Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

И.П. Бахарева (Пермь)

 

Проектная общественно значимая деятельность в условиях учреждения дополнительного образования, как эффективное средство развития готовности сельских подростков к социальной адаптации  

 

Целью социального воспитания традиционно выступает социальная адаптация подростков, обеспечение присвоения ими культурных ценностей и социальных норм общества. Спецификой современного этапа развития общества можно считать его переходный характер, определенную «размытость», а порой и противоречивость культурных ценностей и социальных норм. Поэтому мы определяем в числе задач социального воспитания развитие готовности сельских подростков к социальной адаптации.

Социальное воспитание в современной ситуации должно предполагать не только ознакомление подростков с принятыми в обществе социальными нормами, а готовить их к «творению» собственных норм в процессе  деятельности, в которой они являются активными субъектами и имеют возможность выстраивать свою позицию по отношению к социальным нормам.. Но только в социально направленной деятельности возможно присвоение нравственно ориентированных культурных ценностей и социальных норм.

Процесс развития готовности подростков к социальной адаптации понимается нами, с одной стороны, как обучение активному приспособлению к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств, а с другой, формированию новых способов поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими. Такой подход трактуется как оптимизация взаимоотношений личности и социума, усвоение подростком норм и традиций социума, способов «творения» своих норм вхождение в ролевую структуру социальных групп, и как активный процесс творения и освоения подростком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него и социального окружения – родителей, учителей, сверстников. Таким образом, мы считаем основной задачей институтов социализации – развитие готовности и способности подростка к социальной адаптации, т.е. активной самореализации в направлениях и способах, ценностно ориентированных и одобряемых обществом.

Сельские подростки в силу особых условий социализации (замкнутость и специфичность социума, ограниченность потенциала образовательной среды и семьи, недостаточно широкий спектр социальных ролей, узость культурно-воспитательного пространства современного села и т.д.) испытывают определенные проблемы адаптации в современном обществе, так как обладают недостаточными «стартовыми» возможностями для развития готовности к социальной адаптации. Об этом свидетельствует проведенное нами исследование, которым было охвачено 350 подростков сельских школ в возрасте 11-15 лет. В ходе анализа результатов исследования среди подростков были получены такие данные: на отсутствие возможности включаться в разные виды деятельности, кроме учебной, интересно проводя досуг указывают 78% человек, низкий социальный статус в классе имеют 64% подростков, заниженная самооценка фиксируется у 58% опрошенных, а низкая общественная активность проявляется у 84%. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости предоставления подросткам широких возможностей социального опыта и социально ориентированной деятельности.

В сложившейся ситуации дополнительное образование, на наш взгляд, может выступать в качестве фактора, оказывающего эффективное влияние на развитие готовности сельских подростков к социальной адаптации, так как располагает иными средствами для решения данной проблемы, чем основные институты социализации (сельская  школа и семья).

Учреждения дополнительного образования выступают как самостоятельный, самоценный институт социализации, развивающий у подростков мотивацию к творчеству и познанию, расширяющий возможности приобретения опыта для решения социальных и поведенческих проблем.

Специфика дополнительного образования заключается в многообразии видов деятельности, ориентированных на освоение и расширение социальных ролей, опыта неформального общения, овладения различными способами самореализации на формирование познавательных интересов, приобщение к культурно-нравственным ценностям общества. Дополнительное образование в условиях села приобретает особое значение, так как способно, по нашему мнению, выполнять важную функцию развития готовности подростков к освоению новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях, к включению в социально значимые дела, активизирует к социальному действию.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогической деятельности учреждений дополнительного образования мы предположили, что активное включение сельских подростков в проектную деятельность, имеющую общественную значимость, может выступать эффективным средством развития их готовности к социальной адаптации.

Проектная деятельность предполагает создание нового творческого продукта, его реализацию и оценку результата. Чтобы проектная деятельность стала общественно значимой, она должна иметь нравственную направленность. Таким образом, проектная общественно значимая деятельность – это деятельность, организованная в проектном режиме, имеющая выраженную социальную направленность.

Опытно-экспериментальная работа по реализации идеи развития готовности сельских подростков к социальной адаптации проводилась на базе учреждения дополнительного образования (МОУ ДОД ЦТЮ «Полет» с. Большая Соснова) в 2007-2008 годах в форме реализации социально-педагогических проектов «Село. Труд. Ярмарка. Дети» и «Ступени». В отличие от традиционной организации социально значимой деятельности, методика включения сельских подростков в проектную социально-значимую деятельность заключалась в: 1) представлении возможности подросткам активного участия в планировании, организации и осуществлении общественно значимых проектов; 2) изменении функции педагога от роли организатора и контролера к наставнику; 3) формировании групп по интересам; 4)самостоятельном поиске «объектов», на которые может быть направлена социально ориентированная деятельность; 5) передаче подросткам зоны самостоятельности, активности и ответственности за результаты деятельности; 6) возможности подростков презентовать результаты своего труда социальному окружению, отвечая за качество, испытывая при этом гордость.

Общественно значимыми видами деятельности подростки определили: работу в ремесленных мастерских художественно-эстетического направления (роспись, кружевоплетение, художественная вышивка, вязание, резьба по дереву), помощь в организации и непосредственном участие в выставке-ярмарке народных промыслов и ремесел, озеленение территории образовательных учреждений (детского сада, сельской школы), ремонт детской площадки, оформление музыкального зала в детском саду, изготовление мягких игрушек для малышей, оказание социально-бытовой помощи пожилым людям и ветеранам: наведение порядка в селе (ремонт забора, очистка палисадников), оформительская деятельность (изготовление пособий для детского сада, оформление детского отделения больницы, оформлении рекреаций и актового зала сельской школы).

На итоговом обсуждении подростки отметили,  что понравилось участвовать в социально значимой деятельности, где можно было проявить самостоятельность, где была возможность проявить самостоятельность, а также результаты деятельности были оценены теми, кому они были предназначены.

Заведующая Большесосновским детским садом Лященко Надежда Алексеевна отметила, что «… благодаря деятельности ребят наш музыкальный зал стал красивым. Они выполнили эстетическое оформление задника, которым любуются малыши и по которому изучают музыкальные инструменты. Большое им спасибо за добросовестный труд на благо других…»

По мнению ветерана великой отечественной войны Вотинцева Мелентия Ефремовича деятельность подростков «… очень необходимо  особенно одиноким пожилым. Сейчас нет уже пионеров и о стариках все забыли. Ребята помогли сложить мне дрова. Большая благодарность им за это!»

Наряду с этим подростки указывали, что им не понравилось «навязывание» отдельных видов деятельности, недостаточная свобода выбора, контроль со стороны педагогов.

Опрос показал, что подростки в процессе «творения» проектов значительно расширили границы социально значимой деятельности, которая на начальном этапе понималась ими как значимая для «себя», для «нас», на заключительном этапе – для широкого сельского социума.

В ходе реализации проектов подростки получили новый социальный опыт реализации себя в активной проектной социально значимой деятельности. По результатам проведенного опытно-экспериментального исследования в ходе опроса было выявлено, что: у подростков появилась позитивная оценка своих возможностей (это отметили 60% опрашиваемых), изменилась социометрическая характеристика группы - не было зафиксировано отверженных, подростки стали сплоченнее, терпимы в общении. низкий социальный статус в классе имеют 64% подростков, заниженная самооценка фиксируется у 58% опрошенных.

Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа, позволяет сделать вывод, что включение сельских подростков в активную проектную социально значимую деятельность, может выступать эффективным средством развития их готовности к социальной адаптации.

 

I.P. Bakhareva (Perm)

 

THE PROJECT SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITY IN ESTABLISHMENT OF SUPPLEMENTARY EDUCATION AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPING TEENAGERS’ READINESS
TO SOCIAL ADAPTATION

The problems of social bringing up in present stage are described, the technology of project social activity in conditions of the institution of additional education as an effective means of development of readiness village  teenagers to social adaptation is explained.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009