М.Л. Катаева (Пермь)
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Новые условия существования образовательной среды, ориентирующие ее на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, потребовали от педагога повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности.
Одна из острых проблем образования порождается противоречием между реализацией новых целей образовательной системы и недостаточной готовностью педагогов к работе в современных условиях. Очевидно, что перспективы преодоления указанного противоречия в значительной мере связаны с повышением уровня профессиональной компетентности будущих педагогов.
Для достижения высокого уровня педагогической компетентности необходимо интенсифицировать процесс подготовки будущих специалистов в условиях довузовского профессионального образования. Потребность в изменениях обусловила необходимость поиска новых моделей подготовки компетентных специалистов, готовых работать в условиях быстро изменяющейся образовательной системы, и выявила недостаточную исследованность механизмов и путей реализации различных моделей.
В сфере профессионального образования в сочетании с другими методами применяется и моделирование, что позволяет создавать условия для обеспечения высокого научного уровня и творческого характера подготовки специалистов; тем не менее, в обучении будущих учителей моделирование не находит широкого и систематического применения.
Для изучения была выбрана проблема моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе педагогического колледжа, т.к. практика свидетельствует, что использование моделирования повышает готовность студентов к столкновению с педагогической реальностью. Данная проблема слабо разработана в теоретическом плане и образовательной практике. В педагогической литературе подчеркивается важность применения моделирования в учебном процессе (А.А. Вербицкий, Л.Г. Семушина, А.Н. Дахин, В.И. Загвязинский и др.), однако методика реализации и инструментальные средства недостаточно разработаны. Для реализации идеи моделирования профессиональной деятельности в работе со студентами преподаватель колледжа должен сам владеть навыком моделирования, следовательно, необходимо создать условия для его обучения проектированию и моделированию социально-педагогических процессов образовательного учреждения, а затем обеспечить перенос полученных навыков в работу со студентами.
Таким образом, эта задача определила проблему исследования, которая заключается в том, что в условиях довузовского педагогического образования недостаточно разработаны пути и условия подготовки профессионально компетентного специалиста с использованием моделирования профессиональной деятельности.
Обозначенное выше противоречие, анализ практики и фактические преобразования, происходящие в системе среднего педагогического образования, востребованность учебными заведениями конкретных моделей подготовки будущих учителей, изменения педагогического корпуса свидетельствует об актуальности использования моделирования в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом колледже.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и разработка организационно-педагогических условий эффективного использования моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе колледжа как средства формирования педагогической компетентности будущих специалистов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: современные фундаментальные концепции развития личности (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.), теория моделирования (Л.М. Фридман, Р. Шеннон, В.А. Штофф), методология моделирования в контексте исследования образовательных систем (Ю.И. Тарский, А.Н. Дахин, Р.В. Габдреев, Э.Н. Гусинский, В.М. Монахов), идеи компетентностного подхода к образовательной деятельности (И.А. Зимняя, В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.), работы, посвященные анализу проблем профессионального развития и обучения педагогического персонала (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, С.Д. Неверкович, Г.С. Сухобская и др.), исследования в области использования активных методов обучения (А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, С.Д. Неверкович, И.Г. Никитин, Л.А. Петровская, В.Я. Платов, Б.М. Чарный, Г.П. Щедровицкий и др.)
На основании теоретического осмысления научных подходов к социально-педагогическому моделированию нами была предложена модель, позволяющая реализовать идею многоуровневого моделирования в процессе подготовки будущих учителей.
Под многоуровневым моделированием будем понимать включение педагогов в процессы социально-педагогического моделирования в колледже (стратегическое моделирование); моделирование образовательной деятельности колледжа (тактическое моделирование), а затем, через специальное обучение, применение моделирования профессиональной деятельности в процессе подготовки будущего учителя на учебных занятиях и перенос полученных умений и навыков в их практическую деятельность.
Моделирование профессиональной деятельности будущего учителя ориентируется на формирование профессиональной компетентности как стратегическую цель педагогического образования. Проанализировав взгляды ученых на структуру профессиональной компетентности, отметим, что при подготовке будущих учителей принято учитывать различия в сфере высшего и среднего педагогического образования: класс профессиональных задач, к решению которых готовится специалист; содержание теоретической подготовки; соотношение теоретической и практической подготовки; тип организации учебного процесса.
По мнению В.С. Леднева, В.С. Сластенина и др.,выпускник колледжа должен осуществлять свои профессиональные функции на уровне мастера, готового к воспроизведению знаний, умений и навыков и их экстраполяции на типичные случаи; это учитель, овладевший методиками обучения, готовый к сознательной исполнительной деятельности по любым программам обучения, что не исключает выхода на творческий уровень. Однако в образовательной практике школ грань требований к выпускникам педагогических учебных заведений стирается, т.е. различий в требованиях к выпускнику педколледжа и педвуза практически нет, что повышает ответственность учебных заведений среднего профессионального образования за подготовку будущих учителей.
Следовательно, на учебных занятиях в колледже необходим постоянный тренинг профессиональных умений и навыков, который позволяет в достаточно короткие сроки обучения осуществлять эффективную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Использование технологии моделирования профессиональной деятельности повышает эффективность этого процесса.
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет им в ходе обучения овладеть способами (действиями, операциями) настолько полно, чтобы обеспечить безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).
Наиболее продуктивными инструментальными средствами моделирования профессиональной деятельности исследователи считают: игровые (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры) и неигровые (анализ педагогических ситуаций, учебно-производственные задачи, тренинги). Обзор литературы по теоретическим и практическим проблемам использования игр в практике работы с педагогическими коллективами и студентами, представленный в работах П.Б.Бондарева, В.Р. Имакаева, Р.Г. Каменского, В.Н. Ляменкова, С.Д. Неверковича, И.Г. Никитина, Б.М. Чарного и др., позволил нам определить совокупность инструментальных средств, позволяющих включить большинство педагогов в процессы моделирования и использовать игры на учебных занятиях.
В результате в обобщенном виде была разработана модель формирования профессиональной компетентности на учебных занятиях с использованием моделирования профессиональной деятельности, включающую три компонента: содержательный (корректировка содержания учебных занятий), технологический (оптимальные формы и методы обучения на учебных занятиях с использованием моделирования) и деятельностный (совместная деятельность преподавателя и студентов на различных этапах учебного занятия)
В ходе исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие преподаватели и студенты, поэтому для определения его результатов (на констатирующем и контрольном этапах) отбор критериев и инструментального комплекса измерителей осуществлялся относительно двух групп участников эксперимента.
Формирующий эксперимент включал три направления деятельности:
- Построение многоуровневой системы моделирования в образовательном учреждении, поиск и разработка подходов к включению преподавателей в процессы моделирования.
- Создание оптимальной модели организации методической работы с педагогическим коллективом с целью развития навыков моделирования для повышения профессиональной компетентности преподавателей.
- Изучение возможности переноса полученных навыков моделирования в работу со студентами для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки.
Таким образом, эксперимент начался с включения преподавателей колледжа в процессы проектирования и моделирования, применения моделирования на учебных занятиях в процессе подготовки будущих специалистов и был продолжен коррекцией процесса применения моделирования на учебных занятиях с целью эффективного формирования педагогической компетентности студентов.
На первом этапе формирующего эксперимента была разработана и внедрена система включения педагогов в процессы моделирования. На уровне стратегического моделирования выбирались проблемы, значимые для всех образовательных учреждений педагогического профиля, например, повышение роли профессионально-мотивирующего компонента в системе подготовки будущего специалиста, создание модели компетентного выпускника. Основным инструментом включения педагогов в процесс моделирования стала организационно-деятельностная игра. На уровне тактического моделирования тематика мероприятий определяется проблемами образовательной практики колледжа, примером является проектный семинар «Моделирование процесса подготовки студентов к педагогической практике».
На втором этапе формирующего эксперимента апробировались варианты моделирования профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих учителей, изучались возможности трансляции преподавателями результатов, полученных на первом этапе и коррекция применения моделирования профессиональной деятельности на учебных занятиях.
Работа была выстроена по следующим направлениям: совершенствование технологической стороны применения моделирования, усиление деятельностного аспекта и корректировка содержательной стороны учебных занятий. Отрабатывалась система моделирования профессиональной деятельности через повышение субъектности студента (включение в процессы совместного целеполагания, проектирования, рефлексии), расширение спектра инструментальных средств в обучении (учебные игры, тренинги, решение педагогических задач и др.). Была разработана и проведена серия специальных учебных занятий. Так, в курсе психолого-педагогических дисциплин использовались модели учебных игр («Диагностика-план-действие», «Контроль-коррекция» и др.), позволяющие воссоздать структуру педагогической деятельности, развернуть её отдельные этапы для более эффективного усвоения, повысить профессиональную мотивацию.
Более высокие показатели итогового уровня сформированности профессиональной компетентности и наблюдения в ходе педагогической практики: у студентов экспериментальной группы, в сравнении с контрольной, подтвердили предположение о необходимости использования моделирования профессиональной деятельности в подготовке будущих учителей.
На основе проведенного исследования были определены организационно-педагогические условия успешного внедрения и использования моделирования в образовательном процессе колледжа, которые мы объединили в четыре взаимосвязанных между собой блока: организационно-управленческие, учебно-методические, технологические, психолого-педагогические.
Организационно-управленческие условия включают разработку и применение системы многоуровневого моделирования социально-педагогических процессов в колледже для развития у преподавателей навыков моделирования и применения технологии моделирования профессиональной деятельности на учебных занятиях, организацию системы управления на основе «мягких» моделей, определение критериев и уровней профессиональной компетентности, организацию методической работы с преподавателями по подготовке к использованию моделирования профессиональной деятельности и мониторинг её эффективности. Учебно-методические условия включают корректировку содержания учебных занятий, интеграцию различных курсов. К группе технологических условий относятся корректировка контрольно-оценочных подходов к результатов обучения, использование интерактивных форм и методов обучения. Психолого-педагогические условия реализуются через диагностику развития студентов, психолого-педагогическое сопровождение процесса использования моделирования профессиональной деятельности на учебных занятиях.
Результаты экспериментальной работы доказывают, что совокупная реализация перечисленных условий обеспечивает эффективность использования моделирования в образовательном процессе колледжа, которое в свою очередь способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.
M.L. Kataeva (Perm)
THE MODELING IN THE TEACHING PROCESS OF THE FUTURE TEACHERS AT THE PEDAGOGICAL COLLEGE
In the article some aspects of research work are introduced. One of the important aspects is the effective usage of organizing-pedagogical conditions of professional activity modeling in the educational process of the college as means of forming the pedagogical competence of future specialists.
There also a variant of using of the system of the multi-leveled modeling of the social-pedagogical processes in the educational establishment and its influence on the development of the skills of educators of the college and future teachers is suggested.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|