Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Т.Я. Шихова (Пермь)

 

И.Е.Шварц - инициатор и организатор развития движения макаренковских
комсомольских педагогических отрядов в ПГПУ

 

Активная жизненная позиция студентов может формироваться только в условиях выполнения практического дела. Для будущего учителя таким чрезвычайно важным в профессиональном отношении является участие в воспитании подрастающего поколения.

В августе 1976 года в Перми прошёл Всесоюзный слёт макаренковских педагогических отрядов, на который приехали делегаты из Москвы, Ленинграда, Челябинска, Тюмени, Бреста, Владивостока и многих других городов. На слёте бойцы макаренковских педагогических отрядов этих городов, а также участники клуба Юных коммунаров Мотовилихинского района г. Перми увлекательно рассказали о той большой работе, которую они как общественники проводили с подростками и юношами. Многие ценные аспекты этого опыта также послужили основанием для выработки принципов, содержания и стиля работы педагогических отрядов института.

И.Е.Шварц был самым активным организатором и участником этого слёта. А в сентябре 1976 года он выступил инициатором создания движения Макаренковских педагогических отрядов в Пермском педагогическом институте эта инициатива обсуждалась на кафедре педагогики, в комитете комсомола и парткоме института.

Партком и комитет комсомола приняли решение о массовом развёртывании движения комсомольских макаренковских педагогических отрядов всех групп и факультетов института. Специально разработанное «Положение о студенческом педагогическом отряде» закрепило основы этого движения.

В 1976 – 77 учебном году в движение макаренковских педагогических отрядов были вовлечены 2387 студентов. 102 педагогических отряда работали в 78 зонах педагогического действия. Создавая комсомольские макаренковские отряды, исходили из значимости этой работы для воспитания будущего поколения и нужд реальной жизни. Вся общественно-педагогическая деятельность в нашем институте была организована таким образом, чтобы каждый студент – будущий учитель – выступал в роли ребячьего комиссара

Остановимся на организации этого движения, его особенностях, принципах и результатах.

Организация нового движения (каждая академическая группа – педагогический отряд) основывалась на уже накопленном опыте участия студентов в воспитании подрастающего поколения. Так, в 1975 учебном году в детских клубах при домоуправлениях, на детских спортивных площадках, в детских комнатах милиции, на других подобных объектах работало 28 педагогических отрядов. Свыше полутора тысяч студентов института успешно работали летом в качестве отрядных вожатых.

По новому положению каждая академическая группа, выступая как педагогический отряд, получила свою зону педагогического действия. Объекты составляющие зоны педагогического действия самые различные: клубы по месту жительства, детские комнаты милиции, факультетский клуб «Математический огонёк», школа юных воспитателей, детские спортивные площадки, сельские школы, объединения красных следопытов и др. Важнейшее условие выбора зоны – реальные возможности студентов педотряда действительно работать в данной зоне. Но из всех видов этой работы предпочтение отдавалось работе с детьми по месту жительства.

В зоне педагогического действия (ЗПД) студенты отряда, как правило, действовали не одновременно, а поочерёдно. У каждого студента был свой график работы. Опыт работы показал, что в клуб по месту жительства целесообразно направлять ежедневно по 3-4 студента. Таким образом, каждый студент работал на данном объекте всего один раз в неделю. Такой режим не перегружал студентов и обеспечивал систематическое оказание помощи в деятельности клуба.

 Была налажена ежедневная информированность всей группы о делах в зоне педагогического действия. В проводимом между группами соревновании шефская воспитательная работа стала одним из существенных показателей их деятельности.

Комитет комсомола и кафедры педагогики и психологии института проявляли специальную заботу о том, чтобы педагогические отряды анализировали свой опыт, совершенствовали свою коллективную деятельность в ЗПД. С этой целью в отряды направлялись соответствующие письма, были определены кураторы факультетов.

Работа в зоне педагогического действия предоставляла новые возможности для формирования подлинно коллективных отношений в группе. Перспективные линии работы в зоне, личная и коллективная ответственность, организаторская работа актива группы, соревнование, создание и развитие традиций, своя эмблема, форма, песни - всё это эффективно способствует превращению студенческой группы в коллектив высокого уровня развития.

Вместе с тем трудно переоценить помощь, которую оказывали студенты детям, после занятий в школе. Так, на пример, руководитель детского клуба имени Валентины Терешковой сообщала о работе 422 группы начфака: «Студенты очень активны, приходят ежедневно. Регулярно работают кружки: «Математический», «Умелые руки», «Сказочка» и др. Организовано постоянное дежурство на хоккейной площадке, где проводятся игры. Студенты хорошо помогли в оформлении клуба. Уже проведён цикл лекций по эстетическому воспитанию». Энтузиазм, выдумка, воплощение в жизнь высоких нравственных идеалов – всё это было характерно для деятельности многих педагогических отрядов института.

В то же время при подведении итогов за год отмечалось, что не все группы заняли активную позицию в своей зоне. Причиной этого была слабая организаторская работа некоторых комиссаров макаренковских педагогических отрядов, и в отсутствии у руководителей детских клубов полной заинтересованности в насыщении свободного времени школьников педагогически ценными мероприятиями. К сожалению, почти все детские клубы при домоуправлениях в субботу и воскресенье были закрыты. Студенческие отряды были готовы в эти дни работать с детьми, но помещения клубов, спортивный инвентарь в воскресенье находились под замком.

Студенческим штабам педагогических отрядов преодолеть эти трудности самим не удавалось. Массовое движение педагогических отрядов должно было стать заботой не только комсомольцев педагогического института, но и комсомольских комитетов других учебных заведений и предприятий, требовало внимания и контроля всех организаций, отвечающих за формирование нравственных качеств подрастающего поколения.

Задача дальнейшего совершенствования движения комсомольских макаренковских педагогических отрядов состояла в том, чтобы объединять педагогические усилия студентов, школы и родительской общественности. Такое объединение позволило бы решить проблему организации досуга выходного дня, а также наиболее полно реализовать идею комплексного подхода к процессу воспитания. И И.Е.Шварц помогал педотрядам решать эти вопросы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить то новое, что внесено Пермским педагогическим институтом в движение макаренковских педагогических отрядов. О отличие от других вузов, где отряды комплектовались на основе принципа добровольности, у нас в обязательном порядке каждая группа представляла собой педагогический отряд. Мы исходили из того, что студенты педагогического института, будущие учителя, ещё на студенческой скамье должны участвовать в воспитании подрастающего поколения. Работа отряда в зоне педагогического действия соединяла в себе организацию общественно-политической практики, в которую должен был включён каждый студент как участник Ленинского зачёта и непрерывную педагогическую практику, организация которой только проходила опытную проверку в некоторых вузах страны. В деятельности педагогических отрядов применялась, в то время ещё не признанная, методика коллективной творческой деятельности

Анализ накопленного опыта организации массового движения педагогических отрядов позволил И.Е.Шварцу сформулировать основные положения, которые обеспечивали формирование коллективных отношений в академических группах, способствовали развитию высокой активности у каждого студента, создавали условия для развития у студентов многих ценных профессиональных качеств..

  1. Обеспеченность движения педагогических отрядов партийным руководством, внимание со стороны ректората и деканатов факультетов. В нашем институте вопрос о развертывании движения педагогических отрядов решался на заседании парткома института. Партком утвердил «Положение о комсомольском макаренковском педагогическом отряде». На партсобраниях факультетов обсуждались вопросы о деятельности педагогических отрядов. Комитет комсомола института периодически заслушивал отчёты ответственных лиц о руководстве движением педагогических отрядов.
  2. Оперативность руководства деятельностью педотрядов. Массовое движение педагогических отрядов основано на комсомольской самодеятельности. Поэтому особое значение имеет структура органов самоуправления. Существовавшая вначале структура (во главе педагогических отрядов факультетов – комиссар общеинститутского штаба) на практике себя не оправдала. Мы убедились в том, что один руководитель не может обеспечить оперативное руководство всей деятельностью педагогических отрядов на факультете и тем более в масштабе института. Требование оперативности обусловило необходимость изменения структуры органов самоуправления на уровнях факультетов и университета. Общеинститутский штаб состоял из командира штаба, комиссара штаба, ответственного за методическую учёбу, ответственного за зоны педагогического действия, руководителя информационного центра и макаренковско-методического центра. В состав штаба также входили командиры и комиссары факультетских штабов. Аналогична структура и факультетских штабов.
  3. Широта педагогического действия студента в своей зоне. Самое опасное и, к сожалению, распространённое явление – фиктивность зоны. Например, объект, где должен действовать отряд, существует формально: дворовый клуб в списках райкома комсомола значится, а фактически нет ни помещения, ни ответственного за его работу. Студенты на первых порах не имели достаточных организаторских навыков , чтобы начинать работу с нуля. Поэтому некоторым педагогическим отрядам мы заменили зоны педагогического действия и считаем, что сама зона должна предоставлять студенту широкие возможности для педагогического действия.
  4. Гласность. Студент должен знать общественное мнение о его работе в зонах педагогического действия. На страницах областных газет помещались статьи о деятельности студенческих педагогических отрядов. Институтская газета «Учитель» в специальной рубрике «Макаренковец» регулярно освещала вопросы общественно-педагогической работы студентов.
  5. Дифференцированное обучение. Разнообразие зон педагогического действия требует от студентов специальных знаний. Поэтому в течение учебного года проходила дифференцированная учёба. В качестве примера назовём некоторые курсы, которые изучались студентами: «Основы дворовой педагогики», «Психолого-педагогические особенности работы с «трудными» подростками», «Психолого-педагогические знания школьникам», «Методика коллективной творческой деятельности» и др.
  6. Обеспеченность педагогическим руководством. Ситуации, в которые попадал студент, работая в зоне педагогического действия, чрезвычайно разнообразны. Поэтому его практика как и деятельность всего отряда, должна была обеспечиваться квалифицированными психолого-педагогическими консультациями. В качестве консультантов отрядов факультетских штабов и общеинститутского штаба у нас выступали кураторы групп, преподаватели кафедры педагогики и психологии.
  7. Отчётность о проделанной работе. Студенты должны были чувствовать высокую ответственность за свою работу с детьми. Этому способствует система отчётности. В рамках ленинского зачёта характеризовалась работа каждого студента в ЗРД. Комиссары отрядов и комиссары штабов периодически отчитывались на заседании общеинститутского штаба.

Действие принципов гласности и отчётности позволяло видеть всем, что делает каждый. В свою очередь, это способствало развитию общественной активности всех без исключения студентов.

Массовое движение комсомольских макаренковских педагогических отрядов, суть которого заключалась в том, что каждая академическая группа выступала как педагогический отряд, представляла собой новый вид общественно-педагогической и общественно-политической практики.

 

 

T. Shikhova (Perm)

 

I.E.SHWARZ IS A LEADER OF THE KOMSOMOL-MAKARENKO PEDAGOGICAL DETACHMENTS AT THE PERM STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The popular motion of the komsomol-makarenko pedagogical detachments was the new kind of the social-pedagogical and the social- political practice. Every academic group came out as the pedagogical detachment.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009