Б.М. Чарный (Пермь)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Управленец становится компетентным специалистом, эффективным деятелем в своей области лишь тогда, когда он обретает умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Это высказывание подчеркивает сугубо практический (прикладной) характер управленческой деятельности, ее ситуативность, нацеленность на получение конкретного результата в складывающихся обстоятельствах.
При этом в основе управленческих действий (принятие управленческого решения, поведение руководителя в проблемно – конфликтной ситуации и др.) лежат в той или иной мере осознаваемые или неосознаваемые им самим нравственные, философские, психологические обоснования, установки, стереотипы, его личное понимание оптимального соотношения «цены и результата».
Деятельность руководителя, таким образом, является производной по отношению к его реальной, а не декларируемой системе взглядов и ценностей, притязаниям и потребностям, способностям, что, в совокупности со знаниями, умениями, приобретенным опытом, определяет «производительность», результативность его управленческого труда.
Характер управленческой деятельности, ориентированной на решение практических задач, делает весьма органичным использование идей компетентностного подхода в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей образования.
В основу работы с руководителями ложится понимание компетентности управленца как органичного единства «философии профессионала» и «профессионализма практика». Такое понимание позволяет обозначить два ключевых направления управленческой подготовки – создание условий для формирования современного мировоззрения менеджеров и деятельность по овладению эффективными способами решения управленческих задач.
Реализация компетентностного подхода в подготовке руководителей должна привести к развитию субъектности обучаемого, к осознанию им мотивов собственной деятельности и к овладению такими способами осуществления последней, которые позволили бы эффективно решать проблемы организации (учреждения) и собственные проблемы.
Задачи коррекции «философии» руководителя и обретения способов эффективной управленческой деятельности предполагают организацию подготовки (переподготовки) руководителей с опорой на их втягивание в целостную самостоятельную работу по полному циклу. В идеале нормой должно стать самостоятельное определение цели любого вида учебной деятельности, планирование ее достижения, самостоятельное создание условий для ее успешного выполнения, выполнение деятельности и рефлексия ее результатов.
Рефлексия при этом нацеливает на вычленение эффективных – неэффективных путей достижения цели, применяемых приемов и методов, что позволяет постепенно формировать «банк» способов решения управленческих задач, реализуемых затем в менеджерской практике обучаемого.
Повышение субъектности руководителя в процессе его обучения требует существенной коррекции содержательно-технологического обеспечения образовательного процесса. В частности должна существенно возрасти собственная активность обучаемого, а для этого образовательный процесс должен быть насыщен специальными формами и методами обучения, способствующими решению этой задачи.
В течение многих лет коллектив кафедры научных основ управления школой Пермского государственного педагогического университета занимается изучением проблем применения активных методов обучения (АМО) в работе с руководителями образования.
На занятиях с директорами школ и их заместителями, в процессе опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования отработаны методики проведения организационно-деятельностных игр, тренингов различных модификаций, деловых игр, семинаров-дискуссий и др.
Сложилась своеобразная система обучения руководителей на факультете менеджеров образования ПГПУ, где ключевая роль отводится играм и тренингам как технологиям повышения профессиональной компетентности, запуска инновационного процесса и его рефлексивного сопровождения. Опыт применения АМО, накопленный сотрудниками кафедры, позволяет очертить круг проблем повышения профессиональной компетентности руководителей образования, эффективное решение которых возможно при использовании этих педагогических технологий.
- Игры и тренинги позволяют осуществить эффективную диагностику уровня управленческой и профессионально-педагогической компетентности руководителя школы, его психологической грамотности. В играх и тренингах, насыщенных «стрессовыми» ситуациями, требующими немедленных решений, руководители ставятся в условия, побуждающие их проявлять сложившиеся ранее и уже закрепленные способы выполнения ключевых управленческих действий. Наблюдения за действиями участников игр, тренингов позволяют дать качественную оценку уровня развития их организаторских способностей, выявить специфику их «управленческого мировоззрения» стиль управленческой деятельности, оценить коммуникативную компетентность, эмоционально-волевую воздейственность. Тренинги включают упражнения, выявляющие уровень эмпатии, степень психологической гибкости, уровень креативности.
- Игровые и тренинговые занятия являются действенным средством для вычленения базисных идей, с помощью которых обосновываются цели и средства развития образовательных систем, определяются основы взаимодействия между руководителем и подчиненным. Иными словами, как уже отмечалось, в ходе игр и тренингов открывается возможность фиксации и коррекции управленческого мировоззрения занимающихся.
В игровых ситуациях создаются условия для развития различных видов рефлексии. Личностная рефлексия (интеллектуальная и эмоциональная) рассматривается в данном аспекте как механизм переосмысления стереотипов опыта.
3. В процессе использования игр и тренингов появляется возможность коррекции психологических установок руководителей школ. Традиционные средства обучения апеллируют преимущественно к сознанию занимающихся, слабо задевая их эмоционально-волевую сферу, установки же функционируют преимущественно на неосознаваемом уровне. Общий подход к коррекции авторитарных управленческих установок состоит в актуализации имеющейся установки в ходе моделирования педагогических или управленческих ситуаций, в выведении установки на уровень осознания путем групповой рефлексии, в организации коррекционного воздействия группы на носителя установки и, наконец, в формировании и закреплении новой установки, адекватной изменившейся социально-экономической (педагогической) реальности.
4. Игровые и тренинговые занятия способствуют развитию у руководителей широкого круга профессионально значимых личностных качеств, наличие которых способствует гуманизации образовательного процесса, что во многом зависит от того, обладает ли менеджер такими личностными качествами, как открытость, эмпатическое понимание, принятие, доверие, истинность (по К. Роджерсу). В результате игровых и тренинговых занятий у их участников фиксируется повышение уровня эмпатийности, открытости, доверия, толерантности.
5. В процессе использования игровых и тренинговых занятий прослеживаются устойчивые изменения во взаимоотношениях членов группы. К концу занятий ускоренно идет процесс консолидации; люди, ранее общавшиеся на официальном уровне, переходят на межличностный уровень взаимодействия. Эти изменения представляются столь значительными, что целью работы конкретной группы может стать формирование новой, отвечающей целям работы образовательного учреждения системы взаимоотношений, обеспечивающих повышение качества работы образовательной системы.
6. Игровые и тренинговые занятия могут быть использованы в целях комплексной перестройки педагогических структур как средство активизации творческого потенциала участников. Игра способствует интеграции усилий творчески работающих руководителей в масштабах школы, района, т. е. способствует созданию творческих педагогических систем различных уровней, способных самообеспечивать деятельность, направленную на повышение профессиональной компетентности.
7. Организационно-деятельностные игры, ориентированные на получение планируемого инновационного продукта, позволяют формировать целевые комплексные программы развития образовательных систем, программы педагогических экспериментов, анализировать ход и результаты работы коллектива и вносить необходимые коррективы. Игры позволяют повысить компетентность руководителей образования в сфере проектной деятельности, способствуют развитию аналитических способностей, учат принимать управленческие решения.
8. Игровые и тренинговые занятия способствуют развитию индивидуальности руководителей. Эти виды работы, в силу вариативности их развертывания, ориентированности на поиск проблем, для решения которых требуются нетривиальные подходы, позволяют погрузить участников в зону неопределенности (В. С. Мерлин, 1986). Поисковая активность в зоне неопределенности провоцирует участника игры (тренинга) на осуществление выбора средств, способов, приемов деятельности и общения, продвигая его в русле совершенствования индивидуального стиля управленческой деятельности.
Результаты проведенной нами работы позволяют утверждать, что идеи компетентностного подхода могут быть реализованы в ходе широкого использования АМО в процессе подготовки и переподготовки управленческих кадров, что способствует повышению качества их реальной управленческой деятельности.
Список литературы
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько – М.: Педагогика, 1999.
- Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Симанюк – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.
- Чарный Б. М. Активные методы обучения педагогов и руководителей образования / Б. М. Чарный, И. Г. Никитин. – Красноярск КГПИ, 1993.
- Чарный Б. М. Наедине со всеми / Б. М. Чарный, И. Г. Никитин. –Пермь, Изд-во «Звезда», 1996.
B.M. Charny (Perm)
The realization of the competence approach at the process of the active methods
of teaching of the educational managers
The ideas of the competence approach may be realized by the using of the active methods of teaching at the process of the preparing and re-preparing of the managers, what promotes to the quality of their manageable activity.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|