Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

А.В. Малкова (Пермь)

 

Основные рекомендации по оптимизации релаксопедического обучения в вузе

 

Многолетний опыт экспериментальной работы дает основание утверждать, что релаксопедическое обучение является весьма эффективным для оптимизации учебного процесса в высшей школе. Использование приемов саморегуляции, лежащих в основе релаксопедии, способствует прочному усвоению фактологических знаний, стимулирует интерес к учебному предмету, регулирует психическое состояние обучаемых и создает хорошее настроение в процессе обучения.

В ходе проведенной нами опытной работы (более 700 экспериментальных занятий) подтвердилась целесообразность использования психической саморегуляции в разных условиях и режимах учебно-воспитательного процесса. Полученный материал позволяет выдвинуть ряд требований, которые необходимо соблюдать в процессе релаксопедического обучения:

  1. Осуществление взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики при организации релаксопедического обучения.
  2. Снятие контрсуггестивных барьеров психической саморегуляцией.
  3. Отбор учебного материала, требующего репродуктивного воспроизведения.
  4. Использование различных вариантов аутогенной техники для ввода в состояние релаксации.
  5. Применение игровых ситуаций на сеансах психической саморегуляции.
  6. Мажорность стиля общения.

Остановимся на характеристике каждого из этих требований.

1. Релаксопедическое обучение позволяет последовательно и наиболее полно осуществлять взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики обучаемых в процессе усвоения знаний.

Следует отметить, что в релаксопедии особое внимание уделяется суггестивной методике управления неосознаваемыми психическими процессами.

В учебном процессе весьма тесно переплетаются осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. При организации релаксопедического обучения особое значение придается суггестивному управлению сотрудничеством неосознаваемых и осознаваемых компонентов психики.

Активизация неосознаваемой сферы психики обучаемых во взаимосвязи с осознаваемой во время релаксопедических занятий способствует созданию благоприятного психологического климата и максимально мобилизует психическую деятельность.

Приёмы педагогического внушения в релаксопедии весьма эффективно воздействуют на эмоции и психическое состояние и обуславливают эффективное усвоение дидактического материала.

Вместе с тем педагоги, работающие по релаксопедической методике, ведут поиск оптимальных средств активизации мыслительной деятельности. При этом приемы педагогического внушения используются в тесной взаимосвязи с активностью сознания.

Так в релаксопедии предъявляемая информация на начальном этапе воспринимается осознанно, с элементами анализа. Затем усвоение материала происходит в состоянии релаксации при сниженной критичности сознания и в дальнейшем эти знания воспроизводятся в ходе иноязычного общения, стимулируя творческое мышление занимающихся.

В релаксопедическом обучении взаимосвязь различных компонентов психики можно представить в виде модели: ОВМ – ВСУС – АОУ –АУЗ

где ОВМ – осознанное восприятие материала;

ВСУС – восприятие при сниженном уровне сознания;

АОУ – активизация на осознаваемом уровне;

АУЗ – автоматическое владение усвоенными знаниями.

Таким образом, обучение с использованием психической саморегуляции осуществляется на основе целенаправленной взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики.

2. Снятие контрсуггестивных барьеров психической саморегуляцией.

Известно, что релаксопедическое обучение основывается на механизме внушения, а результаты психического воздействия зависят от степени внушаемости. Практика показывает, что не все студенты одинаково внушаемы.

В ходе опытного обучения мы встречали студентов, у которых наблюдалось сопротивление к внушению. В специальной литературе это явление называют контрсуггестией.

При релаксопедическом обучении, естественно, необходимо снимать контрсуггестивные барьеры фронтальными и индивидуальными формами работы.

Фронтальная работа заключается в том, что педагог преодолевает предубежденность к занятиям психической саморегуляцией путем демонстрации психологических опытов, раскрывающих потенциальные возможности человеческой психики, или в ходе пропедевтической беседы-рассказа о возможностях аутотренинга.

Индивидуальная работа проводится после соответствующей диагностики по выявлению трудновнушаемых студентов, которые испытывают недоверие к релаксопедии.

В экспериментальной работе встречались случаи высокой критичности сознания у одних, излишней самоуверенности – у других и скептицизма у третьих. Для преодоления этого во время сеансов психорегуляции дополнительно подавались формулы внушения, снимающие контрсуггестивные проявления. Эти формулы составлялись так, чтобы подготовить слушателей к занятиям психической саморегуляцией.

3. Отбор учебного материала для репродуктивного воспроизведения.

Внедрение в практику обучения релаксопедических приемов, обеспечивающих тесную взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, требует специальной организации не только мнемической деятельности, но и подбора учебной информации, подлежащей усвоению во время сеансов.

Как показала опытная работа, не всякую информацию следует усваивать с помощью психической саморегуляции. Логическое изложение материала, например, требующее анализа и активной мыслительной деятельности, хуже поддается усвоению, когда критичность сознания снижена. Целесообразнее всего подбирать учебный материал, который усваивается на репродуктивном уровне. Экспериментальные пробы показали, что в каждом учебном предмете (французский и латинский языки, систематика растений из курса ботаники и др.) материала для релаксопедического усвоения более чем достаточно.

Естественно встал вопрос о том, какова должна быть лексическая программа, предлагаемая студентам, для усвоения. В ходе эксперимента выяснилось, что эта программа должна чередовать изолированные слова с целыми идеоматическими выражениями. Хорошо интонируемые лексические единицы включаются в программу между слабо интонируемыми словами.

Если необходимо усвоить целую тему (особенно это эффективно при работе с начинающими в группах аспирантов и соискателей при ускоренном курсе обучения), то на релаксопедическом занятии вводится тематически подобранный текст.

Специфика учебного предмета также обусловливает содержание программы, предлагаемой для усвоения. Так, например, при обучении студентов медицинского института латинскому языку в программу включаются греческие корни, терминоэлементы, рецептурная терминология.

Программа терминов для релаксопедического усвоения по курсу «Систематика растений» (студенты биологического факультета педуниверситета) строится по тематическому принципу.

Количество заучиваемых лексических единиц обычно не превышает семидесяти на одном релаксопедическом занятии. При обучении латинскому языку или при изучении систематики растений количество лексических единиц можно увеличить до ста и более.

Информация перед релаксопедическим усвоением предъявляется для зрительного и слухового восприятия.

Во время сеанса психической саморегуляции подаваемая учебная программа подкрепляется установкой на обязательное ее проговаривание. Все это способствует более активному усвоению учебного материала.

Как показала практика работы, строгий отбор материала для релаксопедического обучения способствует глубокому и прочному овладению им.

4. Использование различных вариантов аутогенной техники для ввода в состояние релаксации.

Для решения учебно-воспитательных задач релаксопедического обучения немаловажную роль играет выбор оптимального варианта ввода студентов в состояние физического и психического расслабления. Поиски различной техники погружения в состояние релаксации привели в конечном итоге к созданию различных типов релаксопедических занятий. К ним, во-первых, следует отнести так называемые «традиционные» релаксопедические занятия при отключенном зрительном анализаторе испытуемых. Техника этих сеансов обеспечивает усвоение больших доз учебного материала репродуктивного характера.

Психическая саморегуляция с отключенным зрительным анализатором дает возможность эффективно проводить и психогигиенические занятия, перед которыми стоят задачи снятия физической усталости, психического перенапряжения, тревожности или состояния подавленности.

Однако сеансы с закрытыми глазами, естественно, не позволяют студентам читать, писать, свободно общаться. В этой связи существенно продвигают дидактические возможности сеансы с открытыми глазами.

Этот тип занятий не лишает обучаемых контактов с окружающей средой, зрительного восприятия текстов и иллюстраций.

Многочисленные пробы позволили определить структуры двух типов релаксопедических занятий с включенным зрительным анализатором - по вводу и первичной активизации иноязычного материала, а также по развитию спонтанного иноязычного общения.

Достоинство новой методики релаксопедического обучения состоит в том, что, кроме ввода большого по объему учебного материала, во время сеансов психорегуляции решаются задачи обучения чтению, письму, грамматике, что обусловливает более высокое качество знаний в сравнении с традиционным обучением.

Вскрытые резервы психической саморегуляции способствуют совершенствованию процесса диалогической спонтанной речи на иностранном языке.

Речевое общение на этих релаксопедических занятиях позволяет студентам воспринимать наряду со звуковой информацией также жест и мимику.

Особое значение для усвоения иностранного языка имеют ролевые игры.

5. Применение игровых ситуаций на сеансах психической саморегуляции.

В релаксопедическом обучении игровые ситуации приобретают столь существенное значение, что можно это положение выделить в качестве основополагающего. Игровые ситуации, как правило, широко включаются в дидактическую часть занятия. Игра способствует созданию «языковой среды». Понимая, что игра - не настоящая жизнь, не реальная действительность, занимающиющиеся тем не менее искренне вживаются в свою роль, мысленно переносятся во внушаемую обстановку.

Обычно студентов трудно заставить полностью раскрепоститься и вовлечь в ролевую игру. Снятие в условиях релаксопедического обучения психологических зажимов позволяет вести себя без напряжения, обеспечивает быстрое перевоплощение.

В результате суггестивного воздействия обучаемые легко вживаются в роли, предлагаемые преподавателем. Они сознательно вызывают необходимые чувства и эмоции. В обычных же условиях бодрствования, когда у взрослых людей преобладает высокая критичность сознания, организовать «перевоплощение» гораздо сложнее.

Студенты со сниженной критичностью сознания и снятыми педагогом «психологическими барьерами» не замечают, что они играют, - им просто бывает интересно. А интерес, концентрация внимания на изучаемом предмете, приподнятое настроение во время сеансов «раскрепощения» - залог прочности знаний.

Игровые ситуации, требующие определенного сопереживания, повышают интерес к изучаемому предмету и создают нужную языковую среду. Необходимо напомнить, что классики отечественной педагогики всегда придавали большое значение игровым приемам при обучении иностранным языкам: «Чрезвычайно важны и полезны, – писала Н.К. Крупская, – игры на иностранном языке. Они помогают естественному обучению и изучению языка».

Игра, используемая во время сеансов психической саморегуляции, активизирует неосознаваемую сферу психики, создает обстановку увлеченности, прививает интерес к изучаемому предмету, придает эмоциональность занятию. Игровые ситуации снимают контрсуггестивные барьеры: обучаемые раскрепощаются и ведут себя естественно, непринужденно. В таком эмоционально приподнятом настроении раскрываются личностные особенности студентов, повышается уровень их внимания, мотивация учения.

Вера в успех, поддерживаемая преподавателем на протяжении всего суггестивного занятия, превращает учебный процесс, учебный труд в радость и приносит удовлетворение.

6. Мажорность стиля общения.

Одной из отличительных черт релаксопедического обучения является мажорный стиль общения.

В это понятие вкладываются доброжелательные взаимоотношения педагога и учащегося, порождающие непринужденную атмосферу взаимопонимания и доверия, обстановку эмоционального подъема.

В процессе занятий педагог стремится создать не только так называемую суггестивную сеть, но и установить доброжелательный стиль общения. Это особенно проявляется в поощрительных репликах преподавателя во время коммуникативных актов. Замечания обычно на сеансах не высказываются, а выносятся на послесеансовые обсуждения. В исключительных случаях ошибки студентов исправляются в форме подсказки.

Преподаватели, занимающиеся по релаксопедической методике, прогнозируют степень внушаемости, психическое состояние и психологические особенности каждого обучаемого. Это помогает добиваться оптимальных форм педагогического общения.

Одним из результатов эффективности релаксопедического обучения является создание на занятиях психологического микроклимата, для которого характерна обстановка эмоционального подъема, стимулирующая восприятие и внимание, желание участвовать в иноязычной коммуникации.

Благодаря тому, что иноязычное общение, как правило, осуществляется на базе хорошо усвоенного лексического материала во время релаксопедических сеансов, преподаватель, создавая ситуации, близкие к реальной действительности, обеспечивает возможность вести разговор только на изучаемом языке. Это соответствует цели обучения иностранным языкам –развитию творческой, спонтанной коммуникации.

Характер педагогического общения, практикуемый на релаксопедических занятиях, воспитывает внутреннюю потребность переноса прививаемого стиля поведения в повседневную деятельность. А это помогает будущим педагогам в их профессиональной работе.

Релаксопедическое обучение не только оптимизирует стиль общения, но и корректирует дифференцированно психическое состояние студентов. Педагоги часто встречаются с эмоционально лабильными, впечатлительными лицами, обладающими повышенным чувством беспокойства, тревоги, испытывающими подавленное состояние перед контрольными работами, зачетами, экзаменами. Стрессовые нагрузки на психику людей такого типа приводят к психическим сдвигам. Управление эмоционально волевыми процессами с помощью психической саморегуляции обеспечивает снятие отрицательных невротических проявлений, препятствует развитию психического утомления, успокаивает нервную систему.

Целенаправленное воздействие дает возможность своевременно предупреждать психические аномалии, оптимизировать протекание психических процессов.

Замерыщроведенные в конце эксперимента, свидетельствуют о положительном влиянии приемов психической саморегуляции на настроение, на стимуляцию хорошего самочувствия у занимающихся.

Характеристика основных положений релаксопедического обучения отражает комплексный подход к дидактическому процессу. Свидетельством этого может служить внедрение полученных результатов в практику работы ряда вузов г.Перми и других городов (Соликамск, Магнитогорск, Казань, Тюмень, Новосибирск, Одесса, Томск и др.)

Накопленный опыт релакопедического обучения уже сейчас свидетельствует о достоинствах этого способа, применяемого в сочетании с другими методами обучения.

Проведенная экспериментальная работа дает основание говорить о большом личностно-развивающем потенциале учебного предмета «Иностранный язык» и о необходимости включить в его содержание, наряду с фактологическим и лингвострановедческим материалом, также ценностный аспект. Речь идёт об актуальности стимулирования коммуникативного (речевого) и когнитивного (познавательно-интеллектуального) развития студентов в условиях релаксопедического обучения..

 

 

A.V. Malkova (Perm)

 

THE MAIN RECOMMENDATIONS FOR THE OPTIMIZATION OF THE RELAXING TEACHING AT THE UNIVERSITY

The relaxing teaching is effective for the optimization of the educational process at the high school. The author uses the method of self-regulation, which promote to the stable learning of knowledge, regulate the psychological condition of the students and create high spirits at the teaching process.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009