества: гуманизм (гуманность, человечность, человеколюбие, доброжелательность, доброта, благородство, великодушие, внимание к людям, заботливость, душевность, жалостливость, чуткость, отзывчивость, милосердие, деликатность, тактичность, уважение к людям, доверие к людям, чувство собственного достоинства, гордость, уверенность в себе, скромность, простота, самокритичность, требовательность к себе.

З. Качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей: справедливость, беспристрастность, бескорыстие, благодарность чувство соревнования, кротость, смирение, независтливость.

4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения: чувство чести, чувство стыда, самолюбие, почтительность, совесть, честность, порядочность, щепетильность, верность, преданность надежность, принципиальность, моральная чистота. [3; с. 54].

Рассмотренная система ценностей может служить общим ориентиром при формировании культуры жизненного самоопределения будущих педагогов, но выбор ценностей остается за студентами.

Л.С. Выготский подчеркивал значение выбора для овладения, регуляции собственного поведения. Сфера критериев выбора это сфера значимого, важного и ценного для человека, того, что имеет для него личностный смысл.

Особое значение в выборе имеют складывающиеся ценностные ориентации. Ценностными ориентациями становятся те ценности, что значимы для общества и личности, которые она признает и принимает как собственные, это своеобразный «локатор», приспособленный к нахождению определенного ценностного смысла в нравственном выборе. (А.И.Титаренко)

Выбор определяется системой ценностей личности ее социальной позицией, чувством ответственности и сознанием долга, характером эмоций, проявлением воли.

Нравственный выбор – результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку; воплощение нравственного потенциала в деянии. Главным стратегическим аспектом выбора, является предпочтение нравственных ценностей.

В образовательном процессе педагогического вуза особая роль отводится созданию условий для самореализации личности. Важно поддержать будущего педагога в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, зависть к успехам других и другие не благовидные проявления. Для этого целесообразно использовать в образовательном процессе механизм выбора нравственных ценностей, который можно представить следующим образом (см. рис.1).

Для раскрытия психолого-педагогического механизма выбора нравственных ценностей будущими педагогами необходимо рассмотреть содержание и структуру взаимодействующих компонентов.

Под мотивом понимается «то, ради чего совершается действие». АН. Леонтьев определяет мотив как «предмет деятельности в восприятии, так и существующий только в воображении, в мысли. Главное то, что за ним стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности» [6; с. 190]. Если мотив – это потребность, нашедшая предмет своего удовлетворения, то мотивация – это обоснование решения удовлетворить или не удовлетворить потребность в данных конкретных обстоятельствах.

 

Рис. 1 Механизм выбора нравственных ценностей

Нравственная мотивация означает обоснование внутренних побуждений к проектируемому действию, поступку, заинтересованность в его совершении, доказательстве его нравственной безупречности и чистоты и связана с осознанием долга перед людьми и самим собой, т е. механизмом действия совести. Нравственная мотивация выполняется по критерию совести [5].

Чем обобщенней нравственное понятие, которым овладел будущий педагог, тем шире и устойчивее нравственные мотивы его поведения, тем менее он подвержен ситуативным влияниям, тем легче студент справляется с задачей анализа и оценки конкретной жизненной ситуации и принятия адекватного этического решения. Нравственное понятие приобретает тем большую силу мотива, чем лучше осознается, переживается и внутренне принимается его содержание, когда оно приобретает свойства убеждения. Следовательно, для того, чтобы соединить компоненты нравственного качества личности студента, нужно обеспечить понимание, переживание и внутреннее принятие нравственных принципов. Только тогда они сплавляются с системой потребностей и мотивов личности и как нравственные качества побуждают ее к действию. Внутренней пружиной выбора является система потребностей, мотивов и процесс мотивации,

Следующий этап в механизме выбора это проектирование вариантов нравственного решения. Проектирование – умение предвидеть, прогнозировать, моделировать, просчитывать последствия тех или иных замыслов, проектов, выборов, мыслимых в настоящем. Чем богаче нравственный опыт студентов, тем больше вариантов решения той или иной нравственной ситуации они могут мысленно проанализировать и сделать осознанный выбор. Проект продумывается на основе знаемых принципов, норм и ценностей, то есть носит нормативный характер. При его осуществлении могут оказаться неучтенными те или иные нюансы обстоятельств или они вообще не могли быть прогнозируемыми в связи с высокой сложностью и динамичностью жизни. В таких случаях требуются творческие решения. Они становятся источником нравственного нормотворчества [1].

Осуществляя нравственный выбор, человек неизбежно проецирует поступки других людей на свои собственные. Выбор нельзя сводить к одним только понятийным, рациональным решениям, не учитывая оценочной роли нравственных чувств. Выбор может быть интуитивным, а также на основе самооценки, оценки коллектива, многократного, идеального «проигрывания» в воображении нравственных реакций окружающих на поступок. Задача педагога научить ориентироваться на нравственные ценности, обучить способам выбора нравственных поступков, учитывая при этом, что только «понимаемые» мотивы при оказании педагогической помощи становятся действенными мотивами. Процесс «сдвига мотива на цель» АН. Леонтьев рассматривает как основной механизм развития новых форм деятельности.

Спроектированный нравственный выбор может быть осуществлен в поступке, который может выступать не только в форме действия, но и в форме бездействия. Бездействие это не состояние покоя, согласно В.П. Ганжину, это результат волевого акта, завершившего цепь нравственно-психологических действий. Не совершая внешнего действия, человек, вызывает определенный результат, например, посредством действий другого человека, которого он не поддержал, хотя мог поддержать, или которому не помешал, хотя мог помешать. Из этических поступков складывается нравственная деятельность, направленная на утверждение добра для других людей. Четвертый этап механизма выбора нравственная рефлексия, которая означает размышление, анализ смысла и достоинства своих поступков и деятельности в целом. Рефлексия наделяет сознание обратной связью и человек может оценивать, корректировать цели, поведение и поступки, – то есть интериоризировать и зкстериоризировать ценности.

Активность нравственного сознания и поступков будущих педагогов обеспечивает педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой жизненного самоопрделения мы понимаем инициирование в образовательном процессе усилий студентов в овладении нравственными ценностями и ориентации на них в ситуациях выбора варианта поступка.

На первом этапе педагогической поддержки осуществляется вхождение в зону витагенного опыта студентов. Жизненный опыт, «витагенная информация» по А.С.Белкину, представляет собой сплав мыслей, чувств и поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Жизненный опыт – результат серьезного анализа событий, их оценки. Переход «витагенной информации» в жизненный опыт происходит следующим образом: события отражаются в сознании, чувствах человека, оставляют определенный след только те события, которые человек считает для себя наиболее значимыми, практически востребованными, помогающими жить на перспективу. Чем богаче нравственный опыт будущих педагогов, тем больше вариантов решения той или иной нравственной ситуации они могут мысленно проанализировать и спроектировать варианты выбора решения. Задача педагога – ориентировать студентов на нравственные ценности.

На втором этапе педагогической поддержки педагог моделирует значимые для студентов этические ситуации, способствующие наращиванию их нравственного опыта. Моделирование включает два этапа: создание и разрешение ситуаций. Разрешение этической ситуации включает анализ ситуации и поиски ее решения. Содержанием ситуаций нравственного выбора могут быть те или иные поступки людей, литературных героев, исторических личностей, их взаимодействие с другими компонентами ситуации. В совместном анализе ситуаций происходит обмен ценностями между педагогом и студентамии, между самими студентами, педагог делает акцент на мотивы поступков, показывает привлекательность социальных мотивов, свидетельствующих о понимании человеком долга и ответственности. Нравственный выбор остается за студентом, но педагог должен поддержать намерения к совершению целостного типа поступка, осмысленного по критерию добра для окружающих (поступка «по мотиву долга и совести»). До момента выбора решения у студентов уже возникают установки, которые позволяют склониться к тому или иному решению. Установки помогают студентам устойчиво реагировать на повторяющиеся ситуации.

Третий этап педагогической поддержки предполагает постепенную передачу ответственности будущим педагогам за нравственный выбор в реальной действительности. Передавая ответственность, педагог говорит о том, что он чувствует, что он хочет видеть от студентов и что собирается делать. Передача ответственности строится на доверии студентам и подкреплении положительных эмоций студентов от совершенных ими нравственных поступков. Поступки студентов говорят о принятии (не принятии) ими ответственности.

Анализ инновационных процессов в системе образования свидетельствует о востребованности педагога ориентированного на нравственные ценности российского образования, человека российской культуры.

Список литературы

  1. Антилогова, Л.А. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: монография [Текст] / Л.А.Антилогова.– Омск: ОмГПУ, 1999.-184с.
  2. Аплетаев, М.Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности: методология и теория. Избранные педагогические труды.– Том1 [Текст] / М.Н.Аплетаев.– Омск: ОмГПУ, 2005.-380с.
  3. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей [Текст] / В.А.Блюмкин.– М.: Знание, 1981. – 64 с.
  4. Бондаревская. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для стул. сред. и высш. пел. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК [Текст]Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д.: Учитель. 1999. – 560 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ, 1997. – 352 с.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.. Н. Леонтьев. – М., 1977.

 

 

I.I. Derecha (Ishim)

Forming of the culture of life self-determination

of the students of pedagogical institute

The article is devoted to the culture of life self-determination, when the man realizes himself as the individual of his own life, who is ready to decide and to bear the responsibility for his active and actions. The preparedness for life self-determination consists of the values, which the personality mastered.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009