Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Р.А. Валеева (Казань)

САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Одной из особенностей нового века является увеличение количества различных педагогических систем, ориентированных на личность ребенка, на его саморазвитие. В связи с этим очень важно признание истины, что поведение человека не тождественно его сущности. Наблюдая за ребенком, надо уметь видеть и различать реальное сегодняшнее поведение и его духовный потенциал. Поскольку поведение отражает лишь одну из функций психики, то, к чему вынуждают человека обстоятельства, нельзя сформировать человека, манипулируя его поведением, вызывая желательные (для взрослых и для общества) поведенческие проявления с его стороны.

Суть человеческого бытия с этой точки зрения заключается в наиболее полном раскрытии своего духовного потенциала. Если неистребимую тенденцию к самосовершенствованию сковывают различные условности, психологические комплексы, то потенциал остается нераскрытым или реализованным частично. Только в случае победы этой тенденции к самосовершенствованию человек может достигнуть счастья, которое прогрессивные педагоги всех времен считали целью воспитания.

Для того, чтобы скрытые в ребенке тенденция и способность к самоактуализации реализовались, необходимо стараться избегать антагонизма между взрослыми и детьми, установить отношения сотрудничества, оказывая им полное доверие. Для того, чтобы из принцев, каковыми являются все дети, выросли в результате короли, нужно в детстве к нему относиться как к королю, т.е. уважать в нем личность и своеобразие его человеческого «я». При таких отношениях индивид изменяется и на сознательном, и на более глубинном уровне своей личности и может справиться с трудностями жизни более конструктивно и разумно, что и приносит ему большое удовлетворение.

Происходит это от того, что в таких отношениях человек становится более ценным и действенным. У него изменяется восприятие себя. Он более реально оценивает себя. Он лучше владеет собой и более уверен в себе. В то же время он лучше принимает других людей, становится более открытым, более похожим на того, каким он хочет быть. Если педагог при общении с ребенком создаст такой психологический климат, ребенок будет более самоуправляемым, творческим, социализованным и менее беспокойным. Главная задача педагога в связи с этим – каждый момент времени быть самим собой и утверждать неповторимость другого человека – ребенка. То есть любить ребенка в себе, а не себя в ребенке.

Активность человека и его потребности в самосовершенствовании получают развитие в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалог – понятие многогранное. Здесь имеется в виду не просто обмен словесными высказываниями, а прежде всего характеристика взаимоотношений партнеров по общению, основанных на их равенстве, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, т.е. принятии его как ценности в свой внутренний мир.

Вовремя смолчать, на что-то совсем не обратить внимания, в какой-то момент превратиться в стороннего наблюдателя, вести общение через посредников или использовать какие-то неординарные формы контакта – все это тоже диалог. Диалог создает условия для взаимного личностного развития и творческого соучастия в нем. Именно диалогический подход в воспитании обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений, то есть руководящая позиция воспитателя и подчиненная позиция воспитанника преобразуются в равноправные отношения сотрудничающих людей. А это изменяет роль и функции участников педагогического процесса. Воспитатель не учит, не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление ребенка к развитию, создает условия для самодвижения.

Антропоцентричность цели воспитания (т.е. помещение в центр воспитательного процесса растущего человека и подчинение всех средств и методов его развитию) предполагает изменение и позиции ребенка в его саморазвитии. Речь идет о гармонизации его отношений с собственным «я». Образование к самоуважению определяется в связи с этим важнейшей задачей нового воспитания.

Для оптимального развития ребенка необходимо его позитивное отношение к себе, предполагающее чувство собственного достоинства, ощущение своей самоценности, веру в свои силы и возможности, т.е. самопринятие.

Только в человеке с оптимально развитым самоуважением сильно выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и к миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении чувств. Одновременно у такого ребенка менее выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха, негативные оценки, чувство вины, ощущение себя пренебрегаемым, обиженным и беззащитным.

В то же время, что положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. Предоставление себе права быть таким, какой он есть, естественно приводит ребенка к предоставлению и другим права иметь иную точку зрения. Таким образом, ощущение детьми своей самоценности является важной предпосылкой его самореализации. С этой целью в детских учреждениях необходимо для каждого ребенка создавать ситуацию успеха.

Еще одним условием для развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе является специально организованная помощь педагога. Особое значение в самореализации ребенка имеет самопознание, важными средствами которого являются все виды деятельности воспитанника и общение. Вовлечение детей в различные виды деятельности (учебную, художественно-творческую, трудовую, спортивную, игровую содействует тому, что они познают себя, открывают в себе новые качества и способности. Ведь именно через деятельность человек познает окружающий его мир, учится жить в этом мире. Активная деятельность на высоком уровне сложности, стимулированная необходимостью, и есть акт самопознания и познания мира.

Другим средством самопознания является общение. Человек становится личностью только в обществе других людей, в общении с окружающими. Критерием и мерой самопознания в общении является другой человек, партнер по общению. Контакты и конфликты, взаимозависимость и взаимосвязь вынуждают воспитанника познавать не только окружающих его людей, но и самого себя через это окружение. Специфическими средствами самопознания являются всевозможные диагностики, методы самоанализа, самонаблюдения, рефлексии.

Таким образом, самореализацию ребенка обуславливают следующие факторы:

  1. самоуважение, признание своей самоценности;
  2. самопознание;
  3. самоопределение, нахождение смысла жизни;
  4. доброжелательное отношение, принятие и доверие со стороны окружающих детей и взрослых;
  5. успехи и достижения в различных видах деятельности;
  6. выбор личностно-значимых видов деятельности;
  7. доверительные отношения и диалогическое общение с другими людьми;
  8. удовлетворение потребностей в любви и дружбе, осознание своей роли и социального статуса в ребячьем обществе;
  9. благоприятные обстоятельства окружающей ребенка среды.

В процессе саморазвития у личности проявляется особая функция координации развития способностей, позволяющих взаимодействовать с обществом и совершенствовать гармонию своего внутреннего мира. Деятельность личности, направленная на воспитание данной функции, называется, как известно, самовоспитанием.

«Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует», – писал Я.Корчак. Главнейшим психологическим результатом гуманистического воспитания является постепенное формирование у ребенка потребности и способности к самовоспитанию – самостоятельному развитию себя как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Путь гуманизации воспитания лежит через отведение большей роли процессу самовоспитания, через увеличение внимания воспитателя к способностям воспитуемого, предоставления ему простора для саморазвития, в рамках которого личность избавлена от навязывания штампов и аксиом.

В то же время, стремясь развить самостоятельность ребенка и стимулировать его самовоспитывающую активность, педагог не имеет права обрекать его на самостоятельность в организации процесса самовоспитания. Зачастую ребенок, который в силу различных обстоятельств (воздействие общественного мнения, профессионально-педагогическое воздействие, личные причины и т.д.) осознает необходимость самовоспитания, просто не знает, как это делать, с чего начать. И если ему не помочь вовремя, ребенок переоценивает свои силы, терпит фиаско, что надолго отбивает у него желание заниматься самовоспитанием, пытаться что-либо изменить в себе.

Поэтому важная задача каждого воспитателя, заботящегося о формировании человека, способного самореализоваться в обществе, не просто развить в ребенке стремление к самовоспитанию, но и прививать ему навыки самопознания, самооценки, самообладания, самоконтроля. «Только сам человек может воспитать себя», – утверждали древневосточные мудрецы. Человек действительно должен создавать себя сам, но ему необходима помощь старшего.

Отечественная школа переживает сложный период своего реформирования. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации школьной жизни. Свобода и саморазвитие личности сегодня вновь в центре внимания прогрессивной педагогической общественности. Она воспринимается гуманистически ориентированными воспитателями как заново осмысленные цели воспитания. Питаясь в своём развитии общечеловеческими идеями гуманизма, гуманистическая педагогика в своей нацеленности на саморазвитие личности не повторяет слепо представления прошлого. У каждого нового поколения свой выбор и свой опыт, которые обогащают личностно-ориентированную педагогику на каждом новом витке спирали.

 

R.A. Valeeva (Kazan)

 

Self-development and self-realization as the goal and the result of the humanistic education

The makes the accent on the main factors of the self-development and self-realization as the goal and the result of humanistic education: dialogical interrelations of adults and children, harmonization of self-relation of a child.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009