Ю.Я. Горбунов (Пермь)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ТРЕНЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Волевая активность – это способность человека к проявлению волевых качеств в разрешении возникающих противоречий между намерениями и реальными возможностями, направленная на преодоление возникающих препятствий, способность сознательно и целенаправленно управлять своим поведением и действиями в трудных условиях деятельности в процессе достижения цели [2,3].
Спортивная волевая активность направлена на эффективное разрешение трудностей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
Педагогическая техника – это инструменты воздействия всех педагогических актов тренера, усиливающих или ослабевающих влияние на спортсменов [7].
Внушение понимается как подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервного процесса в психике человека [7].
Невербальная форма общения тренера включает: прикосновения, передающие образное и эмоциональное содержание, жесты, мимику, позы, визуальный контакт (взгляд на расстоянии). Вербальная: тембр голоса, интонацию.
Анализ работы тренеров со спортсменами показывает, что невербальные средства общения нужны тренеру для того, чтобы: 1) создавать и поддерживать нормальный психологический контакт в процессе общения со спортсменом; 2) придавать новые оттенки словам тренера, направлять их толкование в нужную сторону; 3) выражать эмоции, играть свою роль в управлении спортсменом и влиять на различные ситуации в учебно-тренировочном и соревновательном процессах.
В настоящем исследовании была поставлена задача – выявить влияет ли положительно техника внушающего воздействия тренера на уровень проявления волевой активности спортсменов. Исследование проводилось в 2006-2008 г.г. в г. Перми. Испытуемыми были спортивные гимнасты и акробаты в возрасте 14-17 лет (всего 40 человек).
С ними в течение двух лет проводился формирующий эксперимент. Суть эксперимента заключалась в осуществлении индивидуальной воспитательной работы по развитию наиболее слабо проявляемых волевых качеств и «активных» мотивов спортивной деятельности-потребности в достижении успеха и потребности в борьбе.
Для решения поставленных задач все тренеры, работающие со спортсменами, прошли специальную подготовку по практическому применению техники внушающего воздействия на спортсменов.
Таблица 1
Источники воспитательного воздействия тренера на спортсменов
Источники воспитательного воздействия на спортсменов |
Результат воздействия тренера на сознательную сферу психики спортсменов |
Результат воздействия на неосознанную сферу психики спортсменов |
Учебно-тренировочная группа, спортивная команда |
Коллективизм |
Подчинение определенному стандарту (внушенный конформизм) |
Учебно-тренировочная группа |
Умения (двигательные действия, выполняемые сознательно) |
Навыки (двигательные действия, выполняемые автоматически, стереотипно) |
Влияние тренера |
Сформированное убеждение |
Внушающая установка тренера |
Нами принималось во внимание то, что в тренировочной работе один и тот же источник воспитательного влияния должен быть адресован к разным областям психики спортсмена и способствовать формированию различных качеств его личности. Нами также учитывалось, что применение внушающего воздействия должно сообразовываться с возрастными особенностями спортсменов. К старшему возрасту согласно исследованиям И.Е.Шварца (1971) ее эффективность заметно падает, но все-таки остается довольно высокой (78 %).
Решая проблемы определения симптомокомплексов двух типов личности: легковнушаемый и трудновнушаемый И.Е.Шварц (1971) и В.С.Мерлин (1986) предложили в свое время использовать следующие разработанные симптомокоплексы. Трудновнушаемый: сильный тип нервной системы, быстрый тип психической деятельности, интроверт, высокая переключаемость и устойчивость внимания, скептичный, нетревожный, упрямый, ригидный, необязательный, высокий уровень самовыражения, для познавательной деятельности характерно творческое мышление, стремление к самостоятельности в труде. Легковнушаемый: слабый тип нервной системы, медленный темп психической деятельности, интроверт, низкая переключаемость и устойчивость внимания, доверчивый, тревожный, податливый, флексибильный (гибкий), исполнительный, низкий уровень стремления к самовыражению, для познавательной деятельности характерно репродуктивное мышление, стремление работать по образцу. Применительно к нашему исследованию это означает, что, если имеются сведения о степени внушаемости каждого спортсмена, то можно предположить какие качества составляет симптомокомплекс его личности.
Основными источниками воспитательного воздействия в процессе развития волевой активности спортсменов было – активное внушающее воздействие тренера и овладение приемами саморегуляции своего психического состояния самими спортсменами. В своей практической работе мы в большей степени руководствовались тем, что тренер в учебно-воспитательном процессе обязан проявлять заботу о целесообразности системы упражнений, формирующих навыки автоматизированного исполнения его команд, связанных с определенными трудностями спортивной деятельности и понимания волевой мотивации («хочу», «могу», «должен», «надо»).
Таблица 2
Виды внушения, используемые в учебно-тренировочном процессе
по развитию волевой активности личности спортсменов
Вид внушения |
Учебно-воспитательная задача |
Условие применения |
Прямое педагогическое внушение: команда, приказ |
Формирование автоматизма действия в ответ на слово-сигнал («Вперед», «Пошел» и др.) |
Применяется в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и реализации указаний тренера |
Косвенное педагогическое внушение |
Оказание воздействия не прямым (окольным) путем на психическое состояние или поведение спортсмена («Постарайся выполнить прыжок так, как бы его выполнил твой кумир») |
Применяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к спортсмену в учебных ситуациях (тренировочных занятиях), когда невозможно использовать разъяснение или прямое внушение |
Внушающее наставление (инструктирование) |
Преодоление нежелания организовать самоконтроль за своим поведением, формирование оперативности реализации распоряжений тренера |
Применяется в условиях, требующих наведения порядка, дисциплины («Не паниковать», «Сохранять спокойствие») |
Самовнушение |
Преодоление неуверенности в своих силах, страха перед трудностями; снижение или повышение уровня притязаний; преодоление конкретного недостатка, реально осознаваемого спортсменом |
Применяется в старшем и юношеском возрасте к спортсменам с достаточно высоко развитым самосознанием («Не бояться», «Настроиться», «Сделать очень хорошо») |
В табл. 2 показаны основные виды педагогического воздействия тренера на спортсменов в процессе занятий по развитию волевой активности личности как способности (Шварц И.Е., 1971). Их многократное выполнение должно, по нашему мнению, совершенствовать форму реализации вербального воздействия тренера, а также воспитывать активность мотивов, стимулирующих проявление волевых качеств.
После реализации разработанной программы по формированию «активных» мотивов спортивной деятельности и развитию слабо проявляемых волевых качеств у спортсменов повторно замерялись показатели уровня активности проявления волевых качеств и мотивов спортивной деятельности.
Таблица 3
Достоверность различий в степени выраженности активности проявления
волевых качеств и мотивов до и после формирующего эксперимента
Волевые качества и мотивы |
Средние данные, баллы |
Достоверность различий |
до эксперимента |
после эксперимента |
t |
Р |
Активность целеустремленности |
5,4 |
7,0 |
– 4,88 |
Р<0,001 |
Решительность |
5,1 |
6,9 |
– 6,70 |
Р<0,001 |
Активность смелости |
4,9 |
6,8 |
– 7,56 |
Р<0,001 |
Активность выдержки |
5,3 |
6,7 |
– 4,74 |
Р<0,001 |
Активность настойчивости |
5,1 |
6,8 |
– 5,28 |
Р<0,001 |
Активность инициативности |
4,9 |
6,8 |
– 8,36 |
Р<0,001 |
Активность самостоятельности |
5,4 |
7,0 |
– 5,19 |
Р<0,001 |
Активность организованности |
5,7 |
6,7 |
– 3,49 |
Р<0,001 |
Активность дисциплинированности |
6,5 |
7,0 |
– 4,21 |
Р<0,001 |
Активность исполнительности |
6,0 |
6,7 |
– 1,11 |
Не знач. |
Активность в потребности достижения успеха |
6,8 |
7,9 |
– 5,70 |
Р<0,001 |
Активность в потребности борьбы |
7,3 |
8,4 |
0,66 |
Не знач. |
Как показало проведенное исследование, механизмы управления развитием волевой активности личности спортсменов, как субъектов тренировочного процесса, построенные на основе использования внушающего педагогического воздействия тренера при учете индивидуальных особенностей (свойства нервной системы, самооценка, уровень притязаний), дает возможность более эффективного формирования волевой активности личности спортсменов.
Обучение спортсменов методу самовнушения, использование тренерами наставления, прямого и косвенного педагогического внушения положительно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса.
Список литературы
- Горбунов Ю.Я. Волевая активность в спорте: монография / Ю.Я.Горбунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 139 с.
- Горбунов Ю.Я. Процесс формирования волевой активности и ее проявление в спорте: монография / Ю.Я.Горбунов; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2008. – 222 с.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: учеб.пособие для спецкурса / И.Е.Шварц. Пермь, 1971. 302.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. М., 1986. 253 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1989. – 154 с.
- Байкушев С.И. Серьезно о сверхъестественном / С.И.Байкушев. – М.: Мысль, 1991. – 62 с.
- Мышляев С.И. Гипноз. Личное влияние / С.И.Мышляев. – СПб., 1994. – 195 с.
U. Gorbunov (Perm)
The pedagogical technology of the trainer for the development of the strong-willed activity of sportsmen
This article is devoted to the problem of studying the pedagogical technology of the trainer for the development of the strong-willed activity as sportsmen’s faculty. The trainer may use verbal and not verbal influence forms at sportsmen.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|