Т.М. Кузнецова (Пермь)
ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОЛОДЕЖНАЯ СЛУЖБА ДОВЕРИЯ» КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ
У НИХ УСТАНОВКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Социализация старшеклассников сложна, противоречива и сопровождается следующими проблемами: плохая дисциплина, нежелание учиться, подчас неуважение к учителям и сверстникам, неадекватность самооценки, низкий (аутсайдер) или, наоборот, очень высокий (лидер, звезда) социальный статус в группе, асоциальное поведение и т.д.
Для периода старшего детства является характерным: сохранение материальной зависимости от семьи, а также усиление ее роли в самоопределении на будущее; сохранение решающей роли школы в удовлетворении разнообразных познавательных и социально-психологических потребностей; возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; возрастание роли самообразования и самовоспитания
[1]. Все это должно учитываться педагогами, учителями, психологами школы, мотивируя их на широкое использование в воспитательной работе и образовательном процессе современных, активных, интерактивных методов социально-психологического обучения и воспитания, таких как: дискуссии, метод мозгового штурма, метод активного поиска свежих идей, а также игровой метод.
Ученые выделяют следующие психолого-педагогические доминанты развития и социализации периода «старшего детства»: формирование соматотипа, эмансипация от родителей, стремление к автономизации в культуре взрослых, формирование представлений о собственной уникальности. В связи с этим, в воспитательной работе со старшеклассниками необходимо реализовывать определенную педагическую позицию, включающую триаду: понимание, поддержка, интерпретация [1]. Эта позиция, на наш взгляд, весьма перспективна, гуманна и может быть весьма эффективно реализована, т.к. будет способствовать предупреждению крайностей социализации старшеклассников и более мягкому прохождению болевых точек профессионального и личностного самоопределения.
Игра является прекрасным средством моделирования проблемных ситуаций, активизации опыта клиента, создание оптимальных образцов поведения в различных ситуациях взаимодействия [5].
Деловая игра – форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, а также одно из средств активизации образовательного процесса.
В деловой игре моделируемая управленческая, хозяйственная, социально-психологическая или воспитательная система рассматривается как динамическая и поэтому для достижения конечного результата участникам игры нужно построить «цепочку решений». Решения, принимаемые на основе исходной информации, воздействуют на модель объекта управления, и воспитания, и тем самым влияют на изменение его первичного состояния.
На всех этапах деловой игры происходит интерактивное взаимодействие, т.к. решение принимается коллективно. Деловая игра приближена к реальной жизненной ситуации, однако, в ней формализован или минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Деловую игру отличают следующие характеристики:
- моделирование процесса деятельности специалистов по выработке профессиональных решений;
- распределение ролей между участниками игры;
- различие ролевых целей при выработке решений;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- реализация цепочки решений в игровом процессе;
- альтернативность решений;
- наличие управляемого эмоционального напряжения;
- наличие разветвленной системы индивидуального или группового поощрения деятельности участников игры др. [4].
В рамках педагогического профиля (пропедевтического курса «социопсихопедагогика») в одной из школ г. Перми (МОУ Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 127) в 2005-2007 гг. нами была разработана, предложена и реализована деловая игра «Молодежная служба доверия» для старшеклассников.
Цель игры – привлечение внимания педагогов к социально - значимым проблемам старшеклассников, организация педагогической поддержки, формирование у молодежи отрицательного отношения к негативным социальным явлениям, более успешной социализации, а также формирование у них установки на педагогическую профессию.
Задачи:
- погрузить старшеклассников в процесс познания и самопознания реальных социальных проблем и актуальных собственных жизненных ситуаций;
- научить видеть, понимать, адекватно реагировать на негативные социальные явления;
- научить анализировать и делать выводы по поводу социально-педагогической действительности и принимать конструктивные решения;
- организовать фронтальное, групповое и межличностное взаимодействие по поводу конкретной социальной ситуации с целью поиска позитивного решения;
- организовывать индивидуальное и групповое консультирование по актуальным проблемам молодежи;
- реализовать педагогическую позицию: понимание, поддержка, интерпретация событий;
- сориентировать школьников на выбор профессий: «человек – человек», а конкретно – на педагогические профессии.
В игре принимали участие школьники 10-11-х профильных педагогических классов, у которых 3 года читался курс, и велись практические занятия по общей педагогике, основам социальной педагогики с элементами общей психологии.
В ходе нашей деловой игры были реализованы следующие педагогические принципы:
- природосообразности;
- демократизма;
- гуманизма;
- доверия и уважения ко всем участникам процесса;
- индивидуального подхода;
- оптимизма и опоры на положительное.
Мы исходили из того, что «с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью клиента могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации» [3].
Игра состояла из трех этапов:
- подготовительный (2 недели);
- сама игра (1 час);
- подведение итогов (30 мин.);
- рефлексия (на занятиях по социальной педагогике в профильных классах).
Подготовительный этап
За две недели до назначенного срока в коридоре и в библиотеке школы, был повешены ящики с надписью: «Есть проблема!», в которые старшеклассники опускали записки (анонимно) с проблемой, жизненной ситуацией, которые их волнуют. Через 2 недели ящики были вскрыты, в них оказалось 108 записок! Нас это огорчило, удивило и обрадовало. В записках назывались, например, такие проблемы:
- Влюбился (ась), а он (а) не замечает.
- Остался (ась) один, нет друзей. Почему?
- Боюсь гулять по городу один (а).
- Легко ли быть инвалидом?
- Учусь на двойки. Помогите!
- Поссорился с родителями, они меня не понимают!
- Потерялась собака, помогите найти!
- Мой друг – наркоман…
- Куда пойти развлечься и отдохнуть?
- Курить или не курить?
- Рэкет в школьной форме
- Родители разводятся, а я люблю их обоих.
- Зачем охранять природу?
- Закосить ли от армии?
- Учитель: учитель или мучитель и др.
Далее школьники по собственному желанию выбирали роль, которую хотели бы играть во время деловой игры, роли: клиента, психолога, социального педагога, художника-оформителя, статуправления. Также в подготовительный этап работы вошли: создание консультационных пунктов, приглашение педагогов и других узких специалистов, гостей, а также оформление – вербальное и звуковое, реклама и другие организационные приготовления.
Реализация игры предполагала наличие ведущего, в его задачи входило: представить всех участников, гостей, проинформировать о правилах игры и поведении на игровом поле; наблюдать, давать необходимые справки; контролировать и корректировать общий ход игры; мотивировать и поддерживать эмоциональный настрой школьников-участников игры; организовать подведения итогов и рефрексию.
Ход игры
На игровом поле находится пять столов – консультационных пунктов. На каждом столе стоят по три таблички с проблемами, предложенными старшеклассниками (см. список). За столом три ученика – старшеклассника, которые выполняют роли «консультантов»: психолог, социальный педагог, социальный работник и один взрослый – учитель данной школы, либо психолог, либо социальной педагог с педагогическим образованием. Участники игры – «клиенты» перемещаются по площадке, подходят к столу с выбранной проблемой, начинают общаться, получают консультацию. Консультация длится не более 15 мин. и «клиенты» переходят к следующему столу и так далее. Все это продолжается в течение часа.
Этапы консультации:
- Начало разговора. Цель – установить контакт, доверие, заложить основу развития отношений (понимание).
- Основная часть. Собственно психо-социально-педагогичсекое консультирование. Цель – постановка «клиента» в субъектную позицию и коррекция его состояния и мироощущения (поддержка).
- Завершение консультации. Цель – наметить перспективу на позитивные изменения и решение проблемной ситуации (интерпретация).
Безусловно, взрослые помогали, одновременно обучали и делились своими знаниями, опытом. Работа «консультантов» оценивалась по следующим критериям: активность, вежливое и комфортное общение, проявление эмпатии, оригинальность решения проблемы, удовлетворенность «клиента». За демонстрацию всех пяти критериев команде «консультантов» давалась высшая оценка и жетон красного цвета. За демонстрацию трех-четырех критериев – жетон синего цвета. За реализацию одного-двух критериев – жетон желтого цвета. Через 15 минут «клиент» мог перейти к другому столику и обсудить другие проблемы, ситуации и т.д.
Но раз это игра, то в ней должен быть победитель. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, особенно красного цвета.
Работа статистического управления строилась следующим образом: – необходимо было подсчитать все, что можно, касающееся своей команды: количество «клиентов», количество мальчиков, девочек, количество заданных вопросов, количество полученных ответов, количество жетонов, количество слов-паразитов, улыбок, вежливых слов, пуговиц, гостей принявших участие в работе.
Для всех участников игры и гостей было предложено: музыкальное сопровождение, стол с интересной и полезной информацией; анкета, выявляющая установку на педагогическую профессию; свободное общение; викторина о природе; написать письмо больному СПИДом и другое.
Игра прошла очень живо, интересно, продуктивно, школьники долго находились под впечатлением и обсуждали это событие, от гостей было получено множество отзывов. Самый же главный результат: 20% этих старшеклассников – участников игры поступили в ВУЗы и выбрали педагогическую профессию.
На наш взгляд такая форма работы с профильными педагогическими классами способствует: профессиональному и личностному самоопределению, развитию инициативы и социальной активности школьников, развитию коммуникаций, улучшению взаимоотношений и сплочению школьного коллектива, воспитанию самостоятельности, интеграции различных знаний, умений и видов деятельности, а также эффективной социализации молодежи.
Список литературы
- Белкин А.С. Возрастная педагогика, Екатеринбург, 1999.
- Бельчиков Я.М., Берштейн М.Н. Деловые игры. Рига,1989.
- Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. М.,1990.
- Технологии образования взрослых. / Под ред. С.Г. Вершловского. СПБ, 2008.
- Шведчикова Ю.С. Методы активного социально-психологического обучения. Учебно-методическое пособие. Пермь,2004.
T.M. Kuznezova (Perm)
The business game «The youth work of trust» as the interactive technology of the social education of the charge-pupils and their preparation for the pedagogical profession
The article is devoted to the educational work with the charge-pupils of the professional-pedagogical classes. The author presents his own version of the business game. This game gives the opportunity to include pupils in the process of the professional and personal self-determination. Besides, it promotes to youth socialization. The article is written for the teachers-psychologists and the social-pedagogical specialists.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|