Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

В.В. Рябухин (Пермь)

 

ОПЫТ СОЗДАНИЯ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ

ШКОЛЬНИКА

 

Развивающейся школе необходимо применять подходы, методологию и теорию, обеспечивающие эффективность процесса овладения ребенком образованием, характеризующимся наличием «равнодействующей… потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата» [П.И. Третьяков]. Факторами появления и усиления именно такой «равнодействующей» правомерно считать включение педагогического коллектива в реализацию компетентностного подхода и практическое освоение деятельностной теории учения П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Необходимость развития у школьника внутренней мотивации учения, умений целеполагания и проектирования собственной учебно-познавательной деятельности, обоснованная теорией, побуждает учителя к целостному восприятию и интерпретации содержания образования. Положения теории об ориентировочных основах умственных действий развивают у ребенка умения ответственно решать ситуации выбора. Компетентное, заинтересованное и ответственное внедрение теории закономерно приводит к возникновению и развертыванию системы универсальных знаний школьника, основанной на общелогических общеучебных умениях, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

Разработка мониторинга процесса и результатов развития системы универсальных знаний началась с установления «рейтинга» перечисленных общелогических общеучебных умений для процесса изучения конкретной темы. Рейтинг осуществлялся в школьных методических объединениях. Его результаты фиксировались таблицами. Таблицы №№1, 2 и 3 иллюстрируют рейтинги общелогических общеучебных умений и навыков в преподавании математики в 4 классе, русского языка в 3 классе VII вида, химии в 8 классе.

Таблица 1.

Рейтинг общелогических общеучебных умений и навыков

в преподавании математики в 4 классе (1 четверть)

 

п/п

Наименование

темы

анализ

синтез

сравне-

ние

обоб-

щение

класси-

фика-

ция

абстра-

гирова-

ние

1.

Нумерация

многозначных

чисел

 

3

 

4

 

1

 

5

 

2

 

6

2.

Величины

4

3

2

5

1

6

3.

Сложение и

вычитание

многозн.чисел

 

 

1

 

2

 

-

 

4

 

3

 

5

 

Из таблицы видно, что учителя методобъединения начальных классов не нашли возможности развития у ребенка умений сравнивать при изучении темы «Сложение и вычитание многозначных чисел». Это отмечено « – ».

Таблица 2.

Рейтинг общелогических общеучебных умений и навыков

в преподавании русского языка в 3 классе VII вида

 

п/п

Наименование

темы

анализ

синтез

сравне-

ние

обоб-

щение

класси-

фика-

ция

абстра-

гирова-

ние

1.

Предложение.

Словосочета-

ние.

 

2

 

3

 

4

 

5

 

1

 

-

2.

Текст

1

2

3

4

-

-

3.

Состав слова

1

2

3

4

-

-

4.

Части речи

2

3

4

5

1

-

Таблица фиксирует невозможность организации формирования умения абстрагировать для школьника с задержкой психического развития в процессе работы над всеми темами, перечисленными в таблице; отсутствие возможностей формирования умений классифицировать при изучении тем «Текст» и «Состав слова».

Таблица №3. Рейтинг общелогических общеучебных умений и навыков в преподавании химии в 8 классе

 

п/п

Наименование

темы

анализ

синтез

сравне-

ние

обоб-

щение

класси-

фика-

ция

абстра-

гирова-

ние

1.

Атомы хими-

ческих эле-

ментов

 

1

 

5

 

2

 

4

 

3

 

6

2.

Простые

вещества

 

1

 

4

 

3

 

5

 

2

 

6

3.

Соединения

химических

элементов

 

1

 

4

 

2

 

3

 

1

 

5

4.

Изменения,

происходящие

с веществами

 

-

 

3

 

1

 

4

 

2

 

-

5.

Скорость хи-

мической реак-

ции

 

1

 

4

 

5

 

2

 

-

 

3

6.

Растворение

раствора

1

2

5

4

3

6

 

Таблица демонстрирует, что учителя считают нецелесообразным формирование умений анализировать и абстрагировать при изучении темы «Изменения, происходящие с веществами»; умения классифицировать при изучении темы «Скорость химической реакции».

Результатом следующего этапа разработки мониторинга стало составление матриц результативности формирования общелогических общеучебных умений и навыков следующего вида.

Предмет – химия

Класс – 8 а

Тема – «Соединения химических элементов»

Учитель: Рожкова Е.М. Эксперты: Хасанова С.П., Феденева А.Ю., Емельянов В.Н.

Н – начало формирования; П – процесс формирования; Р – умение сформировано

Матрица заполняется методом экспертной оценки. Помощь учителю оказывают директор и заместители директора школы по УВР. Матрица фиксирует ситуацию недостаточного уровня сформированности умений анализа и классификации – первых по рейтингу в данной теме (см. Таблицу №4). Учитель располагает возможностями уделить внимание эффективности процесса формирования умений анализа при изучении тем №№5, 6 (Таблица №4 – рейтинг умения – 1); умений классификации при изучении темы №4 – рейтинг умения – 2.

 

п/п

Список

класса

анализ

синтез

сравне-ние

обобще-ние

класси-

фика-

ция

абстра-гирова-ние

н

п

р

н

п

р

н

п

р

н

п

р

н

п

р

н

п

р

1.

А.Т.

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

2.

Б. К

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

3.

В. А.

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

4.

В. С.

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

5.

В. С.

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

6.

И. Р.

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Ш. Д.

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

Представленный опыт развивается в инновационной деятельности школы №12 г. Кунгур Пермской области в направлении составления заданий тестового типа для определения уровня сформированности общелогических общеучебных умений и навыков на момент завершения изучения конкретной учебной темы. Это позволит минимизировать объемы процедуры экспертной оценки – она будет применяться лишь в «спорных» случаях.

Описанная разработка школьного динамического мониторинга инновационных процессов и достижений учащихся была апробация в течение 2006 – 2007, 2007 – 2008 учебного года. Она показала наличие возможностей повышения эффективности реализации компетентностного подхода с применением теории поэтапного формирования умственных действий, что закономерно обусловливает получение школьником образования более высокого уровня качества.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Дик Ю.И., Иванова Е.О. и др. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы / Н.Л. Боголюбов и др. // Перспективы развития общего и среднего образования. – М.: ИОСО РАО, 1998.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М., 1994.
  3. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М., 2004.
  4. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего / В.П.Панасюк. – СПб., 2003.
  5. Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П.И.Третьяков. – М., 1994.

 

 

V.V. Ryabukhin (Perm)

 

Making monitoring as effective realization of competencies’ approach
on the basis of the activity theory of pupil’s teaching

This article gives information about the approaches for making monitoring of forming cognitive competence of pupil on the basis of the activity theory of pupil’s teaching. The main authors of the activity theory are P.Galperin and N.Talizina. The methods of monitoring are easy, safe and used in school №12 Kungur, Perm region. Besides, they may be used in practical activity of deputy head master. 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009