Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

О.Г. Трегубова (Пермь)

Р.А. Рогожникова (Пермь)

 

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

 

В настоящее время на страницах педагогических газет и журналов поднимается вопрос о том, что традиционный урок не решает задач, поставленных перед современной школой. Действительно, для развития ключевых компетенций необходимо создать такую среду, в которой поставленные задачи были бы востребованы. По мнению многих специалистов, обучающей и развивающей может стать туристско-экскурсионная среда.

Но в развитии туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, существуют определенные проблемы.

Традиционными формами организации туристско-краеведческой деятельности являются: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, семинары, слеты, соревнования, консультации, уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы. Значительно реже туристско-краеведческая работа проводится в таких формах, как туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сбор, тренинги, веревочные курсы и др.

Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей. В ней заложены широкие возможности для проявления творческих способностей учащихся – спортивных, научных, художественных, технических и др.

Основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности в школе № 132 г. Перми составляют походы, экскурсии, экспедиции, слеты, акции, соревнования. Именно эти формы работы дают широкий образовательный потенциал.

У некоторых педагогов существует ошибочное мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, которые якобы дают тот же результат. Мы считаем, что только поход, который обязательно включает в себя и краеведение, и экскурсии позволяет достигать целей, которые ставятся перед туристско-краеведческой деятельностью. К сожалению, отрыв краеведения от туризма, наблюдается в школах довольно часто.

Каково отношение школьников к туризму? Как выяснилось, туризм нужен не каждому ребенку. Но практика свидетельствует о том, что с повышением уровня туристско-краеведческой деятельности у детей возрастает потребность в туризме.

Есть туризм «малый, массовый» для большого числа учащихся, а есть туризм «большой, кружковой» для малого числа учащихся. В школе должен быть баланс малого и большого туризма. Опыт школы показал, что при проведении массовых туристских слетов с обязательным участием всех школьников, не было высокой эффективности и пользы. Как только были проведены первые слеты, сразу же выделилась группа учащихся с отрицательным отношением к туризму. И это естественный процесс. Другая группа учащихся, те, кто участвует по принуждению, по требованию, потому, что надо. Третья часть учащихся, которые с удовольствием, с интересом воспринимают данное явление. А вот четвертая группа определяет для себя туризм как главное увлечение, видит в нем себя и уже мечтает о походах и дальних расстояниях. К этой группе могут присоединиться дети из «группы риска». В школе они плохо учатся, пропускают занятия, а в походе они первые помощники.

На современном этапе развития туризма нет четко общепринятой его классификации. Однако, в зависимости от целей, выделяют такие виды туризма как: массовый и любительский, плановый и самодеятельный. Необходимо различать массовый туризм и туризм любительский кружковой. Это желательность походов и экскурсий в каждом классе и обязательность походов в кружках для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму.

Сейчас очень велика опасность крена в пассивный плановый экскурсионный туризм. Дальние развлекательные, экскурсионные поездки по городам и «святым местам» – это очень заразное увлечение. На основе экскурсионного туризма система туристско-краеведческой деятельности полноценно развиваться не будет. Дело ведь не только в том, много в школе туризма или его мало, важно еще и то, каков он по своим педагогическим качествам.

Самодеятельный (и спортивный, и познавательный) туризм нужен школе, так как в его основе лежит самостоятельность школьников, а она и есть та база, тот фундамент, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания. Впуская в школу плановый туризм, мы отнимаем у детей возможность действовать самим. Туристско-краеведческую деятельность в школе надо понимать как совместную работу учителя и учеников, и чем больше доля труда самих детей в организации и проведении туристских походов и экскурсий, тем лучше для дела. В связи с этим в школе был создан туристско-краеведческий клуб «Авантэ», в котором занимаются учащихся разных возрастных групп. Для детей начального школьного возраста создан отряд «Оляпка». В нем выделилась группа юных любителей природы. Учащиеся третьих и четвертых классов успешно осваивали методики исследований в выездных экспедициях в Кунгурский, Кишертский и Нытвенский районы Пермского края. Учащиеся среднего звена объединились в туристско-спортивный клуб «Астрагал», а старшие школьники – в клуб «Шанс». Под руководством опытных педагогов, инструкторов и организаторов детского туризма были совершены походы различной степени и категории сложности. Во время походов и в экспедиции все ее участники проходят тренировочную подготовку, получают индивидуальные задания, выполняют туристские обязанности, которые способствуют улучшению работы выездной группы.

Туристско-спортивные клубы организуют посещение достопримечательностей Пермского края и России (озеро Байкал, Карелия, река Кереть). Наряду с этим, школьники изучают вопросы краеведения, а также проводится исследовательская работа.

Следует сказать, что те дети, которые по тем или иным причинам не могут принять участие в туристском походе, но имеют желание заняться исследовательской работой, проводят большую работу по обработке данных из дневников метеонаблюдений, расшифровываю летопись похода, составляют гербарий, готовят дидактический материал для уроков, оформляют фото и видеоотчеты и т.д. Эти учащиеся объединяются в школьное научное общество, где в предпрофильной и профильной подготовке, для них ведется курс «Основы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (УИР и НИР)».

Приобщение учащихся к исследовательской работе формирует у них чувство любви и заботливого отношения к природе, способствует развитию экологического мышления и профориентации.

Одной из традиций школы является природоохранный слет, который в течение семи лет проводится на территории Черняевского лесопарка. На этом слете всем есть дело по душе: убрать сухой валежник в лесу, очистить русло ручья от мусора и завалов, провести игровые соревнования, конкурсы. Учащиеся совершенствуют здесь свои туристские навыки.

Работа в природе – важный и трудоемкий этап деятельности туристско-краеведческого объединения, поэтому ему предшествует большая организационная подготовка. Она немыслима без знания общих норм поведения в природе, туристских навыков. Ведь в экспедициях, походах и слетах нужно уметь многое: рубить дрова, ставить палатки, оказывать первую медицинскую помощь, готовить пищу самостоятельно и т.д.

Совершенствуя профессиональную организаторскую и инструкторскую подготовку по туризму, школа тесно сотрудничает с Пермским краевым детским центром «Восхождение», со станцией детского и юношеского туризма и экскурсий Индустриального района г. Перми.

В заключение следует сказать, что, развивая систему туристско-краеведческой деятельности нужно совершенствовать самодеятельный спортивный туризм. Причем, его нельзя внедрять административно – командными методами, необходимо исходить, только из уровня развития туристских интересов и способностей детей.

Всемерно развивая внешние связи школьного туризма с самыми различными учреждениями и организациями, мы будем воспитывать будущее поколение инструкторов, организаторов и пропагандистов туризма. Учитель в этом процессе является главным действующим лицом в туристско-краеведческой работе.

 

 

O. Tregubova (Perm)

R. Rogozhnikova (Perm)

 

Tourist, local lore and research activities in school

Basic forms tourist-study of local lore activity the most popular and widely applied now: excursions, walks, campaigns, lasting many days travel and expeditions, mugs, section, clubs, quizes, competitions, seminars, meetings, competitions. Various forms provide complex character of tourist-study of local lore activity in training, education and improvement of children. Unfortunately, now at schools, the detachment of study of local lore from tourism is often enough observed. But, alongside with tourism and study of local lore, pupils actively are engaged in research work. Familiarizing of pupils with research work forms at them feeling of love and a careful atitude to the nature, promotes development of ecological thinking and vocational guidance.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009