Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

О.Б. Кетова (Москва)

 

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИАТОРОВ: СУПЕРВИЗИЯ И САМОПОЗНАНИЕ

 

  1. Модель образования медиаторов.

Учебный курс подготовки медиаторов был организован Службой конфликт-менеджмента и медиации в Центре Европейского Психотерапевтического Образования (г. Москва) и проходил с 2001 по 2004 год (http://www.conflict-mediation.ru/). Программа курса состояла из следующих видов учебной работы: учебные семинары, совмещающие тренинг медиаторских техник, освоение структурной модели медиации, самопознание, теорию и супервизию; работа в группах взаимоподдержки; супервизия самостоятельной практики проведения медиаций; подготовка и защита дипломной работы.

Предлагаемая специальная модель образования опирается на методологию и методики наших партнеров из Австрии ARGЕ Bildungsmanagement, Вена, которые проводят обучающие курсы, программы и семинары с 1994 года и являются первой в Европе организацией, дающей образование медиаторам. Длительность образования – не менее 2,5 лет, группы формируются преимущественно из представителей психологических, юридических и педагогических профессий. Профессионально-смешанный состав помогает инть создавать интенсивный процесс конфронтации с профессиональным содержанием, относящимся к методам работы с человеком, яснее высвечивать междисциплинарный характер медиации, использовать потенциал объемного видения, возникающего за счет предметного взаимодополнения.

Вопросы становления и развития профессиональной практики медиаторов и поддержки этого в образовательном процессе – тема настоящей статьи.

2. Что практически осваивается при обучении медиации? (вопрос содержания обучения).

Акцент в создании системы образования делается на практическое освоение модели медиации, ее метода, техник и вопросов организации рамочных условий медиации. Проблема способа образования медиаторов находится в плоскостях, которые характеризуют особенности профессиональной деятельности медиатора.

Медиации не удается научить в традиционном понимании этого процесса, то есть передать знания о медиации путем информирования, тренируя выполнение этапов медиации и технических приемов. Причина лежит в ее инновационности, которая сталкивается с привычным, понятным, общепринятым. Освоение принципиально новых способов действий с людьми затрагивает укорененные привычки, сформированные в течение всей нашей жизни, закрепленные в профессиональных и личностных стереотипах. Конструктивные способы действий с людьми, находящимися в сложных конфликтных отношениях – не являются распространенными в современной культуре отношений. Привычные поведенческие реакции на собственные конфликты – это «напасть или избежать»; на чужие – «устраниться от конфликта или подавить конфликт». Медиатор имеет дело с человеческой уникальностью – уникальными ценностными системами, представлениями о жизни. Уважение к тому содержанию в человеке, которое не совпадает с собственным, признание права на существование и принятие того, что я не понимаю, не разделяю, – вот та сложная нравственная, психологическая составляющая, без освоения которой медиация не состоится. Передать в процессе обучения методы и техники медиации – значит передать и определенную культуру и позицию медиатора.

Медиатор ведет своих клиентов к изменению их отношения и поведения в конфликте: от привычной неприязни к пониманию конфликтов как ресурса, от военных действий к договоренностям. Вместо привычной борьбы позиций, партнерам по конфликту предлагается технология поиска истинных интересов и достижения договоренностей. Сосуществование на основе договоренностей – основа гражданского (семейного, соседского, в бизнес-среде и т.д.) мира, – к которой ведет медиатор конфликтующих людей. Этот путь требует и от медиатора соответствующих изменений. «Изменения начинаются с медиатора – теперь это надо понимать буквально» – пишут Г.Пикер и К.Рюкерт .

Накопленный опыт профессиональной подготовки медиаторов, – наш собственный и распространенный по всей Европе – подтверждает, что эти особенности медиации не исключают возможность успешного освоения принципиально новой модели действий. Дело в методе освоения.

Мы говорим о практико-сопровождающем обучении с акцентом на опыте самопознания (конфронтация с собственной культурой отношений и действий в конфликтных ситуациях), тренировке действий и рефлексивного сопровождения этих процессов (супервизии).

Практика, повторение действий, тренировка в них позиции (личностных установок и действий, соответствующих установкам) – вот внешняя инструментальная сторона этого типа обучения. Обучающий дает образец действий. Но эти действия должны стать сущностью, перерасти в позицию, чтобы заложить прочную основу для импровизаций, что соответствует импровизационной по природе медиации.

В описываемой модели образования взаимосоответствие действий и позиции, их развитие обеспечивается за счет рефлексии – способности вести непрерывный внутренний диалог, умения дистанцироваться от своих и чужих эмоций, конфронтировать с собственной жизненной позицией, культурой обращения с конфликтами, отношением к человеку. Рефлексия становится внутренним умением, которое осваивается и профессионально сопровождается.

Важным является то, что практико-сопровождающее обучение становятся продуктивными лишь тогда, когда вся система управляется носителями культуры и позиции Homo Mediator, поскольку осознанные и неосознаваемые, крупные заметные и мелкие незаметные действия тех, кто обучает, проявляются в качестве образца медиаторских действий, служат на первых шагах моделью для повторений.

3. Самопознание и супервизия в образовании медиаторов

Рефлексивные умения, обеспечивающие изменение позиции, формируются всем ходом образования медиации. Но два вида учебной деятельности – самопознание и супервизия (учебная и практико-сопровождающая) – функционируют специально для решения этой задачи. И самопознание и супервизия признаны одними из центральных компонентов образования в любой профессиональной деятельности, где главный инструмент работы – сама личность специалиста.

Самопознание как конфронтация с собственной культурой отношений и действий в конфликтных ситуациях не означает дискредитацию и обесценивание того, что накоплено личностью в ее жизненном опыте. Конфронтация здесь – «встать напротив самого себя и рассмотреть», конструктивное внимание к самому себе, своим чувствам, потребностям, результатам своих действий, своего отношения к другим людям – это возможность изменения и контроля. Участники образования медиаторов отмечают следующие изменения в себе: «столкнулся со своими потребностями – как я их осознаю, как о них заявляю и как забочусь об их удовлетворении»; «яснее осознаю, что для меня важно, могу открыто и спокойно заявлять об этом»; «возросла моя ответственность за то, что происходит со мной в моей жизни»; «большая уверенность в себе, новое понимание своих возможностей».

Понятие «супервизия практики» используется нами в значении «профессиональная поддержка в рефлексии профессиональных процессов». Организационная сторона супервизии такова, что групповая работа обеспечивает индивидуализированный темп и объем решаемых профессиональных проблем каждого участника.

Укоренившись в середине 20 века в практике европейского образования психотерапевтов, супервизия вышла за его пределы и стала широко распространенной услугой в тех областях человеческой деятельности, где импровизационность, нестандартность – главные ее составляющие (психотерапия, медиация, управление, организация, одним словом, – все области работы с людьми). Цель супервизии – поддержка и восстановление личностного потенциала специалиста, углубление самопознания, формирование индивидуального стиля работы и положительной самооценки, поддержка рефлексивных процессов в их конструктивном назначении.

В описываемой модели образования медиаторов речь идет о двух видах супервизии – учебной и практико-сопровождающей.

Учебная супервизия.

Цель учебной супервизии (наряду с тренингом в ролевых играх и теорией) – освоить метод медиации. Именно супервизия ответственна за сопровождение процесса профессионализации и стимулирование развития идентичности с новой профессиональной ролью. Динамика идентичности в учебном процессе приводит к типичным конфликтам. Распространенной проблемой при этом является то, что все «выученное» в предыдущей профессиональной, а также социальной жизни, требует пересмотра, ревизии в связи с новым способом деятельности. Такая «над-идентификация», связанная с освоением Нового, сопровождается путаницей и неуверенностью.

Предметами супервизии в освоении роли медиатора могут быть:

– вопросы и трудности содержания медиации (трудности удерживать сеттинг, понимание динамик в конфликтных проявлениях в медиации, язык и речь медиатора и т.д.);

– внутренние процессы медиатора (реакции на клиентов, отношение к процессу и результату, определение затруднений и находок, способы эмоционального и интеллектуального самовосстановления).

Освоение новой жизненной и профессиональной роли влечет за собой переживания разочарования и обесценивания прежних профессиональных и жизненных ролей. Часто звучат реплики, сопровождающие процесс обучения, которые показывают недостаточность какого-либо имеющегося образования; высвечивают обесценивающее отношение к тому, чем занимается в настоящее время субъект, а также иллюзию того, что в другой профессии есть ключ к освоению медиаторской деятельности. Например: «Я же не юрист!» – слышим мы от психологов и педагогов, «Вот, если бы я изучал психологию…» – сетуют юристы.

Активная роль супервизора состоит в поддержке позитивных тенденций и отношений, и помощь в конструктивном преодолении реакций обесценивания и разочарования.

Внутренний диалог с собственными сложностями в процессе освоения роли – суть учебной супервизии. В качестве точки роста, ресурса профессионального развития мы видим потребность в смене перспективы, которой противостоит потребность в стабильности. Дихотомию «хаос-порядок» как крайние точки в оценке этих потребностей можно осмыслить как оценку крайностей: «энергетически заряженный хаос» и «безжизненный порядок вещей, не требующих своего совершенствования». Осмысление этого дает опору для бескризисного принятия тревог и неуверенности в освоении роли медиатора.

Восприятие собственных действий на первых шагах практики медиации сопряжено с ощущением «убегающих возможностей»: знаю, как надо, но не могу это сделать. В основе лежит потребность в наличии ясных, однозначных ориентиров, которые в медиации находятся не сразу. Надежным ориентиром здесь может быть как раз противоположенное отношение: не бывает одинаковых конфликтов в отношениях людей: конфликт – это всегда первый раз, конфликт – это всегда связано с болью расставанья с собственной иллюзией.

На учебных супервизиях тематизируются: «Отстраниться, чтобы не цепляться за свои проблемы», «Симпатия к позиции одной из сторон», «Эмоциональное непринятие медиатором одного из участников медиации», «Сложно выйти из зависания, трясины, сопротивления на первой фазе медиации», «Застревание конфликтующих участников во взаимных обвинениях», «растерянность перед взаимной агрессией сторон», «Поиск баланса между директивностью и гибкостью, импровизационностью и строгому следованию этапов процесса», «Видится очевидным решение, которое надо принять, сложно не навязать это участникам медиации», «Ответственность за неудачу в медиации», «Неравный статус сторон», «Недобровольность участия одной из сторон».

Одним их опорных теоретических построений, которые лежат в основании описываемого типа обучения стало представлении о Спонтанности, развиваемое теорией и практикой Психодрамы. Спонтанность понимается как качество и состояние, которое помогает справиться со стереотипами, накопленными культурой и личными историями. Адаптивная реакция в новых условиях и новые, нестандартные реакции на стереотипные условия, постоянное пребывание в ощущении свежести мира и ситуации, любопытство и азарт решаемой задачи – психологические составляющие спонтанности. Спонтанность служит основой креативности – созидательности, помогает конструктивному реагированию на эмоционально заряженные конфликтные действия спорящих сторон. Супервизия в отношении к спонтанности – процесс ее поддержания и восстановления. Именно спонтанность дает ощущения полноты и реализованности; удовольствия и радости, повышает чувство собственной ценности в профессиональной деятельности. Найти ключ к спонтанности – процесс индивидуальный, ее устойчивость и возможность нахождения в каждый конкретный момент – то, к чему осознанно или неосознанно стремятся все люди.

Супервизия – это помощь и поддержка в преодолении сопротивления, проявляющегося в многообразных агрессивных или пассивно-оборонительных реакциях, чувстве разочарования, беспомощности. Таким образом, учебная супервизия – это поддержка процессов укрепления идентичности с ролью медиатора; пространство для рефлексии в психологически безопасных групповых условиях.

Практико-сопровождающая супервизия

Это сопровождение профессиональной деятельности медиаторов на всех стадиях и этапах его профессиональных действий; область непрерывного образования специалиста. Цель практико-сопровоэжающей супервизии – помощь в осмыслении, понимании, рефлексии возникающих проблем и сложностей, в которых медиатор находится всегда; поддержание профессионального совершенствования. Функция этого вида супервизии – обеспечить уверенность и способность восстанавливать личностные ресурсы.

Медиаторский инструмент работы – личность профессионала – требует непрерывной работы. Без периодической ревизии накапливаемый опыт может превращаться в отягощающий эмоциональный груз, препятствующий свободному восприятию реальности человеческого общения, и провоцирующий профессиональную окостенелость, появление «белых пятен» в восприятии живой реальности. Супервизия стимулирует возникновение свежего взгляда, предоставляя множество «отражений» одной и той же ситуации в группе.

Посредничество связано с постоянным нахождением в высоко заряженном конфликтном поле, эмоциональная вовлеченность в чужую жизнь с ее драмой и коллизиями создают условия для ухода от собственной жизни, угрозу, так называемого, профессионального «сгорания» медиатора. Профилактика «сгорания» достигается за счет эмоционально-интеллектуальной дистанции с рабочим опытом, специально создаваемой в супервизии.

Специализация в той или иной области проведения медиации дает представление о специфических проблемах конфронтации с той культурой отношений, которая существует в данной профессиональной области. Метод медиации может использоваться в самых различных, причем крайне отличающихся друг от друга сферах: предпринимательство, восстановительное правосудие, досудебная или внесудебная проработка конфликта, бракоразводные процессы, разрешение школьных конфликтов. Перед медиатором-практиком встает задача рефлексии опыта, связанного со спецификой выбранной области применения медиации.

Например, в разных областях общественной жизни свою специфику имеют деловая или межличностная культура обращения с конфликтами. Так, в среде юристов типично обострять противостояние. Педагогам свойственно подавление инициативности других людей, ощущение «я все знаю» и «я всегда прав». Представители этой профессии с трудом входят в роль «не знающего человека», «того, кто ищет», «того, кто вслушивается в ненормативные взгляды и суждения».

Отдельно стоит отметить важность супервизии как практико-сопровождающей рефлексивной помощи для преодоления трудностей «сохранения нейтральности», особенно, если речь идет о работе в коррумпированной среде (например, чиновников или бизнесменов). Нейтральную позицию можно описать как умение поддерживать и восстанавливать во внутреннем плане метапозицию – конфронтацию с собственными чувствами, отношениями, убеждениями (Похмелкина Г.Ф. 1996, 2007). Удерживание нейтральной позиции требует от медиатора искусства обращения со своими чувствами и отношениями, хорошей тренированности.

Список литературы

  1. Кетова О., Похмелкина Г. (2004): Медиация трудовых конфликтов. Новая игрушка или перспективная тенденция? // Журнал «Кадровик», март 2004
  2. Мета Г., Похмелкина Г. (сост.): Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями. // М.: Издательство Verte, 2004
  3. Похмелкина Г.Ф. Супервизия практики и повышение профессиональной квалификации в контексте гуманизации образования. // Психологическая служба в системе образования: Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 апреля – Махачкала: ДНЦ РАО, 2008.

 

 

 

Olga Ketova (Moscow)

 

Specificity of MEDIATOR’S FORMATION: SUPERVISION
and self-knowledge

In mediator’s formation is the main think – self-experience and supervision. Two kinds of supervision – educational and support of professional practice – the main point of article. Carrying out experience of supervisions in educational model of Service of conflict-management and mediation in Moscow created in common ARGE Bildungsmanagemen viena, and Moscow service of conflict-management and mediation is described.

 

 

Пикер Г., Рюкерт К. Размышление об обучении медиации. – в сб.: Г.Мета и Г.Похмелкина (сост.) Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями. – М.: Издательство Verte, стр. 310

 

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009