Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Р.А. Рогожникова (Пермь)

 

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

 

В условиях переходного периода проблема дисциплины и дисциплинированности личности необычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена потребностями общества, государства в формировании нового типа личности, самоценной, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации.

В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности школьника рассматривается с позиции этического трактования этого качества личности как результата ценностного отношения к человеку

Под дисциплинированностью мы понимаем интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

На основе изучения состояния теории и практики воспитания дисциплинированности школьников, достижений мировой педагогической мысли нами были установлены закономерности и сформулированы принципы воспитания данного интегрального качества.

Опираясь на выявленные закономерности и принципы, была создана модель процесса воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к человеку.

Модель включает пять основных этапов воспитания данного интегрального качества личности, в основу которых положено гуманное взаимодействие в системе “учитель-ученик”. Каждый этап выводит школьника на соответствующий уровень сформированности качества.

Учитывая начальную (эмоциональную) стадию социализации, на первом этапе воспитания дисциплинированности (демонстрационном) школьник приспосабливается к среде преимущественно на основе эмоционального уподобления (заражения), обеспечивающего адаптацию. Так как у ребёнка не сформировано ещё представление о нормах дисциплинированности, целесообразно на данном этапе дать образцы дисциплинированного поведения, которые воздействовали бы на созерцание, чувства и поведение школьника. Это обеспечивается средствами массовой информации, средствами искусства, личным примером значимых для школьника авторитетов. Особо нужно выделить значение уроков этикета, на которых дети знакомятся с правилами поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обусловленного ценностью личности. Нельзя недооценивать роль педагогического внушения как механизма воздействия на бессознательное в человеке, способствующего подражанию образцу. Процесс воспитания дисциплинированности на демонстрационном этапе обеспечивает уровень качества, характеризующийся соблюдением норм, когда заимствованы из среды только внешние проявления дисциплины.

На второй стадии социализации (поведенческой) в процессе сознательного подражания происходит идентификация в поведении и подражающие действия направлены на людей, которые импонируют. Воспитывая на втором (ритуальном) этапе ценностное отношение к человеку, необходимо формирование привычного исполнения норм. Для этого важно создать условия для воспроизведения поведенческих образцов в опыте школьника. Профессиональное применение технологий приучения, упражнения, игры, педагогического требования способствует выработке привычного дисциплинированного поведения. Данный этап воспитания дисциплинированности выводит школьника на второй уровень сформированности качества, который характеризуется выполнением норм, основанном на положительном расположении к человеку, а также на извлечении личного смысла.

Третий (стереотипный) этап, назначение которого заключается в создании воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией, предполагает приобщение учащихся к общественно-полезной деятельности, специальная организация которой выступает как основное условие создания новой системы отношений с нравственной ориентацией на человека. Участие детей в организации школьной предметной среды, ориентация их на постоянную заботу о школьном доме воспитывает чувство хозяина своей школы, причастность к коллективу, ответственность перед ним, позволяет учащимся проявить себя в том или ином творческом труде. На данном этапе целесообразно утверждение традиций, которые украшают и обогащают жизнь детского коллектива. Их основное воспитательное значение – укрепление успехов коллектива, обогащение нравственного опыта. Большие возможности в плане формирования навыков общения даёт педагогический тренинг. В специально организованной педагогической группе школьник чувствует себя принятым и активно принимающим других. Создание педагогом воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией способствует позитивной динамике развития не только действенной стороны отношения, но и является основанием для более глубокого осмысления значимости дисциплины как в обществе, так и в жизни каждой отдельной личности.

Организация процесса воспитания дисциплинированности на данном этапе обеспечивает привычное исполнение моральных норм, которые обусловлены нравственными мотивами. Мотивированно-поведенческий уровень качества сливает воедино рациональную, эмоциональную сферы и поведенческие действия.

Четвёртый этап – этап осознанного выбора, определён с учётом высшей (сознательной) стадии социализации, на которой осуществляется усвоение содержания человеческой культуры и осознание своего места в обществе. Объём информации об окружающем мире даст возможность растущему человеку узнать многообразие культур, философских и религиозных течений, стилей и образа жизни. Такая интеграция индивида в мировую цивилизацию делает его более свободным в выборе разных идей, ценностей культуры, стилей жизни, в творческом превращении их в элементы внутреннего мира.

Школа должна создать условия для формирования мировоззрения как жизненного ориентира, вызвать потребность у школьника в духовных поисках, создать необходимую для этого идеологическую опору, пробудить дух сомнения, опыт преодоления стереотипов, то есть помочь личности обрести собственную жизненную позицию.

На данном этапе происходит идентификация с коллективным мнением социальной группы, сплочённость которой основана на ценностном отношении к человеку.

В практике формирования нравственной устойчивости используются традиционные формы и методы, такие, как этическая беседа, диспут, урок морали, моделирование нравственной ситуации, ролевая игра, этический тренинг, философский стол и др. Они побуждают к активному осмыслению сущности дисциплины и могут быть включены в факультативные курсы по проблемам “Образ жизни, достойный Человека”, “Философия жизни”, “Духовная культура современного человека” и др.

В результате целенаправленного формирования нравственного сознания у детей воспитывается чувство долга, которое является регулятором поведения, создаётся установка дисциплинированности, вырабатывается позитивное отношение к процессам самовоспитания, саморазвития и самообразования, формируется мотив самосовершенствования. Ученик, осознавая социальный и личностный смысл дисциплины, действует в соответствии с выработанными ценностными ориентациями.

Создавая необходимые условия для целесообразных взаимоотношений коллектива и личности, педагог на этапе “осознанный выбор” способствует не только формированию теоретического фундамента для самоактуализации личности, но и подготавливает школьника к реальным процессам самовоспитания, саморазвития, самообразования.

Пятый этап – (самоактуализации), предполагает помощь школьнику в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности, куда включаются технологии самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, аутотренинга и т.д. В соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами школьник овладевает соответствующими приёмами и средствами, организует творческую преобразовательную деятельность по отношению к себе, реализует свои возможности.

Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанника в сфере самовоспитания, саморазвития и самообразования школьника позволяет вывести его на пятый уровень дисциплинированности, когда высокая нравственная устойчивость, гуманистическая направленность личности, достигнутое необходимое равновесие между частными и общественными интересами обеспечивают в поведении школьника ценностное отношение к человеку и дают личности ощущение свободы. При этом воспитательный коллектив представляет собой такую форму и структуру общественной жизни детей, которая обеспечивает личности свободу самоопределения, защиту его интересов, открытость выбора целей своей деятельности, непринуждённость и сознательность в исполнении собственных обязанностей.

Таблица 1

Модель процесса воспитания у школьников дисциплинированности

как ценностного отношения к человеку

Стадии социализации

 

Этапы процесса воспитания дисциплинированности

 

Уровни развития дисциплинированности школьника

I стадия – эмоциональная

I этап – «демонстрационный»(предъявление образцов дисциплинированного поведения)

I уровень – элементарного соблюдения норм(заимствованы из среды внешние проявления отношения)

II стадия – поведенческая

II этап – «ритуальный» (формирование привычного исполнения норм)

II уровень: эмоционального расположения к человеку, людям(дисциплинированность, обусловленная интересом к тем людям, которые связаны деятельностью с субъектом или импонируют).

 

III этап – «стереотипный» (создание воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией).

III уровень: привычное исполнение с мотивом нравственным (дисциплинированность сформирована как нравственное отношение; в исполнении норм огромную роль играют привычки).

 

 

 

  III стадия -

сознательная

 

IV этап – «осознанный выбор» (осмысление школьниками социальной и личностной значимости дисциплины и дисциплинированности).

IV уровень: подчинение дисциплине при отвержении минутных импульсивных желаний (некоторое самоотвержение, в котором “свободы” больше, чем “принуждения”).

 

 

 

 

V этап – «самоактуализации» (включение учащихся в процесс самовоспитания, саморазвития и самообразования).

V уровень: дисциплина как естественная свобода личности, принявшей необходимое как личностно ценное(высокая нравственная устойчивость, согласование личных целей и интересов с коллективными, гуманистическая направленность личности).

Коллектив, обеспечивающий личности свободу самовыражения и самопроявления, необходим ей для нравственно здоровой полноценной жизни.

Модель процесса воспитания дисциплинированности школьника как схематичное воспроизведение его структуры, взаимосвязей и отношений между элементами исследуемого объекта представлена в таблице 1.

Таким образом, данная модель в её современном научно-этическом переосмыслении определяет дисциплинированность как движение от внешней организации к превращению данного качества во внутренний стимул, обеспечивающий ценностное отношение к человеку.

Список литературы

  1. Рогожникова Р.А. Пусть к самодисциплине.– Пермь, ПГПУ, 1999.
  2. Сагатовский В.Н. Ценностное основание гуманной экспертизы. – Новосибирск: Наука, 1992.
  3. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М.: Педагогика, 1981.

 

 

R. Rogozhnikova (Perm)

 

The model of the process of discipline education as a valuing attitude to a person in pupils

The article is dedicated to one aspect of this moral quality education problem. The problem is observed from the ethical point of view when this quality results from a valuing attitude to a person.

The following model will allow to educate personal discipline purposefully. Taking into account the stage of socialization and the stage including the necessary contents, forms and methods of education the teacher forms this or that level of this quality in pupils.

 

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009