| Т.М. Кузнецова (Пермь)   ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОЛОДЕЖНАЯ СЛУЖБА ДОВЕРИЯ»  КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ  У НИХ УСТАНОВКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ   Социализация старшеклассников сложна, противоречива и  сопровождается следующими проблемами: плохая дисциплина, нежелание учиться, подчас  неуважение к учителям и сверстникам, неадекватность самооценки, низкий  (аутсайдер) или, наоборот, очень высокий (лидер, звезда) социальный статус в  группе, асоциальное поведение и т.д. Для периода старшего детства является характерным:  сохранение материальной зависимости от семьи, а также усиление ее роли в  самоопределении на будущее; сохранение решающей роли школы в удовлетворении  разнообразных познавательных и социально-психологических потребностей;  возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; возрастание  роли самообразования и самовоспитания  [1]. Все это должно учитываться педагогами, учителями,  психологами школы, мотивируя их на широкое использование в воспитательной  работе и образовательном процессе современных, активных, интерактивных методов  социально-психологического обучения и воспитания, таких как: дискуссии, метод  мозгового штурма, метод активного поиска свежих идей, а также игровой метод. Ученые выделяют следующие психолого-педагогические  доминанты развития и социализации периода «старшего детства»: формирование  соматотипа, эмансипация от родителей, стремление к автономизации в культуре  взрослых, формирование представлений о собственной уникальности. В связи с  этим, в воспитательной работе со старшеклассниками необходимо реализовывать  определенную педагическую позицию, включающую триаду: понимание, поддержка,  интерпретация [1]. Эта позиция, на наш взгляд, весьма перспективна, гуманна и  может быть весьма эффективно реализована, т.к. будет способствовать  предупреждению крайностей социализации старшеклассников и более мягкому прохождению  болевых точек профессионального и личностного самоопределения. Игра является прекрасным средством моделирования  проблемных ситуаций, активизации опыта клиента, создание оптимальных образцов поведения  в различных ситуациях взаимодействия [5]. Деловая  игра – форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации,  а также одно из средств активизации образовательного процесса.  В  деловой игре моделируемая управленческая, хозяйственная,  социально-психологическая или воспитательная система рассматривается как  динамическая и поэтому для достижения конечного результата участникам игры  нужно построить «цепочку решений». Решения, принимаемые на основе исходной  информации, воздействуют на модель объекта управления, и воспитания, и тем  самым влияют на изменение его первичного состояния.  На всех этапах деловой игры происходит интерактивное взаимодействие,  т.к. решение принимается коллективно. Деловая игра приближена к реальной  жизненной ситуации, однако, в ней формализован или минимизирован по сравнению с  реальностью межличностный аспект. Деловую игру отличают следующие  характеристики:  
                моделирование процесса деятельности специалистов  по выработке профессиональных решений;распределение ролей между участниками игры;различие ролевых целей при выработке решений;взаимодействие участников, исполняющих те или  иные роли;наличие общей цели у всего игрового коллектива;реализация цепочки решений в игровом процессе;альтернативность решений;наличие управляемого эмоционального напряжения;наличие разветвленной системы индивидуального или  группового поощрения деятельности участников игры др. [4]. В рамках педагогического профиля (пропедевтического  курса «социопсихопедагогика») в одной из школ г. Перми (МОУ Средняя школа с  углубленным изучением отдельных предметов № 127) в 2005-2007 гг. нами была  разработана, предложена и реализована деловая игра «Молодежная служба доверия»  для старшеклассников. Цель игры – привлечение внимания педагогов к социально  - значимым проблемам старшеклассников, организация педагогической поддержки,  формирование у молодежи отрицательного отношения к негативным социальным  явлениям, более успешной социализации, а также формирование у них установки на  педагогическую профессию. Задачи: 
                погрузить старшеклассников в процесс познания и  самопознания реальных социальных проблем и актуальных собственных жизненных  ситуаций;научить видеть, понимать, адекватно реагировать на  негативные социальные явления;научить анализировать и делать выводы по поводу  социально-педагогической действительности и принимать конструктивные решения;организовать фронтальное, групповое и межличностное  взаимодействие по поводу конкретной социальной ситуации с целью поиска  позитивного решения;организовывать индивидуальное и групповое консультирование  по актуальным проблемам молодежи;реализовать педагогическую позицию: понимание,  поддержка, интерпретация событий;сориентировать школьников на выбор профессий: «человек  – человек», а конкретно – на педагогические профессии. В игре принимали участие школьники 10-11-х профильных педагогических  классов, у которых 3 года читался курс, и велись практические занятия по общей  педагогике, основам социальной педагогики с элементами общей психологии. В ходе нашей деловой игры были реализованы следующие педагогические  принципы: 
                природосообразности;демократизма;гуманизма;доверия и уважения ко всем участникам процесса;индивидуального подхода;оптимизма и опоры на положительное. Мы исходили из того, что «с помощью специально организованного  процесса общения у обратившегося за помощью клиента могут быть актуализированы  дополнительные психологические силы и способности, которые могут обеспечить  отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации» [3].  Игра  состояла из трех этапов:  
                подготовительный (2 недели);сама игра (1 час);подведение итогов (30 мин.);рефлексия (на занятиях по социальной педагогике  в профильных классах). Подготовительный этап За  две недели до назначенного срока в коридоре и в библиотеке школы, был повешены ящики  с надписью: «Есть проблема!», в которые старшеклассники опускали записки  (анонимно) с проблемой, жизненной ситуацией, которые их волнуют. Через 2 недели  ящики были вскрыты, в них оказалось 108 записок! Нас это огорчило, удивило и  обрадовало. В записках назывались, например, такие проблемы:  
                Влюбился (ась), а  он (а) не замечает.Остался (ась)  один, нет друзей. Почему?Боюсь гулять по  городу один (а).Легко ли быть  инвалидом?Учусь на двойки.  Помогите!Поссорился с  родителями, они меня не понимают!Потерялась  собака, помогите найти!Мой друг – наркоман…Куда пойти  развлечься и отдохнуть?Курить или не  курить?Рэкет в школьной  формеРодители  разводятся, а я люблю их обоих.Зачем охранять  природу?Закосить ли от  армии?Учитель: учитель  или мучитель и др. Далее школьники по собственному желанию выбирали роль,  которую хотели бы играть во время деловой игры, роли: клиента, психолога,  социального педагога, художника-оформителя, статуправления. Также в подготовительный  этап работы вошли: создание консультационных пунктов, приглашение педагогов и  других узких специалистов, гостей, а также оформление – вербальное и звуковое,  реклама и другие организационные приготовления.  Реализация игры предполагала наличие ведущего, в его задачи входило:  представить всех участников, гостей, проинформировать о правилах игры и  поведении на игровом поле; наблюдать, давать необходимые справки;  контролировать и корректировать общий ход игры; мотивировать и поддерживать  эмоциональный настрой школьников-участников игры; организовать подведения  итогов и рефрексию. Ход игры  На игровом поле находится пять столов –  консультационных пунктов. На каждом столе стоят по три таблички с проблемами,  предложенными старшеклассниками (см. список). За столом три ученика –  старшеклассника, которые выполняют роли «консультантов»: психолог, социальный  педагог, социальный работник и один взрослый – учитель данной школы, либо  психолог, либо социальной педагог с педагогическим образованием. Участники игры  – «клиенты» перемещаются по площадке, подходят к столу с выбранной проблемой,  начинают общаться, получают консультацию. Консультация длится не более 15 мин.  и «клиенты» переходят к следующему столу и так далее. Все это продолжается в  течение часа.  Этапы консультации: 
                Начало разговора.  Цель – установить контакт, доверие, заложить основу развития отношений  (понимание).Основная часть.  Собственно психо-социально-педагогичсекое консультирование. Цель – постановка «клиента»  в субъектную позицию и коррекция его состояния и мироощущения (поддержка).Завершение  консультации. Цель – наметить перспективу на позитивные изменения и решение  проблемной ситуации (интерпретация). Безусловно, взрослые помогали, одновременно обучали и  делились своими знаниями, опытом. Работа «консультантов» оценивалась по  следующим критериям: активность, вежливое и комфортное общение, проявление  эмпатии, оригинальность решения проблемы, удовлетворенность «клиента». За  демонстрацию всех пяти критериев команде «консультантов» давалась высшая оценка  и жетон красного цвета. За демонстрацию трех-четырех критериев – жетон синего  цвета. За реализацию одного-двух критериев – жетон желтого цвета. Через 15  минут «клиент» мог перейти к другому столику и обсудить другие проблемы,  ситуации и т.д.  Но раз это игра, то в ней должен быть победитель. Выигрывает  та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, особенно красного  цвета. Работа статистического управления строилась следующим  образом: – необходимо было подсчитать все, что можно, касающееся своей команды:  количество «клиентов», количество мальчиков, девочек, количество заданных  вопросов, количество полученных ответов, количество жетонов, количество  слов-паразитов, улыбок, вежливых слов, пуговиц, гостей принявших участие в  работе. Для всех участников игры и гостей было предложено:  музыкальное сопровождение, стол с интересной и полезной информацией; анкета,  выявляющая установку на педагогическую профессию; свободное общение; викторина  о природе; написать письмо больному СПИДом и другое.  Игра прошла очень живо, интересно, продуктивно, школьники  долго находились под впечатлением и обсуждали это событие, от гостей было  получено множество отзывов. Самый же главный результат: 20% этих  старшеклассников – участников игры поступили в ВУЗы и выбрали педагогическую  профессию. На наш взгляд такая форма работы с профильными  педагогическими классами способствует: профессиональному и личностному  самоопределению, развитию инициативы и социальной активности школьников,  развитию коммуникаций, улучшению взаимоотношений и сплочению школьного  коллектива, воспитанию самостоятельности, интеграции различных знаний, умений и  видов деятельности, а также эффективной социализации молодежи. Список литературы 
                Белкин А.С. Возрастная педагогика, Екатеринбург, 1999.Бельчиков  Я.М., Берштейн М.Н. Деловые игры.  Рига,1989.Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского.  М.,1990.Технологии образования взрослых. / Под ред. С.Г.  Вершловского. СПБ, 2008. Шведчикова  Ю.С. Методы активного  социально-психологического обучения. Учебно-методическое пособие. Пермь,2004.     T.M. Kuznezova  (Perm)   The business game «The youth work of trust» as the  interactive technology of the social education of the charge-pupils and their  preparation for the pedagogical profession  The article is  devoted to the educational work with the charge-pupils of the  professional-pedagogical classes. The author presents his own version of the  business game. This game gives the opportunity to include pupils in the process  of the professional and personal self-determination. Besides, it promotes to  youth socialization. The article is written for the teachers-psychologists and  the social-pedagogical specialists.                   
  
    |   © Коллектив авторов,  2009 © Пермский  государственный
 педагогический  университет, 2009
 
 |  |