Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Л.В. Гашева (Пермь)

 

УЧЕТ ЛЕГКОЙ ВНУШАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Разноплановые отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о взаимосвязи суггестивности и качественного результата деятельности. Особый смысл данный факт имеет в обучении.

Ранее нами была установлена высоко значимая корреляция между внушаемостью школьников и их уровнем познавательной активности: легкой внушаемости соответствует низкий уровень познавательной активности, а трудной – высокий. Данная работа проводилась с учащимися общеобразовательной школы, в частности была апробирована методика учета суггестивности школьников в процессе изучения курса литературы седьмых и восьмых классов.

Позднее эта работа была продолжена со студентами Пермского государственного университета.

Задача этого исследования – раскрыть некоторые методические приемы учета легкой внушаемости студентов при организации самостоятельной работы, показать возможности индивидуального подхода к ним в рамках традиционной фронтальной работы с группой.

Под внушаемостью, как известно, понимается степень податливости субъекта внушению.

Для определения характера внушаемости широко используются индикаторные методики (Бакеев В.А., Гашева Л.В., Сафин В.Ф., Шварц И.Е. и др.).

Наиболее надежные результаты можно получить при использовании лишь серии методик. Однако такого рода исследование требует больших временных затрат и представляет организационную сложность. Кроме того, наша работа была ограничена рамками одного семестра и проводилась на материале учебного курса «Педагогика». В этот отрезок времени проведено обследование студентов по определению степени их внушаемости и уровня познавательной активности, а также апробирована методика учета легкой суггестивности.

Было решено использовать для определения степени внушаемости наблюдение с последующим анализом всей деятельности студентов, а также тестирование. Для последнего мы взяли тест «В» («Внушение»), который представляет собой симптокомплекс легко– или трудновнушаемой личности. Обобщив результаты наблюдения и тестирования, мы смогли выявить обучающихся, имеющих легкую степень внушаемости. Затем они были разделены на две примерно равные группы, условно экспериментальную и контрольную. Условно, потому что они не совпадали с академической студенческой группой.

Анализ устных ответов, письменных работ, выступлений данных студентов в дискуссиях на семинарах показал низкий уровень самостоятельности, тенденцию к повторению ранее услышанного или прочитанного, неумение сформулировать свою точку зрения, податливость влиянию окружающих, отсутствие собственной позиции, некритичность мышления. Все это подтвердило ранее выявленную особенность познавательной деятельности школьников, имевших легкую внушаемость.

Отсюда очевидно, что требовался поиск методики учета легкой внушаемости студентов с целью развития их познавательной активности. Процедура учета суггестивности велась при организации самостоятельной работы студентов.

При этом мы исходим из того, что самостоятельная работа – это норма и условие обучения студентов в вузе. Самостоятельная работа – это планируемая работа студента, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа позволяет сделать обучение интеллектуально нагруженным. Ее цель – учесть индивидуальные особенности студентов и обеспечить их развитие средствами обучения.

Однако в зависимости от того, как сформулировано задание, какой отбирается материал, самостоятельная работа может носить или репродуктивный или творческий характер.

Естественно, что комбинация знаний, используемых в самостоятельной работе, задает иерархию данных работ. Для удобства последующего рассуждения введем условные обозначения:

А – знания-факты; В – знания-операции; с – сформулированные знания; н – новые, вновь формируемые знания.

Рассмотрим все возможные сочетания знаний класса А и В.

 

 Ас + Вс

Ан + Вс

Репродуктивная деятельность

 

Ас + Вн

Ан + Вн

Творческая деятельность

 

 

Каждая ступень имеет свой обучающий смысл и служит достижению определенной дидактической цели. Но при работе с легковнушаемыми студентами ориентация на репродуктивный характер деятельности была неэффективной. Воспроизводящие виды работ они выполняли хорошо. Чтобы компенсировать присущие им недостатки, необходимо было предлагать самостоятельную работу творческого характера. С этой целью были разработаны методические рекомендации «Реферат по педагогике» в соавторстве с Л.Г. Кыркуновой (Пермь, 2007).

Для студентов экспериментальной группы предлагались темы, отличающиеся новизной и неразработанностью, требующие анализа отобранного материала и формулирования своей позиции.

Другим видом самостоятельной работы явилось задание по краткому изложению основных положений педагогики. С этой целью студентам предлагалось сжато, кратко отразить основную сущностную характеристику процесса или явления в таблице. Для организации данной работы изданы методические рекомендации «Педагогика. Основные понятия, категории, определения и классификации в курсе педагогики», составители: Л.Г. Кыркунова, Л.В. Гашева, Пермь, 2007.

Результаты самостоятельной работы студентов экспериментальной группы обсуждались либо на семинаре, либо во время индивидуальной консультации.

Учет легкой внушаемости студентов осуществлялся и на этапе контроля, когда он был в форме зачета. Если формой контроля был экзамен, то никакого учета суггестивности студентов не производилось. А зачет позволял это сделать. Студенты экспериментальной группы сдавали зачет с помощью «шпаргалок». Вслед за вытянутым билетом студенту давалась «шпаргалка» – готовые ответы на вопросы. Но текст содержал 15 и более ошибок. Подготовка и сдача зачета заключалась в исправлении ошибок и подробном обосновании своей позиции.

Студенты условной контрольной группы обучались без учета суггестивности. Наблюдение показало, что при выборе темы самостоятельной работы они отдавали предпочтение темам репродуктивного характера.

Содержание работ, как правило, представляло собой воспроизведение текстов учебников и текстов из Интернета с различной компоновкой. Важно заметить, что студенты с неохотой принимали приглашения преподавателя на консультации, где предполагалось обстоятельно обсудить результаты выполненной самостоятельной работы.

В целом следует сказать, что рамки экспресс–исследования сроком один семестр, конечно, не позволяют добиться основательных результатов в коррекции проявлений легкой внушаемости в обучении студентов, но тенденция к развитию более высокого уровня познавательной активности студентов экспериментальной группы очевидна. В качестве продолжения работы в данном направлении студентам были выданы рекомендации по самоорганизации своей учебной деятельности.

 

 

L.V. Gasheva (Perm)

 

The registration of easy suggestion of students by the organization of self-doing work

We determined a high important correlation between pupils’ suggestion and their level of cognitive activity: a low level of cognitive activity corresponds to easy suggestion and a high level of cognitive activity – difficult suggestion. The easy-suggest ional students are offered creative self-doing work.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009