Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Г.Н. Титлянова (Пермь)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

В условиях глобализации мирового сообщества, развития и интеграции в нем России, возрастает роль образования как важного социального института, способствующего становлению и развитию человека. «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

  • преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России» [1].

В целостной системе российского образования важная роль отведена дополнительному образованию детей, понимаемому как «мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно» [2].

Дополнительное образование детей нацелено на адаптацию ребенка в усложнившейся социальной среде, воспитание в нем духовного начала, умения адекватно оценивать окружающий мир и действовать в окружающей действительности; иными словами, оно нацелено на новое качество образования.

При этом новое качество образования заключается не только в усвоении учащимися определенной суммы знаний, но, прежде всего, в развитии личности и формировании ключевых компетенций, таких как:

  • навык и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;
  • гражданское и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность и толерантность;
  • успешная социализация в обществе и активная адаптация на рынке труда.

В последнее время о формировании компетенций в российском образовании говорится достаточно много и часто. При этом очень редко в контексте изучения данной проблемы рассматривается система дополнительного образования детей.

Известным исследователем и теоретиком российского дополнительного образования детей, Президентом Международной академии дополнительного образования В.А. Горским дано такое определение: «Образовательная компетенция» – это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с несформулируемым условием» [3].

В этом случае ориентиром цели образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», но модель маршрута, проект пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем, т.е. модель пути (индивидуализированного маршрута, но не траектории) постижения смысла жизни.

Таким образом, главным компонентом, дополняющим наше представление о современных подходах к построению образовательного процесса, является создание условий для приобретения учащимися личного социального опыта в различных областях социально значимой деятельности. Этим вопросам в нашем учреждении уделяется первостепенное значение.

Социально-значимая деятельность в ДЮЦ «Рифей» строится по концентрическому принципу. Концентрическое построение позволяет ребенку не только идти от простого к сложному, но и видеть взаимосвязь собственной деятельности с окружающим миром, а педагогам позволяет использовать возрастную позицию ребенка.

Способы нашего влияния на ребенка разнообразны. Оно выстраивается из теоретических курсов, практической деятельности, социальной стажировки:

  • Обучающие курсы по всем разделам программы художественно-эстетической направленности, имеющей значительный ресурс воспитания ребенка.
  • Осуществление практической, социально-значимой деятельности, которая является обязательным компонентом каждого раздела учебно-тематического плана образовательной программы.

Каждый педагог строит образовательный процесс, учитывая природные способности детей, основанные на фантазии и воображении, дополняет своим пониманием и видением. Создание детьми творческих работ и художественных образов, т.е. преобразование действительности через воображение и фантазию, позволяет педагогам постоянно находиться в состоянии творца и первооткрывателя, несмотря на ежегодно повторяющиеся традиционные темы или изучаемые произведения.

Очень важно в воспитании личности ребенка формировать образ жизни и образ человека посредством педагогического сопровождения поиска и воплощения художественного образа.

 


Таблица № 1. Организация социально значимой (практической) деятельности для учащихся

Цель социально значимой деятельности

Формы социальной стажировки

Название (тема)

Участие воспитанников по ступеням программы

Проектируемые

характеристики

личности

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

8

воспитание гражданина

Праздники в «Рифее», праздники народного календаря

  • «Осень – рыжая подружка»

+

+

+

+

 

  • патриотизм

 

  • духовное развитие

 

  • самоопределение

 

  • чувство собственного достоинства

 

  • умение жить в коллективе

 

  • умение взятьна себя ответственность

 

  • креативность

 

  • самореализация

 

  • самовоспитание

 

  • самосовершенствование

 

  • самостоятельность

 

  • позитивная «Я-концепция»
  • «Покров»

+

+

+

+

  • «Новый год»

+

+

+

+

  • «Рождество»

+

+

+

+

  • «Милой мамочки портрет»

+

+

+

+

  • «Зазимье»

+

+

+

+

  • «Рекорды «Рифея»

+

+

+

+

  • «Вот и стали мы на год взрослей»

+

+

+

+

Работа с ближним

социумом (Индустриальный район

г. Перми)

  • «День пожилого человека»

 

 

+

 

  • «День матери»

 

+

+

+

  • «День многодетных семей»

 

 

+

 

  • «День семейного отдыха в Индустриальном»

+

+

+

+

  • «Новый год»

+

+

+

+

  • «Масленица»

+

+

+

+

  • «Поклонимся великим тем годам»

 

 

+

+

Проекты «Рифея»

  • «Венок дружбы народов Прикамья» «Страна «Риферия»

+

+

+

+

Образовательные

проекты

  • «Гастрольное лето»

+

+

+

+

  • «Мир музея»

 

+

+

 

  • «Вертепный театр»

 

 

+

 

Социальные проекты

  • «Дети «Рифея» – городу»

+

+

+

+

  • «Чтоб не прервалась связь времен»

 

+

+

+

  • «Есть память, которой не будет конца»

 

+

+

+

  • «Забытая деревня»

 

 

 

+

  • «Экологическая безопасность г. Перми – забота общая»

+

+

+

+

  • «Я – активный гражданин России»

 

+

+

+

Культурный обмен

  • Участие в фестивалях, конкурсах, выставках районного, городского, областного, российского и международного уровней

+

+

+

+


Ребенок стремится через постижение художественных образов позитивно преобразовать мир в своих творческих работах, а педагог ощущает свою миссию как воспитание в ученике эмоциональной отзывчивости и толерантности в самом высоком понимании этого слова. В конечном итоге педагог стремится не просто научить ребенка своему делу, но прежде всего – воспитать в нем гражданина.

Организация практической, социально значимой деятельности, которая является, по сути, социальной стажировкой, представлена в таблице № 1, где четко обозначена цель практической деятельности: воспитание гражданина, т.е. воспитание активной гражданской позиции, формирование творца настоящего и будущего России [4]. Такова педагогическая цель воспитания ребенка – человека, с пока еще малым жизненным опытом.

Не слишком ли это глобально и мощно, если речь идет о школьном возрасте? Нет. Мы убеждены, что стать гражданином можно только приобретая на практике основы гражданственности, становления личности, приобретая социальный опыт, а в конечном счете – социальные компетентности. Важно, что поднимаясь по ступеням образовательной программы в социально-практической деятельности, ребенок решает все более и более сложные задачи и выходит на осознанное участие в социально-значимых проектах.

Список литературы

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года // ipk.edu.ru/educat/dopoln_obr/articles/konceptia. – М., 2006. – С.1.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. – М., 2000. – С.1.
  3. Горский А.В. «Компетентностный подход в дополнительном образовании детей» // vio.fio.ru/vio_45/cd_site/Articles/art
  4. Титлянова Г.Н., Лебедева И.А., Карпей М.В. «Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ» // Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ». – Пермь, 2005. – С.48-49.

 

 

G.N. Titlyanova (Perm)

 

The modern requirements to the quality of the additional children’s education – the competence approach at the social activity organization of children and teenagers

The additional children’s education is aimed at the child’s adaptation in the difficult social area. In other words, it is aimed at the new quality of education: spiritual basis, appreciating of the environment and acting in our modern life.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009