Т.Я. Шихова (Пермь)
И.Е.Шварц - инициатор и организатор развития движения макаренковских
комсомольских педагогических отрядов в ПГПУ
Активная жизненная позиция студентов может формироваться только в условиях выполнения практического дела. Для будущего учителя таким чрезвычайно важным в профессиональном отношении является участие в воспитании подрастающего поколения.
В августе 1976 года в Перми прошёл Всесоюзный слёт макаренковских педагогических отрядов, на который приехали делегаты из Москвы, Ленинграда, Челябинска, Тюмени, Бреста, Владивостока и многих других городов. На слёте бойцы макаренковских педагогических отрядов этих городов, а также участники клуба Юных коммунаров Мотовилихинского района г. Перми увлекательно рассказали о той большой работе, которую они как общественники проводили с подростками и юношами. Многие ценные аспекты этого опыта также послужили основанием для выработки принципов, содержания и стиля работы педагогических отрядов института.
И.Е.Шварц был самым активным организатором и участником этого слёта. А в сентябре 1976 года он выступил инициатором создания движения Макаренковских педагогических отрядов в Пермском педагогическом институте эта инициатива обсуждалась на кафедре педагогики, в комитете комсомола и парткоме института.
Партком и комитет комсомола приняли решение о массовом развёртывании движения комсомольских макаренковских педагогических отрядов всех групп и факультетов института. Специально разработанное «Положение о студенческом педагогическом отряде» закрепило основы этого движения.
В 1976 – 77 учебном году в движение макаренковских педагогических отрядов были вовлечены 2387 студентов. 102 педагогических отряда работали в 78 зонах педагогического действия. Создавая комсомольские макаренковские отряды, исходили из значимости этой работы для воспитания будущего поколения и нужд реальной жизни. Вся общественно-педагогическая деятельность в нашем институте была организована таким образом, чтобы каждый студент – будущий учитель – выступал в роли ребячьего комиссара
Остановимся на организации этого движения, его особенностях, принципах и результатах.
Организация нового движения (каждая академическая группа – педагогический отряд) основывалась на уже накопленном опыте участия студентов в воспитании подрастающего поколения. Так, в 1975 учебном году в детских клубах при домоуправлениях, на детских спортивных площадках, в детских комнатах милиции, на других подобных объектах работало 28 педагогических отрядов. Свыше полутора тысяч студентов института успешно работали летом в качестве отрядных вожатых.
По новому положению каждая академическая группа, выступая как педагогический отряд, получила свою зону педагогического действия. Объекты составляющие зоны педагогического действия самые различные: клубы по месту жительства, детские комнаты милиции, факультетский клуб «Математический огонёк», школа юных воспитателей, детские спортивные площадки, сельские школы, объединения красных следопытов и др. Важнейшее условие выбора зоны – реальные возможности студентов педотряда действительно работать в данной зоне. Но из всех видов этой работы предпочтение отдавалось работе с детьми по месту жительства.
В зоне педагогического действия (ЗПД) студенты отряда, как правило, действовали не одновременно, а поочерёдно. У каждого студента был свой график работы. Опыт работы показал, что в клуб по месту жительства целесообразно направлять ежедневно по 3-4 студента. Таким образом, каждый студент работал на данном объекте всего один раз в неделю. Такой режим не перегружал студентов и обеспечивал систематическое оказание помощи в деятельности клуба.
Была налажена ежедневная информированность всей группы о делах в зоне педагогического действия. В проводимом между группами соревновании шефская воспитательная работа стала одним из существенных показателей их деятельности.
Комитет комсомола и кафедры педагогики и психологии института проявляли специальную заботу о том, чтобы педагогические отряды анализировали свой опыт, совершенствовали свою коллективную деятельность в ЗПД. С этой целью в отряды направлялись соответствующие письма, были определены кураторы факультетов.
Работа в зоне педагогического действия предоставляла новые возможности для формирования подлинно коллективных отношений в группе. Перспективные линии работы в зоне, личная и коллективная ответственность, организаторская работа актива группы, соревнование, создание и развитие традиций, своя эмблема, форма, песни - всё это эффективно способствует превращению студенческой группы в коллектив высокого уровня развития.
Вместе с тем трудно переоценить помощь, которую оказывали студенты детям, после занятий в школе. Так, на пример, руководитель детского клуба имени Валентины Терешковой сообщала о работе 422 группы начфака: «Студенты очень активны, приходят ежедневно. Регулярно работают кружки: «Математический», «Умелые руки», «Сказочка» и др. Организовано постоянное дежурство на хоккейной площадке, где проводятся игры. Студенты хорошо помогли в оформлении клуба. Уже проведён цикл лекций по эстетическому воспитанию». Энтузиазм, выдумка, воплощение в жизнь высоких нравственных идеалов – всё это было характерно для деятельности многих педагогических отрядов института.
В то же время при подведении итогов за год отмечалось, что не все группы заняли активную позицию в своей зоне. Причиной этого была слабая организаторская работа некоторых комиссаров макаренковских педагогических отрядов, и в отсутствии у руководителей детских клубов полной заинтересованности в насыщении свободного времени школьников педагогически ценными мероприятиями. К сожалению, почти все детские клубы при домоуправлениях в субботу и воскресенье были закрыты. Студенческие отряды были готовы в эти дни работать с детьми, но помещения клубов, спортивный инвентарь в воскресенье находились под замком.
Студенческим штабам педагогических отрядов преодолеть эти трудности самим не удавалось. Массовое движение педагогических отрядов должно было стать заботой не только комсомольцев педагогического института, но и комсомольских комитетов других учебных заведений и предприятий, требовало внимания и контроля всех организаций, отвечающих за формирование нравственных качеств подрастающего поколения.
Задача дальнейшего совершенствования движения комсомольских макаренковских педагогических отрядов состояла в том, чтобы объединять педагогические усилия студентов, школы и родительской общественности. Такое объединение позволило бы решить проблему организации досуга выходного дня, а также наиболее полно реализовать идею комплексного подхода к процессу воспитания. И И.Е.Шварц помогал педотрядам решать эти вопросы.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить то новое, что внесено Пермским педагогическим институтом в движение макаренковских педагогических отрядов. О отличие от других вузов, где отряды комплектовались на основе принципа добровольности, у нас в обязательном порядке каждая группа представляла собой педагогический отряд. Мы исходили из того, что студенты педагогического института, будущие учителя, ещё на студенческой скамье должны участвовать в воспитании подрастающего поколения. Работа отряда в зоне педагогического действия соединяла в себе организацию общественно-политической практики, в которую должен был включён каждый студент как участник Ленинского зачёта и непрерывную педагогическую практику, организация которой только проходила опытную проверку в некоторых вузах страны. В деятельности педагогических отрядов применялась, в то время ещё не признанная, методика коллективной творческой деятельности
Анализ накопленного опыта организации массового движения педагогических отрядов позволил И.Е.Шварцу сформулировать основные положения, которые обеспечивали формирование коллективных отношений в академических группах, способствовали развитию высокой активности у каждого студента, создавали условия для развития у студентов многих ценных профессиональных качеств..
- Обеспеченность движения педагогических отрядов партийным руководством, внимание со стороны ректората и деканатов факультетов. В нашем институте вопрос о развертывании движения педагогических отрядов решался на заседании парткома института. Партком утвердил «Положение о комсомольском макаренковском педагогическом отряде». На партсобраниях факультетов обсуждались вопросы о деятельности педагогических отрядов. Комитет комсомола института периодически заслушивал отчёты ответственных лиц о руководстве движением педагогических отрядов.
- Оперативность руководства деятельностью педотрядов. Массовое движение педагогических отрядов основано на комсомольской самодеятельности. Поэтому особое значение имеет структура органов самоуправления. Существовавшая вначале структура (во главе педагогических отрядов факультетов – комиссар общеинститутского штаба) на практике себя не оправдала. Мы убедились в том, что один руководитель не может обеспечить оперативное руководство всей деятельностью педагогических отрядов на факультете и тем более в масштабе института. Требование оперативности обусловило необходимость изменения структуры органов самоуправления на уровнях факультетов и университета. Общеинститутский штаб состоял из командира штаба, комиссара штаба, ответственного за методическую учёбу, ответственного за зоны педагогического действия, руководителя информационного центра и макаренковско-методического центра. В состав штаба также входили командиры и комиссары факультетских штабов. Аналогична структура и факультетских штабов.
- Широта педагогического действия студента в своей зоне. Самое опасное и, к сожалению, распространённое явление – фиктивность зоны. Например, объект, где должен действовать отряд, существует формально: дворовый клуб в списках райкома комсомола значится, а фактически нет ни помещения, ни ответственного за его работу. Студенты на первых порах не имели достаточных организаторских навыков , чтобы начинать работу с нуля. Поэтому некоторым педагогическим отрядам мы заменили зоны педагогического действия и считаем, что сама зона должна предоставлять студенту широкие возможности для педагогического действия.
- Гласность. Студент должен знать общественное мнение о его работе в зонах педагогического действия. На страницах областных газет помещались статьи о деятельности студенческих педагогических отрядов. Институтская газета «Учитель» в специальной рубрике «Макаренковец» регулярно освещала вопросы общественно-педагогической работы студентов.
- Дифференцированное обучение. Разнообразие зон педагогического действия требует от студентов специальных знаний. Поэтому в течение учебного года проходила дифференцированная учёба. В качестве примера назовём некоторые курсы, которые изучались студентами: «Основы дворовой педагогики», «Психолого-педагогические особенности работы с «трудными» подростками», «Психолого-педагогические знания школьникам», «Методика коллективной творческой деятельности» и др.
- Обеспеченность педагогическим руководством. Ситуации, в которые попадал студент, работая в зоне педагогического действия, чрезвычайно разнообразны. Поэтому его практика как и деятельность всего отряда, должна была обеспечиваться квалифицированными психолого-педагогическими консультациями. В качестве консультантов отрядов факультетских штабов и общеинститутского штаба у нас выступали кураторы групп, преподаватели кафедры педагогики и психологии.
- Отчётность о проделанной работе. Студенты должны были чувствовать высокую ответственность за свою работу с детьми. Этому способствует система отчётности. В рамках ленинского зачёта характеризовалась работа каждого студента в ЗРД. Комиссары отрядов и комиссары штабов периодически отчитывались на заседании общеинститутского штаба.
Действие принципов гласности и отчётности позволяло видеть всем, что делает каждый. В свою очередь, это способствало развитию общественной активности всех без исключения студентов.
Массовое движение комсомольских макаренковских педагогических отрядов, суть которого заключалась в том, что каждая академическая группа выступала как педагогический отряд, представляла собой новый вид общественно-педагогической и общественно-политической практики.
T. Shikhova (Perm)
I.E.SHWARZ IS A LEADER OF THE KOMSOMOL-MAKARENKO PEDAGOGICAL DETACHMENTS AT THE PERM STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The popular motion of the komsomol-makarenko pedagogical detachments was the new kind of the social-pedagogical and the social- political practice. Every academic group came out as the pedagogical detachment.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|