Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Н.В. Карташев (Орехово-Зуево)

 

ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современные социально-экономические и экологические изменения в российском обществе привели к катастрофическому ухудшению здоровья россиян. Анализ зарубежной и отечественной философской и психолого-педагогической литературы показал, что здоровье как категория представляет собой естественную, абсолютную и непреходящую жизненную ценность человека. Не случайно на протяжении всей человеческой цивилизации различные этнокультуры создавали оздоровительные системы, направленные на сохранение здоровья народа, на воспитание здорового подрастающего поколения.

В начале ХХ1 в. в России сложилась ситуация, связанная с нездоровьем большей части населения. По словам В.Базарного, в настоящее время российское общество имеет дело с вялотекущей, возрастающей от поколения к поколению эпидемией увядания, дегенерации и распада телесных, энергетических и психических потенциалов; все ниже опускающимся порогом жизнеустойчивости, выносливости, резервов и защитных сил жизни. Незрелые телесно и психически молодые люди способны родить еще более ослабленное, незрелое, нежизнеспособное потомство. И эта эволюционная катастрофа уже развивается по своим внутренним законам – цепной реакции дегенерации и распада.

На основании собранных Всемирной организацией здравоохранения материалов был сделан вывод, что здоровье людей зависит от ряда факторов: примерно на 10% – от качества медицинских услуг; примерно на 20% – от состояния окружающей среды; примерно на 20% – от комплексных усилий в области биологии; почти на 50% – от образа жизни. Академик РАМН Ю.П.Лисицын в понятие «образ жизни» включил такие понятия, как условия жизни, уровень, уклад и стиль жизни. К факторам условий жизни он относит материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие, определяющие образ жизни, а также природные условия, которые сами не являются определяющими, однако оказывают влияние, и иногда весьма существенное, на образ жизни. Следовательно, в образе жизни отражается деятельность людей, реагирующих определенным образом на материальные и нематериальные факторы условий жизни.

Определяющую роль в здоровье подрастающего поколения призваны играть два ведущих социальных института – семья и школа. При этом базовым институтом социализации, безусловно, выступает семья, формирующая у ребенка набор базовых социальных ролей, необходимых человеку для успешной жизни в обществе. Между тем, именно современная семья не всегда способна справиться с грузом данной социальной ответственности. Не случайно А.В.Мудрик приводит данные, что до 25% российских семей не в состоянии позитивно социализировать детей, а 15% – формируют правонарушителей. Причины этого кроются в утрате традиций российского семейного воспитания и его нравственных ценностей; распаде большого числа семей; искажении родительских инстинктов, которые проявляются в повседневной жизни, создавая негативный социально-психологический фон отношений в семье и др.

Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» призвано считать здоровье человека в числе приоритетных направлений своей деятельности. Тем не менее, по статистическим данным в России только 10% выпускников средней школы относятся к категории вполне здоровых, 50% школьников страдают хроническими заболеваниями. Одна из причин такого явления кроется в том, что современная школа основательно подрывает здоровье учащихся чрезмерным наращиванием объема и интенсивности информационных потоков без учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, недостаточной диагностикой самочувствия учеников, их психической и физической переносимости повышенных нагрузок. По данным известного педагога Е.Ямбурга, за время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз. Другие статистические данные также фиксируют негативную тенденцию нездоровья детей: у современных московских школьников часто встречаются болезни внутренних органов, психические расстройства, наркотическая зависимость, ожирение и алкоголизм. Чем старше становятся дети, тем больше у них болячек. Подростки в возрасте до 14 лет болеют в среднем 2 раза в год. В результате 30% молодых людей призывного возраста не могут нести службу по состоянию здоровья.

В последние годы педагоги-исследователи ( Н.Ф.Маслова и др.) причину многих заболеваний школьников видят в дидактоневрозах – «школьных» неврозах – как невротических состояниях ребенка, так или иначе связанных со школой и вызванных ею. Данные состояния возникают вследствие психологического ущерба, нанесенного педагогом учащемуся, когда слово, жест становятся причинами психотравм и могут вести к развитию нервно-психического нездоровья. Чаще встречаются у замкнутых, застенчивых, тревожно-мнительных, неуравновешенных, инертных детей из-за условий организации учебно-воспитательного процесса, связанных с эмоциональной напряженностью его участников, особенно при дефиците учебного времени. К фиксации нервной напряженности приводит астеноневротическое состояние, которое следует за проявлением оторопелости из-за дезориентировки и растерянности, забывчивости ученика на основе недостаточного опыта в умственно-напряженном труде, либо из-за излишнего тропизма – повышенной чувствительности к внушаемому воздействию слов. В результате возникают фрустрации как эмоциональные напряжения, не имеющие выхода.

«Эстафету» школы принимают учреждения профессионального образования. Так, специалистами отмечается, что 40% студенческой молодежи не в полной мере знакомы с понятием «здоровый образ жизни», около 70% из них употребляют алкогольные напитки, 85% не занимаются спортом, 70% не имеют никакого представления о половой гигиене, о генеративной функции организма. В последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья и физического развития. В исследованиях, проведенных научными центрами России, отмечается, что ежегодно на первый курс вузов страны поступают относительно здоровыми около 16% студентов. К выпускному курсу число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличивается. Динамика количественного роста этой группы в последние годы позволяет специалистам прогнозировать, что к 2010 г. количество студентов, занимающихся в данной группе, может достигнуть 65-70% от общего числа студентов. Резкое ухудшение состояния здоровья студентов стало не только медицинской, но и педагогической проблемой.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от культуры здоровья, понимания важности здорового образа жизни. «Культура» как особый социальный механизм накопления, хранения и трансляции информации представляет социальную ценность, потому что в отличие от других видов живых организмов, у которых большая часть необходимого для выживания информации передается генетически, человек относится к такому существу, для полноценного развития которого большая часть информации «надстраивается» над генетически заданной и передается через социальные отношения. Одним из проявлений культуры является система норм и ценностей в сфере здоровья, которые извлекаются в социальную память. Культура, следовательно, выполняет в обществе функции «социальной генетики». Именно в таком видении культуры заключается специфика гуманитарного ее анализа.

Одним из показателей культуры здоровья является умение властвовать собой, используя самовнушение, самобережение. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы приводят к неврозам, другим заболеваниям. По мнению создателя учения о стрессе Г.Селье, стресс представляет собой реакцию организма на любое предъявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая ее ситуация, важна лишь интенсивность требования. Но в обиходе под стрессом обычно понимают реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители (дистресс).

В ХХ в. отечественными психологами и педагогами дается обоснование лечебной педагогики как неотъемлемого направления педагогики, сопровождающего учебно-воспитательный процесс ребенка. Так, Л.С.Выготский отмечал, что часто дефект ребенка заключается в болезни. Поэтому воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. При этом лечение психологическими приемами, по мнению ученого, сближается с воспитанием даже тогда, когда речь идет о взрослых пациентах. Психотерапия располагает рядом психологических методов, сущность которых заключается в довоспитании личности больного. Не случайно выдающийся психолог считал, что культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к расцвету лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприятий.

В.А.Сухомлинский обоснованно приводил данные, полученные им лично, что для 85% неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являлось плохое состояние здоровья ( недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя). Поэтому педагог в своей учебно-воспитательной работе с детьми вплотную подошел к расширительному пониманию лечебной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки.

Заметный вклад в развитие лечебной педагогики внес в 70-х гг. ХХ в. А.А.Дубровский, рассматривавший лечебную педагогику как специальную отрасль педагогики и медицины, объединяющую и разрабатывающую специфические закономерности, содержание, формы и методы медико-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания детей. При этом были выявлены следующие принципы лечебной педагогики:

  • гуманизма, требующего постоянного проявления обнадеживающего сочувствия больным детям, внушения им веры и надежды в добрые возможности и светлые перспективы к выздоровлению, успешному обучению;
  • оптимизма, требующего создания таких условий жизни в детских учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа, которые отвлекали бы детей от переживаний, связанных с их болезнью, пробуждали бы у них жизнерадостные чувства, направленные на оптимистическое будущее, на выздоровление, укрепление здоровья;
  • индивидуально-личностного отношения, требующего в каждом ребенке видеть не только больного учащегося, а целостную личность с ее сугубо индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными особенностями поведения, отношения к учебе, здоровью и в соответствии с этим применять те или иные медико-психолого-педагогические воздействия;
  • преемственности, требующей строгого соблюдения преемственности учебно-воспитательных и оздоровительных мероприятий, единой направленности педагогических и медицинских воздействий, взаимного их дополнения и коррекции с целью создания психологической уравновешенности и уверенности в выздоровлении и успешной учебе, осознания учащимися эффективности и жизненной необходимости как лечебных процедур, так и школьных занятий;
  • профессионально-этической, деонтологической ответственности, требующей создания своих взаимоотношений с учащимися по правилу: перед нами дети, горестно переживающие свое болезненное состояние, поэтому взрослые никогда не подчеркивают их нездоровье, тем более в присутствии других, верят в выздоровление детей и самим детям внушают этот оптимизм;
  • активной жизненной позиции, требующей весь период пребывания в учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа подготавливать детей к активной полноценной жизни и учебе по возвращении их в обычные домашние условия.

А.А.Дубровским были разработаны некоторые правила и приемы лечебной педагогики: самовнушения, психотерапии и трудотерапии, лечебной силы слова, социальной поддержки, правильного питания и др.

Весьма перспективно представлена характеристика лечебной педагогики Н.Ф.Масловой, которая выделяет социально-педагогический, социокультурный аспекты оздоровления ребенка. Сегодня оправданно создавать научно-практический потенциал лечебно-педагогической парадигмы образования на стыке педагогики, психологии, медицины, социальной педагогики, культурологи, философии, что позволяет более успешно решать задачи воспитания ребенка с отклонениями в состоянии здоровья и из-за социального или экологического неблагополучия условий жизнедеятельности. Широкое социокультурное понимание сферы применения современной лечебной педагогики создает перспективные предпосылки для поиска оптимальных способов душевно-духовной организации жизни ребенка в связи с конкретными проявлениями его страданий, эмоционально – положительного настроя среды, создания живительной лечебно-профилактической атмосферы в социальном воспитании ребенка в современных стрессовых условиях. Социокультурный подход к лечебно-педагогической парадигме объясняется еще и тем, что интеграция современной российской школы в мировые образовательные системы создает опасную ситуацию, когда ребенок часто оказывается в центре технологической и инструментальной мощи негативного влияния масс-медиа, а само образование становится фокусом информационно-психологической агрессии. Вышесказанное требует пересмотра системы российского образования с позиции лечебно-педагогической парадигмы.

Таким образом, лечебно-педагогической парадигмой современного образования должно стать параллельное развитие феноменов образования, культуры и здоровья. Культура в данном случае представляет собой особый социальный механизм трансляции накопленной социально– ценной информации, исполняющей роль «социальной генетики» в системе образования. Культура личности, без которой невозможна культура здоровья человека, является системой знаний, убеждений, умений, навыков, способствующих использованию накопленной социальной информации и транслирующих ее во все сферы жизнедеятельности индивида. Поэтому культура здоровья понимается в качестве совокупного накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения.

Общее и профессиональное образование должно в этом случае стать сферой деятельности, в результате которой обучающийся приобретает системные знания о здоровье, здоровом образе жизни, умения и желания их реализовать в здоровье-ориентированной деятельности с помощью здоровьесберегающих технологий. При этом школьники и студенты должны сознательно осваивать присущие представителям других субкультур общества виды здоровья: социальное, психическое, физическое, репродуктивное. В любом образовательном учреждении в этом случае могут создаваться оптимальные условия, предупреждающие перегрузку обучающегося и осуществляющие активную взаимосвязь учебного, внеучебного и досугового процесса.

Важная роль в формировании культуры здоровья студента отводится мотивам социально-ценной деятельности обучающихся как реальным механизмам их здорового образа жизни. Для этого целесообразна организация оптимального воспитательного процесса: воспитания через событийность и повседневность, использования принципа дополнительности, социально-педагогического средового подхода. Это, в свою очередь, требует изменить традиционно сложившуюся авторитарную модель деятельности преподавателя, воспитателя с ее знаниевой педагогикой и недооценкой роли внеучебной досуговой деятельности в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся.

 

 

Nikolay Kartashov (Orehovo-Suevo)

 

Medical-pedagogical paradigm of modern education

The Scientifically-practical potential of a medical-pedagogical paradigm of formation is formed on crossing of pedagogics, psychology, medicine, social pedagogics, culturologists, philosophies, what is an essence of a new way of school and education.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009