Н.Г. Липкина (Пермь)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ И ПЕДАГОГИКА И.Е.ШВАРЦА
Актуальность внедрения компетентностного подхода в российское образование обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, вхождением России в Болонский процесс. Вместе с тем, его реализация была подготовлена развитием педагогической мысли задолго до этого. Обратимся к учебному пособию И.Е.Шварца «Педагогика школы», изданному еще в 1968 году. В нем автор предвосхищает многие идеи, ставшие актуальными в последнее время в связи с реализацией компетентностного подхода. Особенность последнего в том, что он позволяет создать благоприятные условия для формирования позиции студента как субъекта учебной и воспитательной деятельности, поскольку акцентирует внимание на достижение цели, результатов образования, которые выражают способность студента самостоятельно действовать на основе полученных знаний в самых разных ситуациях. С точки зрения компетентностного подхода образование должно строиться не на передаче некой суммы знаний, умений и навыков, а на общекультурном и профессиональном развитии самих обучающихся. Обратимся к учебному пособию И.Е.Шварца. Автор подчеркивает: студент должен в процессе изучения педагогики не просто знакомиться с основными положениями теории, но овладеть арсеналом средств, используемых в передовой практике, научиться творчески подходить к педагогическим явлениям. Более чем современен путь реализации названных выше положений: организация занятий по книгам, в которых используются приемы оперативного управления учебной деятельностью студента, организация самоконтроля знаний, который обеспечивается системой вопросов и заданий, корректирующих процесс усвоения учебного материала. В пособии не умаляется, а наоборот, усиливается роль знания, поскольку автор пособия предполагает результатом глубокое, доскональное знание существа теоретических положений, а также умение использовать знания при решении различных педагогических задач. По сути дела подход к организации обучения по данному пособию создает условия для формирования у студента ряда ключевых компетенций, позволяющих ему сознательно и активно включаться в процессы самообразования и самовоспитания, что становится основой для развития творческой индивидуальности будущего специалиста.
Соответствует идеям, обозначенным выше, содержание пособия. Каждая его глава состоит из трех разделов. Первый раздел – информационный, в нем автор выделяет ключевые понятия, смысловые опоры, и при этом акцент делается на самостоятельной работе студента с литературой, список которой представлен здесь же. В процессе самостоятельной работы обучаемый расширяет и углубляет знания, предлагаемые в пособии и представляющие собой содержательное ядро. Пособие И.Е.Шварца ориентирует студентов на получение конкретных результатов решения профессиональных педагогических задач. Среди ключевых компетенций, которые могут быть сформированы в процессе преподавания педагогики, выделяется, прежде всего, информационная, которая проявляется в умении интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой профессиональной задачи, а также использовать ее при планировании и реализации профессиональной деятельности. Именно на это ориентирует пособие.
Второй раздел – вопросы и задания, с помощью которых студент может проконтролировать себя. Выполняя задания, студент каждый раз использует полученные знания в новой ситуации, учится интерпретировать их, решать задачи, связанные с применением полученной информации на практике.
Достоинство вопросов и заданий, предлагаемых И.Е.Шварцем, в том, что они зачастую требуют не простой репродукции изученного ранее, многие из них носят творческий характер, способствуют развитию творческого мышления студентов. В ряде случаев это педагогические ситуации, требующие самостоятельного творческого поиска оптимального решения. Этим данные материалы выгодно отличаются от современного тестирования, которое ориентировано порой на довольно формальный подбор вариантов правильного ответа из предложенных альтернатив. В пособии И.Е.Шварца альтернативы решения педагогических ситуаций подобраны не случайно: они отражают встречающиеся в практике подходы к педагогическим явлениям. Нередко студентам предлагается задание проанализировать различные варианты ответов, дать объяснение, в чем ошибочность ответов, не попавших в разряд правильных. Среди вариантов ответов довольно часто присутствует альтернатива с формулировкой «Правильного ответа нет». В предисловии к пособию автор подчеркивает: данная альтернатива не означает, что в данном задании обязательно отсутствует верное решение, наличие этого варианта ответа необходимо для того, чтобы лишить обучающегося уверенности в том, что в представленных вариантах ответов он непременно найдет готовый ответ. Заставить студента думать, активизировать его мыслительную деятельность – вот важная задача, которую ставит перед собой автор пособия. И научить применять полученные знания в самых разных ситуациях – задача, направленная на формирование компетентного специалиста.
В данном разделе присутствуют и задания, направленные на формирование практических умений и навыков у студентов. Некоторые из них имеют исследовательский характер: студент должен составить анкету по конкретной проблеме, провести ее среди школьников, сделать выводы; или провести наблюдение двух-трех уроков в 5 классе, выявить, как учитель формирует наиболее ценные мотивы учения.
Третий раздел позволяет проверить правильность выполнения задания, получить рекомендации по дальнейшей работе. Ценно то, что автор не просто называет правильный ответ, но и анализирует неправильные, углубляя представления студентов по изучаемому вопросу.
В процессе работы с пособием реализуется субъектная позиция студента, поскольку автором создаются условия для поддержания интереса к содержанию материала и стремления к самостоятельной работе над решением проблем, осмысления значимости получаемых знаний. Кроме этого, пособие содержит инструментарий для оценивания уровня усвоения знаний, что, безусловно, также значимо для формирования субъектной позиции студента. Субъектная позиция студента в процессе работы с пособием создает условия для формирования деятельностной компетенции, которая проявляется в способности видеть проблему, определять стратегию ее решения, ставить реальные и диагностичные цели, планировать и организовывать познавательную деятельность, рефлексировать ее результаты и вносить коррективы.
Задания, которые предлагает автор пособия, дают возможность инициировать субъектную позицию студента, создать творческую атмосферу занятия, помогают студентам использовать полученные ранее знания в самых разных ситуациях, в том числе и в ситуации неопределенности, что и позволяет создать благоприятные условия для формирования ключевых компетенций. Известно, что существуют три уровня усвоения знаний: для первого характерно репродуктивное воспроизведение усвоенного ранее, для второго – использование полученных ранее знаний в знакомых ситуациях, на третьем уровне обучаемый использует изученное в новых ситуациях. Третий уровень усвоения – это и творческий, и компетентностный одновременно. Для развития способности применять знания в новой ситуации на занятиях в пособии разработано ряд заданий. Вместе с тем, пособие включает в себя задания всех уровней.
Второе, не менее важное условие реализации компетентностного подхода, – партнерство студента и преподавателя в учебном процессе, которое реализуется в содержании пособия, в характере заданий и консультациях, создавая эффект присутствия преподавателя в процессе самостоятельной работы студента, поскольку автор пособия, различными приемами активизируя активную мыслительную деятельность студента, побуждая его задавать вопросы, размышлять, создает эффект его соучастия в поиске истины.
Третье условие – развитие рефлексивной культуры студента. Рефлексия понимается как способность индивида обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, к осуществленной деятельности. Способность осмысливать свои действия, анализировать собственное мышление с целью его совершенствования позволяют проектировать образовательный результат, корректировать его в случае необходимости. Ряд заданий в пособии носит рефлексивный характер и ориентирует студентов на соотнесение своих возможностей, своей деятельности с тем, что требует профессия.
Таким образом, в учебном пособии «Педагогика школы» И.Е.Шварц во многом предвосхитил актуальные для сегодняшнего дня проблемы педагогики.
Список литературы
- Шварц И.Е. «Педагогика школы»: учебное пособие. – Пермь, 1968. – 281с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие/ Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк. – М.: Из-во Московского психолого-социального института, 2005. – 216 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании/ под ред. Проф. В.А.Козырева и др./ – Санкт-Петербург.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 392с.
- Морозов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. – Москва.: Академический проект, 2004. – 559 с.
N.G. Lipkina (Perm)
The competence approach at the teaching of pedagogic and pedagogic of I.E.Shwarz
The author of the article gives information about the textbook of I.E.Shwarz «School’s pedagogic». The author considers it at the aspect of the competence approach. To the author mind, the ideas of Shwarz are actually today. The basis of the creative development of the future specialist is the main competences. These competences let him include in the process of self-development and self-education.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|