Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.Н. Тулькибаева (Челябинск)

 

О ПРИНЦИПЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Анализируя педагогические теории обучения выявляем всякий раз истоки, основание той или иной педагогической теории. К основанию как правило относим психологические утверждения, конкретные идеи, категории и отдельные понятия. Так, в дидактике развивается и успешно реализуется теория, основанием которой является категория деятельности, ее истоки выявлены в философии и психологии. Авторами деятельностной теории обучения является психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Но психологическая теория с ее дидактическим наполнением (дидактическими принципами, механизмами, методами и средствами) получает статус педагогической теории. Даже идеальная педагогическая теория глазами сегодняшних педагогов не может одна решить проблемы теории и педагогической практики. Поэтому наряду с поиском все новых педагогических теорий, возникает проблема выявления их комплекса. Каким должен быть хотя бы в первом приближении комплекс дидактических теорий. Из чего исходить, чтобы найти основание для такого объединения их?

Очевидно для этого можно составить цель существования дидактических теорий и достигаемый на основе их реализации результат. В общем случае целью выступает достижение проектируемого уровня обученности. Результат оказывается неоднозначен и его можно разложить на составляющие: цель достигнута, цель в полной объеме не достигнута, цель не достигнута. Следовательно, в конце дидактического процесса обучающихся освоили планируемые дидактические единицы, т.е. результатом в данном случае есть знания, а могут быть в итоге и незнание или какая-то степень их проявления. Можем уточнить формулировку проблемы: поиск комплекса дидактических теорий, который осуществлял бы различные векторы движения учащихся к знаниям.

В разрешении поставленной проблемы может быть процесс реализации педагогической закономерности: на любом уровне разработки педагогических средств следует исходить из необходимости создания их комплекса.

Механизмом реализации сформулированной закономерности выступают принципы: систематичности, достаточного уровня качества достижения цели, разносторонности в выборе средств достижения, дополнительности.

Принцип системности может быть реализован на различных уровнях обобщенности: моделей образования, парадигм образования; педагогических теорий; внутреннего расщепления модели, парадигмы, теории.

Принцип достаточного уровня качества достижения цели предполагает выполнение требований государственных образовательных стандартов различного уровня (общеобразовательного; профессионального–начального; среднего; высшего профессионального образования; послевузовского).

Принцип разносторонности в выборе средств достижения сформулированной цели выступает ядром совокупности выделяемых принципов. Он предполагает учет различных типов мышления обучающихся, стилей преподавания и стилей учения, процесса целенаправленного формирования отдельного элемента стандарта, их совокупности при постоянном обобщении. При этом выделяем очень важный элемент целенаправленного процесса – каким является механизм этого процесса. Всякий раз критерием выполнимости принципа разносторонности в выборе среды достижения выступает результат процесса, его сравнение с поставленной целью. Коль данный принцип предполагает выбор, то поставим вопрос: выбор чего? Ответим: выбор конкретной педагогической теории (или теорий) достижения результата. Следовательно, результатом может стать и недостижение заданного уровня цели. Возникает диалог между знанием и незнанием. Поэтому предстоит выбор теории формирования конкретной дидактической теории и выбор теории предупреждения сформированности незнания. Итак, результатом целенаправленного освоения государственного стандарта может быть знание и незнание. Из этого необходимо исходить при проектировании педагогического процесса. Поэтому выбор средств для достижения достаточного уровня качества образованности должен исходить из создания двуполярной совокупности: целенаправленного формирования дидактических единиц и целенаправленного предупреждения незнания.

Принцип дополнительности обеспечивает создание оптимальной системы хотя бы из двух подсистем: целенаправленного формирования дидактических единиц, определенных государственным стандартом и не менее важной подсистемы целенаправленного предупреждения незнания на различных уровнях обобщения. Выделенные подсистемы, дополняя друг друга, создают единую систему реализации государственного образовательного стандарта и в разные периоды педагогического процесса могут меняться местами в соотношении основной и дополнительной.

К основной подсистеме могут быть отнесены все модели образования, педагогические парадигмы, дидактические теории обучения, конкретные педагогические технологии и частные методики. Как правило, все перечисленные средства обучения предполагают пусть даже в гибком виде, но целенаправленный линейный процесс становления и развития отдельного дидактического элемента или их совокупности в сознании обучающихся.

Преодоление незнания обучающихся, которое может проявляться в различного рода логических ошибках или нарушении механизмов мышления носит целенаправленный характер. Так, отечественными психологами (Н.Д. Богоявленный и Н.А. Менчинская) установлены типичные ошибки в усвоении такой дидактической единицы как понятия: первоначальная генерализация, внутрипонятийная генерализация, межпонятийная генерализация. Названные ошибки проявляются в процессе недостаточно полного и разностороннего анализа предметных явлений. Что приводит к нарушению принципа дополнительности.

Происхождение незнания обучающихся возможно понять, если исходить из логико-гносеологического подхода к анализу результатов педагогического процесса. Так, обобщая уровень знаний дидактических единиц обучающимися, можем утверждать, что они очень слабо представляют процесс деления на значимые (свойства, признаки) и не значимые, не владеют правилами систематизации (видо – родовое соотношение), не могут определить основание для классификации предметов (явлений), не могут выделить связи и отношения между ними.

Итак, дидактика должна реализовать педагогическими теориями целенаправленное формирование дидактических единиц в сознании обучающихся, формировать ценностное отношение к ним; исходить из предположения, что в сознании обучающихся возникают логические и психологические дефекты, которые необходимо преодолевать, используя закономерности возникновения незнания и пути их преодоления.

Дидактик А.В. Усова разработала систему самостоятельных работ учащихся, которая преодолевает на отдельных этапах целенаправленного формирования понятий моменты зарождения незнания [3]. Ею выделены эти этапы: первичное знакомство с понятием (выделение существенных признаков), уточнение признаков понятия (установление соотношения между существующими и несуществующими), дифференцировка понятия (обособление понятия), установление связей и отношений введенного понятия с другими понятиями (создание системы понятий), применение понятия при решение задач различного творческого уровня.

Педагогический процесс подготовки учителей, реализующей целенаправленные действия к усвоению государственного образовательного стандарта обучающимися, действия по обнаружению точек зарождения незнания и определения средств их предупреждения, обеспечивает дидактическую безопасность готовности студента педвуза к педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний [Текст] / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1957.
  2. Менчинская, Н.А. Психология усвоения понятий [Текст] / Н.А. Менчинская. – Известие АПН РСФСР, 1950, вып. 28.
  3. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

 

 

N.N. Tulkibaeva (Chelyabinsk)

 

ABOUT THE PRINCIPLE OF THE DIDACTICAL SAFETY OF THE PREPAREDNESS OF THE PEDAGOGICAL GRADUATES TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY

In search of the new pedagogical theories comes up a problem of its complex. The pedagogical process of the teachers’ teaching is directed to the learning the state educational standard. Besides, it is consisted of the actions of the ignorance and the definition of the precautionary means. To the author mind, it guarantees the didactical safety of the preparedness of the pedagogical graduates to the pedagogical activity.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009