А.А. Валеев (Казань)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В мировом сообществе сегодня происходят процессы, которые связаны с изменением представлений о сущности и целях образования. Эти процессы вызывают к жизни потребность в поиске иных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способных обеспечить возможность саморазвития и самореализации личности. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, внутренне свободном и умеющем жить в условиях свободы, сориентированном на общечеловеческие ценности и осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом.
В свете сказанного наблюдается огромный незадействованный потенциал теории и практики свободного воспитания. Самоценность личности, самоценность детства, свобода и свободоспособность, природосообразность воспитания и развития человека – именно эти идеи педагогики свободы жизненны и актуальны, несмотря на всю сложность их реализации.
Общими сущностными характеристиками свободного воспитания являются:
- идеализация детства, вера в безусловное совершенство детской природы, красоту и гармонию детской души;
- убеждение в том, что в основе полноценного развития личности лежит накопление ее собственного опыта, на базе которого осуществляется становление ее человеческих качеств и свойств;
- отказ от любого принуждения и насилия по отношению к ребенку;
- ставка на внутреннюю активность ребенка, исключающую авторитарную позицию воспитателя в педагогическом процессе;
- признание того, что только в условиях свободы возможно правильное развитие ребенка, раскрытие его неповторимости и своеобразия, освобождение его от агрессии и самых различных комплексов;
- вера в способность ребенка к саморегуляции
- признание свободоспособности ребенка целью воспитания;
- освобождение ребенка от необходимости делать то, чего ему не дано от природы, и чего не требует его собственная природа;
- рассмотрение ребенка субъектом воспитания себя;
- организация учебно-воспитательного процесса как процесса создания условий для развития прирожденных свойств ребенка, а также предоставления полной свободы его самореализации;
- предоставление ребенку свободы управлять своей собственной общественной жизнью посредством совместного нормотворчества;
- раскрепощение ребенка посредством создания такой среды, которая помогала бы его всестороннему развитию, укрепляла веру детей в собственные силы и содействовала проявлению самостоятельности в суждениях и поступках.
Как известно, основу теории свободного воспитания составляют две идеи. Первая содержит в себе понятие «свобода», а точнее два ее компонента – «свобода выбора» и «свободный выбор». Они не тождественны между собой. При свободном выборе практически отсутствуют его внешние границы, и все зависит от воли человека, его желаний, потребностей и внутренних нравственных установок. Свобода выбора хотя и осуществляется по собственной воле, однако сам выбор, в этом случае, может быть заключен в определенные внешние рамки.
Вторая идея включает в себя эмоциональное и эстетическое развитие учащихся. По мнению идеологов свободного воспитания, эмоциональное развитие способствует психической устойчивости ребенка и как следствие расширению диапазона в самовыражении. Эстетическое развитие ребенка приводит, в конечном счете, к ценностному сознанию личности. А поскольку оно, как известно, приобретает свою полноценность при самообразовании и саморазвитии личности, то это неизбежно ведет к развитию интеллектуальному.
Поэтому главная задача педагога – добиться максимального эмоционального и эстетического развития ребенка. Заполнять ум ученика знаниями – задача второстепенная, основное в обучении – научить думать. Таким образом, в формировании самостоятельного мышления идеологи свободного воспитания видели гарантию сохранения той свободы мысли, которая лежит в основе всякой иной свободы. Более того, свобода самовыражения есть не что иное, как универсальное средство формирование личности. Исходя из выше перечисленных положений теории свободного воспитания, в той или иной степени осуществленных в образовательной практике, по мнению педагогов-гуманистов, деятельность школы должна строиться на определенных принципах.
Стержневую линию теории свободного воспитания представляет принцип свободы. Необходимо отметить, что педагоги-гуманисты предполагают, по крайней мере, четыре составляющие феномена свободы в рассматриваемом контексте: это – свобода от навязываемых извне атрибутов образовательного процесса (жесткий регламент, место и время, навязчивость педагогического руководства и т.д.); свобода в оценках явлений окружающей жизни (сюда входит и собственно педагогическая деятельность учителей); свобода выбора вещей путем их осмысления и свобода самоопределения путем осознания самого себя (своего «Я»). Все это ведет к тому, что ученик освобождается от навязанной судьбы и переводится к свободной выработке у себя способов видения, оценок и самореализации.
В связи с обозначенным, принцип свободы предусматривает следующее:
Предоставление детям в полной мере выбора и возможностей, позволяющих им развиваться с их внутренней природой и потенцией и следовать в связи с этим своим собственным интересам.
Предоставление детям свободы от принудительного или навязанного оценивания их образовательного уровня, позволяя им самим регулировать и осуществлять свои собственные цели и достижения Чем шире у ребенка спектр возможностей самовыражения, и чем сознательнее его «Я» применяет это многообразие в соответствии со своими намерениями, основанными на самостоятельном мышлении, тем больше его внутренняя свобода. Если человек может взять на себя ответственность за свое дальнейшее развитие, то спектр его возможностей в значительной степени зависит от того, что ему дали в годы детства и юношества его воспитатели и учителя.
Предоставление детям свободы в возможности играть без ограничения времени. Игра, наполненная творчеством и богатым воображением, является неотъемлемой частью детства и развития личности.
Предоставление детям возможности испытывать и переживать весь спектр чувств; освобождение их от суждений и вмешательства со стороны взрослых.
Предоставление детям возможности непосредственно жить в таком сообществе, который стоит на их стороне и за которое они несут ответственность; сообществе, в котором они в полной мере могут быть самими собой, а также иметь право вносить изменения в его жизнь демократическим путем.
Реализация принципа свободы содействует достижению главной цели свободного воспитания – детского счастья. Концептуально это можно представить следующим образом.
Во-первых, ребенок достигает чувства безопасности, т.е. физической и психической защищенности, а также отсутствие страха перед препятствиями и возможность защищать свою позицию. Ученик в свободной школе демонстрирует уверенность в себе и чувство спокойствия, поскольку знает, что ему есть на кого положиться.
Во-вторых, у ребенка формируется чувство принадлежности к школе, друзьям, всему детскому сообществу, в котором он живет, что дает ему ощущение комфортности, способствующей продуктивному сотрудничеству и взаимопомощи. На основе этого дети ощущают удовольствие от успешного взаимодействия с ровесниками и педагогами, что является, как показывает практика, крайне важным для формирования достоинства ребенка.
В-третьих, создаются предпосылки для воспитания у ребенка чувства индивидуальности, т.е. чувства знания самого себя, своей ценности, а также умение адекватно и непредвзято оценить о себе как похвалу, так и замечание.
В-четвертых, у ребенка воспитывается чувство цели и смысла жизни, что помогает ему не бояться брать на себя инициативу и оценивать себя в соответствии с достигнутыми результатами. Сюда же входит и достижение призвания, факт наличия которого всегда является счастьем для ребенка.
Сегодня педагогика свободного воспитания находит все больше и больше своих сторонников по всему миру, которых привлекают такие ее характеристики, как:
- выдвижение на первый план человека как одного из высших ценностей общества, признание его уникальной природы, уважение его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
- организация своей структуры как гибкой, вариативной и постоянно развивающейся системы, ассимилирующей в себе любые новые гуманистические концепции образования;
- предложение конкретных путей реализации принципа свободы в образовании, направленных на обеспечение условий для самоопределения, самореализации и самодвижения личности в развитии, а также на поддержку каждого растущего человека в проявлении его творческой индивидуальности.
A.A. Valeev (Kazan)
ACTUALIZATION OF THE FREEDOM PRINCIPLE IN MODERN SCHOOL
The article is devoted to the ideas of free education and its main principle – the freedom principle, its characteristics and the importance for modern schools in Russia.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|