Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

С.А. Вдовина (Ишим)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА

 

Одной из значимых проблем отечественной системы образования является несоответствие содержания современного образования потребностям современной экономики. Поэтому наряду с общепризнанной в современной дидактике социокультурной теорией содержания образования (В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин), оформляется компетентностная теория содержания образования. Ее разработчиками являются В.А.Болотов, О.Е.Лебедев, А.А.Пинский, В.В.Сериков, И.Д.Фрумкин, Д.Б.Эльконин.

Данная концепция является определенным научным достижением теоретической педагогики и одновременно является современным ответом на новый социальный заказ в отечественном образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны самостоятельные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора. В материалах, связанных с модернизацией образования компетентностный подход, наряду с личностно ориентированным, провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Таким образом, новый социальный заказ явно обращает внимание на то, что традиционная «предметность» в реализации целостного социокультурного опыта вряд ли обеспечит деятельностно-личностную составляющую обучения.

Суть новой концепции заключается в том, что основу содержания, по мнению авторов, составляют компетентности. Компетентность – это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.

Компетентность можно определить как меру включенности человека в деятельность. С этим созвучна мысль о том, что компетентности – это способности к пониманию и действию, поддерживающие «адекватную связь с миром (Дж. Дьюи). В рамках такого понимания можно говорить о некоторой компетенции, которую условно можно назвать «общая способность к деятельности», и об ее основных аспектах:

  • готовность к целеполаганию,
  • готовность к оценке,
  • готовность к действию,
  • готовность к рефлексии.

Профессиональная компетентность является индивидуальной характеристикой степени соответствия данного человека требованиям профессии. Профессиональная компетентность педагога означает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи (Е.А.Леванова, В.А.Плешаков, Т.В.Пушкарева, С.Б.Серякова).

Еще в начале XX века П. Ф.Каптерев выделял «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант» как «специальные учительские свойства», необходимые ему для его деятельности. В настоящее время в исследованиях Н.В.Кузьминой, А.К. Марковой, С.В.Кондратьевой и др. проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность решения педагогических задач, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

А.К.Маркова рассматривает профессиональную компетентность в общем контексте психологии труда. В работе Н.В.Кузминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» (1990г.) компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности». Автор утверждает, что профессионально-педагогическая компетентность включает пять элементов или видов компетентности:

  • Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
  • Методическая компетентость в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
  • Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
  • Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
  • Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности (2, 90).

Особенным в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» является подход, ориентированный на подготовку специалистов в сфере высшего технического образования, описанный екатеринбургскими учеными во главе с Э.Ф.Зеером. Компетентностный пожход здесь раскрывается через три инструментальные понятия: компетентности (содержтельные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представлений в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений), компетенции (обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности: социальная, коммуникативная и др.) и метакачества (свойства, способности, обуславливающие продуктивность выполнения любой профессиональной, учебной-познавательной деятельности: организованность, ответственность, рефлексия, толерантность и др.).

Если соотнестиопределения компетентности, компетенции и метакачеств, данных Э.Ф.Зеером, с пониманием компетентности, предложенным ученымимоковской педагогической школы, то можно понять, что инструментальные понятия составляют суть определения компетентности В.А.Сластениным и его единомышленниками.

У Г.П.Щедровицкого компетенция – предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнениюдеятельности, компетентность – интегральная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях.

Подобное понимание значения категорий находим у Г.К.Селевко, который считает компетентность образовательным результатом, выражающимся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами.

В.А. Сластенин понимает под педагогической компетентностью единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др.).

Основываясь на данном подходе и учитывая требования Государственного образовательного стандарта, можно выделить следующие ключевые профессионально-педагогические компетенции:

 

I. Аксиологическая компетенция заключается в:

  • осознании самоценности человеческой личности, индивидуальности;
  • осмыслении цели и назначения профессионально – педагогической
    деятельности;
  • овладении профессионально-этической культурой;
  • принятии своей профессии как источника смысла жизни;
  • осознании процесса образования учащихся как освоения социально-культурных
    ценностей;
  • осознании мировоззренческих гуманистических функций педагогических наук.

II. Социально-правовая компетенция заключается в:

  • знании основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;
  • выполнении правил и норм охраны труда, техники безопасности;
  • умении защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;
  • умении обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
  • умении вести школьную и классную документацию.

 

III. Предметно-информационная компетенция заключается в:

  • знании основ общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;
  • знании основных направлений и перспектив развития образования и педагогических наук;
  • умении работать с различными источниками информации (печатные, электронные, Интернет);
  • владении способами эффективного преобразования информации, исходя из целесообразности её использования.

 

IV. Методико-технологическая компетенция заключается в:

  • понимании и реализации творческой природы профессиональной деятельности;
  • готовности к самообразованию по совершенствованию своей квалификации;
  • знании школьных программ и учебников, умении разрабатывать на их основе годовые, календарно-тематические планы;
  • осуществлении обучения и воспитания обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета в учебной и внеучебной деятельности;
  • использовании разнообразных методов, приёмов, средств обучения (в том числе ТСО, компьютеров)
  • знании сущности и содержания личностно-ориентированного подхода к образованию, умение реализовывать его с целью создания мотивации к обучению;
  • готовности выполнять функции классного руководителя, связанные с реализацией всех направлений базовой культуры личности;
  • использовании современных педагогических технологий, реализующих поставленные цели и адекватно использующие необходимые психологические механизмы;
  • содействии личностному развитию учащихся посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах (ученический коллектив, семья, система дополнительного образования, культурно-просветительская деятельность и т.д.)

 

V. Коммуникативная компетенция заключается в:

  • умении организовать совместную образовательную деятельность;
  • умении толерантного поведения;
  • умении выбирать эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • участии в самоуправлении и демократическом управлении школьным коллективом;
  • оказании помощи в социализации учащихся;
  • умении представлять результаты своей научно-методической деятельности;

 

VI. Контрольно-аналитическая компетенция заключается в:

  • умении анализировать психологические механизмы различных составляющих целостного педагогического процесса;
  • готовности к рефлексивной деятельности на всех этапах организации учебно – воспитательного процесса;
  • овладении традиционными и современными средствами оценивания результатов обучения (тесты, рейтинг, портфолио)
  • овладении разнообразными способами психолого-педагогической диагностики личности учащихся и классного коллектива.

 

VII Проектно-исследовательская компетенция заключается в:

  • умении осмысливать противоречия собственной профессиональной деятельности и на этой основе формулировать актуальные задачи её преобразования;
  • умении планировать содержание и методы взаимодействия участников образовательного процесса на всех этапах его организации;
  • овладении основами разработки учебно-программной документации и умении использовать её для реализации содержания образования;
  • прогнозировании социальной дезадаптации детей, подростков и проектировании её профилактики;
  • умении разрабатывать проект психолого-педагогического исследования.

Разработка процедур оценивания профессиональной педагогической компетенции является сложной педагогической проблемой, актуальность которой трудно переоценить.

Список литературы

  1. Головина, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф.Головина. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
  2. Кузьмина Н.В. профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина. – М.,1990.
  3. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.Мижериков, М.Н.Ермоленко. – М.: Педагогогическое общество россии, 1999. – 288 с.
  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.

 

 

S.A. Vdovina (Ishim)

 

THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE AND ITS STRUCTURE

The essence of the new educational concept consists that make a basis of the maintenance(contents) of competence. Competence is a complete experience of the person in the decision of the vital problems, the mastered ways of performance of key functions of social roles. For a trade of the teacher in structure of key competences the following enter: axiological, social – legal, subject-information, communicative, control-analytical, project-research.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009