Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

М.Ю. Двоеглазова (Мурманск)

И.Н. Семенов (Москва)

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

 

Выдающийся отечественный педагог И.Е.Шварц инициировал в педагогическую науку и образовательную практику инновационные подходы, в т.ч. системный и междисциплинарный, с личностно-ориентированной и социально-психологической основой. Эта традиция перекликается с современным инновационным подходом к инструментально-педагогическому обеспечению образовательного процесса, опорным концептуальным положением которого стало изучение и воплощение в практику идеи развития рефлексии в педагогических коллективах, в частности, в школьных классах (Г.Ф.Похмелкина, И.Н.Семенов, 1993), студенческих группах (И.Н.Семенов, И.А.Савенкова, 2005).

Рефлексия в данном контексте понимается как осознание человеком себя в окружающем мире, переосмысление своего поведения и деятельности в окружающей предметной, природной и социальной реальности. Осознание себя, осуществляемое посредством рефлексии, рассматривается в качестве одного из основополагающих механизмов, определяющих адаптацию человека к меняющейся действительности, трактуется как механизм развития в самоорганизующихся системах, позволяющий осознать необходимость трансформации индивидуального самосознания и реализовать ее в целях продуктивной адаптации (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов, Е.Б.Старовойтенко и др.).

Достижение профессионализма деятельности и профессионализма личности возможно при условии самосовершенствования ее индивидуальности и творческой самореализации, условием которой является рефлексия как системообразующий фактор творческого процесса, средство и механизм, посредством которого осуществляется переосмысление содержания сознания и деятельности субъекта (И.Н. Семенов, 1976).

В проведенном нами с позиций рефлексивной психологии (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1992) изучении индивидуальных особенностей структуры личностной рефлексии студентов определен уровень точности личностной рефлексии молодых людей 18-22 лет и выявлены взаимосвязи уровня точности личностной рефлексии со структурными компонентами самоактуализации, самоотношения, ответственности.

Оказалось, что из 185 студентов, разрешавших проблемно-конфликтные ситуации для 105 (56,75 %) человек свойственен высокий уровень точности рефлексии, характеризующийся ясностью, четкостью и полнотой восприятия собственных индивидуальных особенностей. Выделенные представителями этого уровня особенности совпадали с мнением экспертов не только по количеству указанных характеристик, но и по их содержанию. Для 57 (30,81 %) участников исследования характерен средний уровень точности, проявляющийся в частичном осознании своих специфических характеристик, заключавшемся в том, что мнение человека о наличии у себя отдельных индивидуальных особенностей не подтверждалось экспертами или испытуемый не указывал качеств, которые ему приписывали независимые эксперты. Для 23 (12,43 %) испытуемых присущ низкий уровень точности личностной рефлексии, состоящий в искаженном отражении своих индивидуальных особенностей, проявившемся во-первых, в представлении себя испытуемыми в приукрашенном свете; во-вторых, в принижении испытуемыми себя в своих собственных глазах. Последующий анализ данных этой группы испытуемых позволил говорить о свойственной для них заниженной самооценке, неуверенности в себе, пониженном стремлении контактировать с окружающими людьми.

В результате проведения первого этапа исследования нами были сформулированы следующие выводы:

  1. Более половины испытуемых точно отражают собственные индивидуальные характеристики, адекватно осознают, как они воспринимаются другими людьми.
  2. Существует значимая прямая взаимосвязь между уровнем точности личностной рефлексии и пониманием своих индивидуальных особенностей, умением осознанно планировать собственную деятельность, реалистичностью, устойчивостью и действенностью планов, самостоятельностью выдвижения целей в деятельности, гибкостью и адекватностью реакций в меняющихся условиях как основными характеристиками общего уровня саморегуляции человека.
  3. Наличие социально значимой мотивации при реализации ответственных дел, их выполнение как из желания быть среди людей, наличия высокого чувства долга при реализации ответственных заданий, преобладания общественных интересов над личными (т.е. мотивационный компонент ответственности – социоцентричность), так и из желания обратить на себя внимание в ходе выполнения ответственных заданий (личностно значимая мотивация), получить поощрение, вознаграждение, избежать личностных осложнений (мотивационный компонент ответственности – эгоцентричность) напрямую связаны с уровнем точности личностной рефлексии.
  4. Уровень точности личностной рефлексии сопряжен так же с общительностью человека, легкостью в установлении контактов с другими людьми, хорошей ориентировкой в новых для субъекта условиях коммуникации. В исследовании была установлена прямая взаимосвязь уровня точности личностной рефлексии и самопоследовательности в деятельности. Соответственно с возрастанием самостоятельности, активности и последовательности в деятельности возрастает уровень точности личностной рефлексии.
  5. Наряду с вышеназванной положительной взаимосвязью уровня точности личностной рефлексии с рядом личностных характеристик была выявлена обратная связь со шкалой поддержки самоактуализации, которая свидетельствует о том, что с увеличением зависимости ценностей и поведения человека от воздействий извне возрастает уровень точности личностной рефлексии студентов. Соответственно высокий уровень точности личностной рефлексии характеризуется ориентацией на общественное мнение, систему ценностей, существующую в обществе, возрастанием стремления соответствовать ожиданиям других людей.

Результаты эмпирического исследования уровней реализации личностной рефлексии свидетельствуют о том, что примерно 59 % студентов используют низкий (эмоциональный, защитный) и средний (репродуктивный) уровни рефлектирования. Репродуктивный уровень рефлектирования проявляется в стихийном, неорганизованном характере протекания рефлексивных процессов, получении случайного результата рефлексии, зачастую не соответствующего реальным условиям ситуации и индивидуальным особенностям субъектов, участвующих в ней. Данный уровень реализации личностной рефлексии также характеризуется поверхностным рефлексивным анализом информации, осуществляемым не по собственной инициативе, а под воздействием обстоятельств или других людей. Эмоциональный уровень характеризуется крайним эмоциональным реагированием на ситуацию, без ее осмысления и осмысления себя в ней, без поиска рационального способа ее разрешения. Защитный уровень проявляется в актуализации различных механизмов психологических защит с целью ухода от осознания травмирующей субъекта информации.

Высокий (продуктивный) уровень реализации личностной рефлексии, выражающийся в ее целенаправленном, организованном характере характеризуется личностной позицией, заключающейся в признании человеком себя в качестве субъекта жизнедеятельности, организующего и направляющего собственную жизнь. Свойственна также высокая вовлеченность личности в анализ проблемной ситуации и своих индивидуальных особенностей, доминирование смысловой сферы над содержательной, осознание средств и способов достижения результата. Решение проблемной ситуации осуществляется на полной ориентировочной основе, точный ответ рассматривается в качестве одного из возможных (но не единственно верного), присущ креативный подход к решению ситуаций.

Корреляционный анализ, осуществленный по алгоритму коэффициента Спирмена показал наличие положительной корреляционной связи высокой степени значимости между показателями уровня точности личностной рефлексии и уровня реализации личностной рефлексии (r=0,354, р=0,0001, n=185). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с возрастанием показателей по одной переменной возрастают показатели по другой переменной. Таким образом, отражение собственных индивидуальных особенностей напрямую связано с признанием человеком себя в качестве субъекта жизнедеятельности, с высокой вовлеченностью личности в анализ проблемной ситуации и хорошей ориентацией в ней, осознанием средств и способов реализации поставленных целей, поиском нескольких вариантов решения ситуации, причем вариантов, устраивающих все стороны конкретного взаимодействия.

Зависимость личностных особенностей студентов от уровней реализации личностной рефлексии устанавливалась с помощью описательной статистики. Продуктивный уровень реализации личностной рефлексии характеризуется высоким самоуважением, самопринятием и аутосимпатией, независимостью ценностей и поведения субъекта от воздействий извне, стремлением к реализации в жизни ценностей самоактуализированной личности, естественным и раскованным поведением в различным ситуациях, стремлением к самопознанию и высокой степенью осознания и понимания человеком своих потребностей и чувств, высокой общительностью, способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, низкими показателями по шкале самообвинения.

Для репродуктивного уровня реализации личностной рефлексии студентов характерно достаточно высокое стремление к воплощению ценностных ориентаций самоактуализированной личности, а также достаточно высокая спонтанность поведения, самопринятие и самоинтерес. При этом среднюю степень выраженности имеют показатели самоуважения, сензитивности к себе, аутосимпатии, контактности. Показатели шкалы самообвинения низкие.

Защитный уровень реализации личностной рефлексии у студентов характеризуется средней степенью выраженности сензитивности к себе, самоуважения и аутосимпатии в сочетании с низкими показателями по шкале самопринятия и интереса к собственным индивидуальным особенностям. Среднюю степень выраженности имеют показатели по шкале ценностных ориентаций самоактуализированной личности, спонтанности поведения, контактности и самообвинения.

Для эмоционального уровня реализации личностной рефлексии студента характерны низкие показатели по самоуважению, аутосимпатии, самопринятию, самоинтересу, ценностным ориентациям самоактуализированной личности и поддержке самоактуализации, сензитивности к себе, контактности и высокие показатели по шкале самообвинения.

Полученные на втором этапе исследования данные позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Показатели низкого (эмоционального и защитного) и среднего (репродуктивного) уровней свидетельствуют, с одной стороны, о том, что по сравнению с подростковым возрастом количество лиц, применяющих данные уровни рефлектирования, уменьшается.
  2. В системе высшего образования должны создаваться условия, способствующие прогрессивному развитию личностной рефлексии как механизма самопознания и самопонимания, результатом которого выступает развитие личности, формирование человека как субъекта жизнедеятельности, самостоятельно выбирающего свой жизненный путь.
  3. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что личностные характеристики человека изменяются в зависимости от уровня реализации личностной рефлексии. С повышением уровня реализации личностной рефлексии увеличивается интерес к своей индивидуальности, повышается осознанность собственной мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер, что в свою очередь определяет становление самопринятия, аутосимпатии, самоуважения, положительного интегрального самоотношения. Данные особенности определяют появление стремления к взаимодействию с другими людьми, доверие к окружающим, демонстрацию истинного отношения к происходящему. При этом усиливается потребность личности в самостоятельности и независимости от окружающих, а также в самоактуализации ею потенциала своей индивидуальности.

В ходе анализа индивидуальных работ студентов, посвященных рассмотрению проблемных ситуаций, было выявлено следующее содержание личностной рефлексии: Я – социальное, Я – ценности, Я – эмоциональное, Я – интеллектуальное, Я – интересы, Я – профессиональное самоопределение, Я – учебная деятельность, Я – телесное. Установлено, во-первых, наиболее часто студентами посредством личностной рефлексии анализируется сфера социальных взаимоотношений (в 86 работах из 185), что составляет 46,49% от общего числа испытуемых, принимавших участие в исследовании. Во-вторых, в 30 работах (16,2%) анализ ситуации касался проблем профессионального самоопределения. Это свидетельствует о том, что данный вопрос продолжает оставаться актуальным в ходе обучения в высшем учебном заведении. В-третьих, 26 работ (14,1%) были посвящены рассмотрению проблем, возникающих в процессе учебной деятельности. Полученные нами данные указывают на то, что учебная деятельность является для студентов весьма значимым видом активности, позитивная реализация которой позволяет в дальнейшем успешно претворять в жизнь намеченные цели. Четвертое место в работах студентов занимает рассмотрение ценностей и ценностных ориентаций – 18 (9,7%). В-пятых, 14 работ (7,57%) посвящены анализу интересов. Проблемы в эмоциональной и интеллектуальной сфере в меньшей степени интересуют студенчество. Соответственно, в-шестых, и, в-седьмых, им были посвящены работы 6 (3,2%) и 4 (2,2%) студентов. В-восьмых, в одной работе рассматривается телесное Я (0, 5 %).

Полученные эмпирические данные необходимо учитывать в процессе разработки научно-методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в вузе, при построении программы психолого-педагогического сопровождения развития рефлексивных способностей, направленной на профессионально-личностное становление молодых специалистов.

Список литературы

  1. Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск. МГПУ. 2007
  2. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005
  3. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлексивно-творческий подход к процессу повышения квалификации и переквалификации педагогов // Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. Пермь. ПГПУ. 1993

 

 

Margarita Dvoeglasova (Murmansk)

Igor Semyonov (Moscow)

 

Role of a personal reflexion in development of individuality of students in educational space of high school

The reflexion in the given context is understood as comprehension by the person of in world around, reconsideration of the behaviour and activity in a surrounding subject, natural and social reality. The comprehension of which is carried out by means of a reflexion, is considered as one of the basic mechanisms defining adaptation of the person to the varying validity, treated as the development mechanism in self-organized systems, allowing to realise necessity of transformation of individual consciousness and to realise it with a view of productive adaptation.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009