Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

В.И. Качуровский (Пермь)

 

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Специфику преподавания педагогики в классическом университете можно представить лишь посмотрев, какой эта наука вошла в открывшиеся двери XXI века.

Педагогика, пройдя многовековой путь от простых мыслей о воспитании до самостоятельной науки о воспитании, продолжает активно развиваться. Если со времен Я.А. Коменского до середины прошлого века ее развитие шло по так называемому «линейному» принципу, то со второй половины века, педагогика начинает очень интенсивно развиваться по «радиальному» принципу.

Это означает, что в течение трех веков теоретические основы педагогики постоянно расширялись, пополняясь новым содержанием. Но уже в прошлом веке педагогика резко меняет траекторию развития. Из традиционной педагогики стали вырастать самостоятельные отрасли. Диапазон отраслей педагогики за пятьдесят с небольшим лет, расширился от ясельной до педагогики высшего образования. Важно заметить то, что каждая отрасль педагогики уже представлена своим категориальным аппаратом, объектом и предметом исследования.

В связи с этим, нам представляется, что классическое определение педагогики, как науки о воспитании, не совсем соответствует ее реальному состоянию.

Современная педагогика – это многоотраслевая наука, занимающаяся теоретическими проблемами обучения, воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни.

Полученные результаты в развитии теоретических основ отдельных отраслей педагогики привели к тому, что ее диапазон в структуре гуманитарного образования за последние десятилетия существенно расширился.

Совершенно очевидно, что современному человеку педагогические знания необходимы в течение всей жизни, независимо от его профессиональной деятельности. Возрастает роль педагогики и для всего нашего общества в связи с постоянно расширяющимися взаимоотношениями между людьми. Педагогика, традиционно обслуживая все уровни образования, в настоящее время востребована людьми, занимающимися научной, производственной, экономической, общественной, управленческой деятельностью.

Без педагогики невозможно развивать современную семью, строить взаимоотношения поколений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что педагогическое знание приобрело универсальный характер.

Новый уровень развития педагогической науки поставил на повестку дня вопрос о новых учебниках. Содержание постсоветского поколения учебников по педагогике существенно отличается от содержания учебников 70-80 годов прошлого века. Если прежние учебники были выстроены по классической структуре: общие основы педагогики, теория воспитания, теория обучения (дидактика) и школоведение, то в содержании современных учебников представлены результаты последних достижений в области теории педагогики.

Например, в учебном пособии «Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого, М., 2007, в раздел «Воспитание» включены главы «Системы воспитания» и «Основы коммуникативной культуры». В учебнике «Педагогика» под ред. Л.П. Крившенко, М., 2005, есть совершенно новое содержание в таких главах, как: «Воспитательные технологии и системы», «Педагогика социальной среды». В главе «Современные технологии обучения» сделан педагогический обзор наиболее востребованных технологий обучения.

Очень оригинальное учебное пособие А.М. Столяренко «Педагогика», М., 2006. В это пособие автор включил новые главы: «Теория общности», «Педагогика жизнедеятельности человека». В главе «Теория образования» материал об инновациях в образовании с учетом мирового опыта.

Практически во всех учебных пособиях выделено в самостоятельную главу семейное воспитание.

Данным далеко не полным и предельно кратким обзором нескольких учебных пособий нового поколения, нам хотелось показать, что их содержание многофункциональное, так как ориентировано не только на специалистов, которые придут в образование, но и на всех остальных.

Современному российскому обществу необходим такой специалист с высшим образованием, который в совершенстве подготовлен к профессиональной деятельности, склонный к самосовершенствованию, умеющий творчески поступать в различных жизненных и производственных ситуациях, способный сотрудничать в команде.

В чем же специфика преподавания педагогики в классическом университете?

Специфика преподавания педагогики как учебной дисциплины в классическом университете, определена самим статусом данного типа высшего профессионального образовательного учреждения. Фундаментализм – один и ведущих принципов построения образовательного процесса в университете, предполагает высокий научный уровень изучаемых дисциплин.

Педагогика не является исключением в этом плане. Поэтому содержание лекций и семинарских занятий должно соответствовать современному уровню развития педагогической науки.

В связи с тем, что в классическом университете не изучается история педагогики, методика воспитательной работы, в ходе преподавания педагогики в лекциях и на семинарских занятиях приходится рассматривать исторический аспект науки, чтобы у студентов было полное представление о сложной многовековой истории развития педагогического знания.

Несмотря на единый государственный образовательный стандарт по педагогике для всех специальностей классического университета (исключение специальности «Юриспруденция» и «Социальная работа»), реально возникает необходимость адаптации курса в соответствии с интересами студентов и особенностями специальностей.

Нельзя не учитывать в процессе преподавания педагогики и мотивацию университетских студентов. Как известно, большинство выпускников Пермского классического университета не связывают свою будущую деятельность с образованием, отсюда у части из них соответствующее отношение к педагогике.

Преподавателям кафедры педагогики удается повысить интерес и мотивацию к педагогическим знаниям у студентов за счет организационно-методического совершенствования процесса преподавания.

Например, при чтении лекционных курсов, наряду с классическими лекциями, лекцией монологом, проблемной лекцией, используются и неклассические лекции, признанные педагогической наукой. Это лекция – визуализация, лекция – пресс-конференция, лекция – провокация, лекция вдвоем и другие. Использование различных видов лекций позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на всех лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции как вида теоретического занятия, включать элементы самостоятельной работы непосредственно в аудитории.

Не менее творчески преподаватели подходят к проведению семинарских занятий. Не пренебрегая классической формой семинара, на котором раскрывается содержание запланированных вопросов по конкретной теме, практикуют семинары по обсуждению научной проблемы, передового педагогического опыта и др.

Большим дидактическим и воспитывающим потенциалом обладает семинар – дискуссия. Вопросно-ответная процедура, которая является «ядром» такого семинара, позволят студентам приобретать умение формулировать различные типы вопросов и ответов, логически мыслить, развивает их коммуникативные способности.

Опыт показывает, что большой интерес у студентов вызывает решение педагогических задач, в основе которых конфликтная ситуация психолого-педагогического характера.

Оперативное решение, для снятия остроты конфликта, затем отсроченное решение, связанное с разработкой системы мер, предотвращающих возникновение подобной ситуации в будущем, способствуют приобретению студентами ценного практического опыта.

В большинстве случаев конфликтную педагогическую ситуацию порождает какое-то противоречие, которое важно правильно сформулировать.

Ролевое решение педагогических задач позволяет включать студентов в предметно-профессиональную деятельность.

Студенты, прошедшие педагогическую практику, в своих отзывах особо подчеркивают, что приобретенный практический опыт в процессе многоуровневого решения педагогических задач оказал им большую помощь.

Следовательно, педагогика, являясь одним из важным компонентов гуманитарного образования студентов всех факультетов, призвана обеспечить им профессионально-педагогическую подготовку, решить задачу их всестороннего развития, подготовить к успешному взаимодействию и сотрудничеству в различных сферах деятельности и жизни после окончания классического университета.

 

 

V.I. Kachurovsky (Perm)

 

The special teaching of pedagogic in the classical university

Pedagogic is one of the most important components of the humanitarian education of the students at the whole faculties. It is to ensure them the professional-pedagogical training, to develop them, to prepare to the collaboration in all activities after graduating.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009