Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

С. Сулейманова (Пермь)

 

Cущностно-видовые особенности педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в дополнительном образовании

 

Одной из важнейших задач возрастного становления является формирование у детей потребности в творческой самореализации. Подростки в силу особенностей возраста не всегда ориентированы на познание себя, оценку своих возможностей и способностей, на определение смысла и путей творческой самореализации, овладение умениями для ее осуществления. Испытывая трудности как объективные, так и субъективные, подростки нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке и стимулировании личностного развития. Особая роль в этом принадлежит дополнительному образованию детей, рассматриваемому как самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей ребенка.

Как показал теоретический анализ, на рубеже ХХ и ХХI веков в педагогической науке оформилось несколько самостоятельных направлений, среди которых особое место занимает педагогика саморазвития, представляющая собой область знания о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя. Ключевой категорией педагогики саморазвития определяется творческая самореализация, а мерилом ее эффективности – достижения личности и степень удовлетворенности ими (В И Андреев, О.С. Газман и др.).

Первоначально идея творческой самореализации как самоосуществление человека связывалась с такими понятиями как: саморазвитие, самопознание, самосовершенствование.

Исследование показало, что самопознание является когнитивной стороной самореализации. Смысл самопознания заключается в исследовании себя, своих интересов, способностей и возможностей как необходимое условие саморазвития и познания мира. От самопознания и целенаправленного педагогического стимулирования этого самопроцесса зависит активность процесса самореализации и его успешность. Самоосуществление рассматривалось исследователями как воплощение сущностных, деятельных сил человека в объективную реальность.

Мы рассматриваем творческую самореализацию подростков в дополнительном образовании как субъективно значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования подростком своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития.

Творческая самореализация подростков представляет собой единство отношений Я-Я (познание и отношение к себе), Я-другой (отношения с окружающими), Я-мир (творческое отношение как возможность освоения и преобразования). Другими словами, творческая самореализация осуществляется в трех сферах: в cамотворении, межличностном общении, творческой деятельности, что и определяет её структуру и содержание, в совокупности обеспечивающих выход личности за пределы самой себя.

Анализ научной литературы и результаты опытно-экспериментального исследования позволили уточнить компонентный состав процесса творческой самореализации подростков и выявить личностные ее компоненты: сформированность мотивов творческой самореализации подростков, сформированность личностно значимых целей и задач, субъектность позиции подростка, результативность как продуктивность творческий предметно-практической деятельности, самоорганизованность подростка, активность в учебной группе, статусная позиция как движение подростка от «новичка» к «партнеру», источник стимулирования: от внешнего к внутреннему.

Творческая самореализация актуальна для подросткового возраста, именно в этом возрасте происходит осознание подростком своих потребностей и возникает стремление реализовать свой личностный потенциал. Особая роль в этом принадлежит дополнительному образованию, определяемому современными исследователями как сфера «наибольшего благоприятствования» для творческой самореализации подростков.

Деятельность современных УДОД нацелена на проектирование пространства творческого развития личности с определенным запасом дополнительных возможностей их выявления (самоопределение) и использования самими детьми – творческая самореализация, что способствует формированию у детей нового опыта постановки и решения новых задач.

Как показал анализ, в практике работы ряда УДОД имеет место эмпирический опыт педагогического стимулирования творческой самореализации обучающихся. Большинство педагогов, из числа участвовавших в эксперименте, – 107 чел. (88%) понимает необходимость педагогического стимулирования творческой самореализации, видит в этом смысл своей деятельности. Успешность своей деятельности педагоги – 118 чел. (96,7%) соотносят с реализацией способностей обучающихся. Для педагогического стимулирования творческой самореализации широко применяются различные средства (создание ярких эмоциональных образов, свободный выбор деятельности, раскрытие общественной и личностной значимости деятельности, выполнение творческих заданий, учебно-познавательная игра, конкурс, оценка, поощрение и др.). Однако данный процесс осуществляется в большей степени интуитивно. Педагоги отмечают, что в решении обозначенной проблемы они испытывают затруднения, связанные со слабой методической оснащенностью, в силу чего возможности и преимущества дополнительного образования детей используются не в полной мере.

Программа формирующего этапа включала в себя два логически связанных направления.

Первое направление состояло в моделировании педагогических условий организации образовательного процесса, разработке технологии задачно-уровневой организации образовательного процесса, и создании многоуровневых программ дополнительного образования детей.

Второе направление заключалось в обучении педагогов методам реализации программ и задачно-уровневой организации образовательного процесса, целенаправленной постановки подростков в субъектную позицию через предоставление свободного выбора видов деятельности добровольное принятие социальных ролей; в разработке и экспериментальной проверке «матричной модели» педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в УДОД на основе внедрения многоуровневых программ дополнительного образования детей и реализации задачно-уровневой организации образовательного процесса.

В результате исследования мы пришли к утверждению, что реализация идеи педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в дополнительном образовании продуцирует иной подход к организации образовательного процесса. С нашей точки зрения, эффективным подходом является индивидуально-дифференцированный, базирующийся на признании личности подростка, его неповторимой индивидуальности главными ценностями дополнительного образования, и на этой основе проектирование образовательного процесса и структурирование содержания образования.

Условиями индивидуально-дифференцированного подхода мы считаем:

  • задачно-уровневую организацию образовательного процесса;
  • структурирование содержания обучения в форме многоуровневой программы дополнительного образования детей;
  • целенаправленное представление подросткам возможности проявления субъектной позиции через конструирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории (рис.1.).

Задачно-уровневая организация образовательного процесса, оформившаяся в ходе нашего исследования в результате осмысления сущности дополнительного образования детей, нашла отражение в выделении четырех уровней его организации: «Вхождение», «Учебно-тренировочный», «Совершенствование», «Предпрофессионально-творческий». Особенность задачно-уровневой организации образовательного процесса состоит в том, что она предполагает учет сформированности у подростков потребностей, мотивов, целей творческой самореализации.

Приход подростка в УДОД является первым активным его действием в направлении обретения дополнительного образования и обусловлен в основном такими потребностями как получение новых знаний, желание самоутверждения и самовыражения, обретения чувства защищенности в группе сверстников.

Уровень «Вхождение» характеризуется наличием мотивов получения дополнительного образования в целях удовлетворения потребности в творческой самореализации, при этом неопределенность и неустойчивость мотивов приобретает определенность и они детализируются при переходе на более высокий уровень. Задачно-уровневую организацию образовательного процесса составляют постановка личностно значимых целей и задач, выработка способов их достижения, рефлексия полученных результатов в соответствии с намеченным и осуществленным способом.

Результаты исследования показали усложнение и дальнейшую детализацию личностно-значимых целей и задач на последующих уровнях («Учебно-тренировочном», «Совершенствования», «Предпрофессионально-творческом»), обогащение содержания деятельности подростка и усложнение способов их достижения. При этом подростки опираются на уже освоенные способы деятельности и осваивают новые в соответствии с личностно значимыми целями и задачами.

Эффективным средством стимулирования творческой самореализации является многоуровневая программа дополнительного образования детей, отличающаяся широким спектром возможностей для выбора подростком своего пути в творческой самореализации.

Для задачно-уровневой организации образовательного процесса характерными являются: предвосхищение содержания творческой самореализации подростков, применяемых для этого способов, форм, а также сроков ожидаемого результата, которые проектируются для каждого подростка. Эффективность индивидуализации и дифференциации педагогического стимулирования творческой самореализации подростков подтверждается разработанной нами методики построения индивидуальной образовательной траектории.

Содержание индивидуальной образовательной траектории построено на основе выше обозначенных компонентов творческой самореализации подростков.

Как «линия продвижения» подростка по образовательному маршруту – индивидуальная образовательная траектория имеет вертикальную направленность, то есть движение обучающихся с более низкого на более высокий уровень и горизонтальную направленность – проявление компонентов творческой самореализации.

Таким образом, признание индивидуальности и неповторимости процесса творческой самореализации каждого подростка не исключает, а предполагает управление в форме педагогического стимулирования. Одним из важных условий, обеспечивающих творческую самореализацию подростков, является позиция педагога и ее изменение в ходе реализации многоуровневой программы дополнительного образования детей (рис.1).

Позиция педагога на уровне «Вхождение» выражается в руководстве деятельностью подростка, находящегося в статусе «новичка», на пути к его творческой самореализации. Необходимыми средствами педагогического стимулирования на этом уровне выступают: контроль, совместная разработка краткосрочных планов, руководство и своевременная помощь в их осуществлении.

На «Учебно-тренировочном» уровне подросток находится в статусе «начинающий», позиция же педагога определяется как помощь. Применяемые средства педагогического стимулирования обеспечивают поддержку начинаний и инициатив подростка и его деятельность в режиме творчества. Уровень «Совершенствование» характеризуется изменением позиции педагога, определяемую как консультирование. Подросток на данном уровне находится в статусе «коллега». Используемыесредства педагогического стимулирования обеспечивают не только совершенствование в творческой предметно-практической деятельности, но и «подтягивание» других компонентов творческой самореализации, что обеспечивается разработкой и реализацией индивидуальной образовательной траектории.

Педагогическое стимулирование на «Предпрофессионально-творческом» уровне ориентировано на оказание доверия подростку, повышение его статуса до уровня «партнера», выпускника, самостимулирование и самоконтроль. Значимые результаты подростков в творческой самореализации обеспечиваются через реализацию индивидуальной образовательной траектории в полном объеме.

Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в организации образовательного процесса нами использовались также характерные для дополнительного образования средства: индивидуально-личностный подход, неформальное, диалоговое общение, что обеспечивало более глубокое проникновение во внутренний мир подростков и способствовало развитию мотивации к самопознанию и самотворению, устойчивого интереса к творческой предметно – практической деятельности, развитию навыков самоорганизации и умений конструктивного взаимодействия.

Обозначенные выше организационно-педагогические условия, как показали наши исследования, стимулируют творческую самореализацию подростков. Сравнительный анализ показателей компонентов творческой самореализации подростков экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе эксперимента показал, что в первых из них количество подростков, демонстрирующих высокую степень творческой самореализации по уровню развития большинства компонентов существенно выше, чем в контрольных, несмотря на то, что на начальном этапе эксперимента показатели групп практически не отличались друг от друга.

 

Результаты экспериментального исследования позволили определить компоненты творческой самореализации, которые в большей степени поддаются нашему влиянию. Так, наиболее чувствительными к нашим условиям оказались:

  • «Сформированность самостимулирования» – разница между экспериментальными и контрольными группами составила 21,3%;
  • «Статусная позиция» подростка – разница 18,0%;

Значительные изменения отмечены между показателями по компонентам «Самоорганизованность подростка», «Субъектность позиции»: разница между экспериментальными и контрольными группами составила 17,1%. Меньшая разница (4,2%) зафиксирована между показателями экспериментальных и контрольных групп по компоненту «Результативность как продуктивность в предметно-практической, творческой деятельности», что объясняется стремлением подростков к получению максимально высоких результатов и нацеленностью дополнительного образования на результат и его качество.

Таким образом, организация образовательного процесса в логике индивидуально-дифференцированного подхода позволила существенно увеличить количество подростков, реализующих себя средствами дополнительного образования, по сравнению с подростками из групп, где стимулирование самореализации подростков осуществлялось традиционно.

Результаты исследования сформулировать ряд положений и выводов:

  • педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков обеспечивается учетом уровней организации образовательного процесса, позволяет учитывать компоненты процесса педагогического стимулирования, которыми являются цель, содержание, методы и средства, результат;
  • сущностно-видовая особенность педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в дополнительном образовании детей заключается в том, что в условиях задачно-уровневой организации образовательного процесса строится как создание условий для развития устойчивой мотивации к получению дополнительного образования через осознание подростками уровня личностно значимых целей и задач, их принятие как важных механизмов творческой самореализации и представляет собой поэтапный перевод подростка от внешне заданной к внутренне мотивированной творческой самореализации;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании обеспечивается образовательным процессом, построенным в логике индивидуально-дифференцированного подхода, реализующегося через следующие педагогические условия:
  • задачно-уровневую организацию образовательного процесса,
  • проектирование и реализацию многоуровневых образовательных программ, позволяющих учитывать уровень развития подростков, целенаправленно и систематически предоставлять подросткам возможность проявления субъектной позиции через свободный выбор видов деятельности и добровольное освоение социальных ролей,
  • конструирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, понимаемых нами как индивидуальная траектория творческой самореализации подростков и представляющих собой перевод подростка от внешне заданной к внутренне мотивированной творческой самореализации;
  • задачно-уровневая организация образовательного процесса предполагает выделение в структуре образовательного процесса содержательно-организационных циклов-уровней, обусловливает самостоятельную постановку подростком личностно значимых целей и задач на основе самоопределения в многоуровневой программе дополнительного образования детей и обеспечивает внутренне мотивированную творческую самореализацию подростка.
  • многоуровневая программа дополнительного образования детей есть обобщенный образовательный маршрут обучающегося в выбранной образовательной области, разработанная на основе уровневого подхода, предполагающая иерархию целей и задач, сквозное их решение через адекватное содержание образования, структурированное по нескольким (четырем) уровням, предусматривающая получение обучающимися фиксированных результатов на каждом уровне – творческую самореализацию подростков;
  • индивидуальная образовательная траектория представляет собой программируемую своеобразную «линию продвижения» подростка по образовательному маршруту (многоуровневой программе дополнительного образования детей) с индивидуальным содержанием образования и в индивидуальном темпо-ритме, предполагающая возможность достижения фиксированного результата, обеспечивающая подростку возможность творческой самореализации.

Разработанная в процессе исследования «матричная модель» педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в условиях задачно-уровневой организации образовательного процесса стала основой программы обучения педагогов и использовалась нами для повышения методической оснащенности педагогов. При разработке модели мы исходили из того, что творческая самореализация подростка является глубоко индивидуальным процессом, и потому не может стимулироваться лишь внешними побуждениями и воздействиями.

 

 

S. Suleimanova (Perm)

 

The pedagogical stimulation of teen-agers creative self-realization in the institutions of supplementary children’s education

The foundation of program for teachers’ training is «matrix model», which are the pedagogical stimulation of teen-agers creative self-realization in the conditions of the problem-level organization of the educational process. This program was used for the increase of teachers’ methodical equipment. To our mind, the teen-agers’ creative self-realization are individual process. That’s way; it can’t be stimulate only external motives and influences.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009