Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

М.В. Кларин (Москва)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

Социальные проекты как инновационная деятельность

Проектная деятельность по самому определению проекта содержит в себе признак новизны (уникальности, однократности). (Руководство к Своду знаний по управлению проектами, 2004)

В наших целях мы можем рассмотреть новизну как черту проектной деятельности подробнее. С управленческой стороны новизну проектной деятельности продуктивно описать через степень новизны способа организации работы и степень новизны получаемого результата, или итогов проекта (см. Табл.1.).

 

 

Минимальная степень новизны (квадрант I) соответствует типовым видам деятельности. Проектная работа включает новизну либо способа организации работы, либо новизну результата, либо сочетание того и другого (квадранты I-IV).

Высокая степень новизны исполнительской и управленческой деятельности, характерные для социальных проектов, ставят их инициаторов и участников в ситуации повышенной неопределённости, столкновения различных интересов и ожиданий, конфликтности. Переключение от типовых видов деятельности на новый уклад производственных операций и, особенно, управления, требует кардинальной перестройки сложившихся профессиональных стереотипов.

Инновационный образовательный процесс

Современные социально-экономические условия ставят человека в ситуацию перестройки личностно-профессионального опыта, личностно-профессиональной переориентации. В образовательной деятельности появляется отчетливая социокультурная черта – инновационность.

Образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях, которым сопутствует личностно-профессиональная перестройка. Одновременно оно выступает как средство поддержки инновационных социальных проектов, в ходе которых создается принципиально новый социокультурный продукт. В таких проектах происходит перестройка и развитие личностно-профессионального опыта соответствующей профессиональной группы участников. Так происходит в программах, где обновременно с созданием инновационного профессионального опыта развивается и корпус его носителей-профессионалов. При этом проиходит не пассивное принятие ими заданных извне норм, но активная собственная разработка теоретических и практических основ своей профессиональной деятельности. Соответствующая образовательная поддержка обеспечивает кадровый потенциал социокультурных инноваций.

Применительно к специалистам (кадровому потенциалу, профессиональной группе) создание поддерживающей социокультурной среды можно выстраивать в нескольких ракурсах. К их числу относятся:

(1) поддержка профессионального взаимодействия;

(2) поддержка профессионально-личностного роста;

(3) поддержка стимулирования инновационной, поисковой, творческой профессиональной деятельности;

(4) поддержка взаимодействия профессионалов с образовательными структурами, которые осуществляют фиксацию и передачу образцов знаний и опыта.

Для того, чтобы образовательный процесс поддерживал задачи структурной перестройки индивидуального жизненного и профессионального опыта, он должен обладать особыми чертами. Представляется плодотворным применить подход к образовательному процессу как к процессу преобразования качеств целостного личностного опыта. С этой позиции сопоставим черты традиционного и инновационного образовательного процесса. (см.Табл.2).

 

В обоих вариантах образовательного процесса происходит изменение опыта, но инновационное его преобразование имеет место лишь в случае структурного изменения его качественных признаков. На кризисных, переломных участках социального развития и индивидуального жизненного пути становится актуальным структурное изменение личностного опыта. Актуальной для личности становится и инновационная направленность образования, которое сопровождает и поддерживает перестройку опыта. С нашей точки зрения, определяющим механизмом такой перестройки является изменение смысловых ориентиров личности. Основанное на этом механизме образование взрослых, – особенно когда речь идет о сложившихся профессионалах, – способно помогать человеку в таком преобразовании профессионально-личностного опыта, которое не пассивно «сопутствует», но поддерживает инновационные изменения социальной практики.

Способом образовательной поддержки социокультурных изменений выступают образовательные программы, обладающие инновационно-творческой, преобразующей направленностью. Педагогическая сторона таких программ обеспечивается за счёт методологии интерактивного обучения и «обучения в действии», которые выстраиваются как циклы перестройки индивидуального опыта (Кларин М.В., 2002, с.77-84).

Комплексная образовательная поддержка инновационной деятельности

Один из важных видов обеспечения проектной деятельности ─ использование инструментария проектного менеджмента. Практика социальных проектов показывает: нужен особый вариант слияния образовательной и управленческой работы, прежде чем участники проектов, и в первую очередь их руководители смогут взять на вооружение и полноценно использовать методы проектного менеджмента. Создание новых социально значимых результатов в ходе реализации социальных проектов предполагает, что участники выстраивают по отношению к ним личностные и профессиональные ориентиры. Субъективно работа в проектной ситуации нередко переживается как стресс. Поэтому в состав комплексной поддержки должно входить специально организованное психологическое сопровождение, выстроенное так, чтобы поддержать перестройку личностно-профессионального опыта в стрессовых обстоятельствах.

Таким образом, в состав комплексной образовательной поддержки социальных проектов входят:

Учебная составляющая (направлена на освоение инструментария проектной деятельности, и при необходимости, предметного содержания проектов)

Управленческая составляющая (направлена на организацию практической деятельности участников социальных проектов)

Психолого-практическая составляющая (направлена на поддержку перестройки личностно-профессиональных ориентиров участников социальных проектов)

Образование как преобразование опыта

С практической точки зрения реальные программы поддержки социальных проектов должны включать в себя комплекс перечисленных составляющих. Форматами образовательной работы в ходе реализации программ поддержки социальных проектов могут быть, например, проектировочные семинары-мастерские, фасилитируемые дискуссии, мастер-классы, рабочие сессии, тренинговые программы, коучинговые сессии и др. Общей чертой названных форматов образовательной работы является то, что они поддерживают не столько передачу готовых образцов, сколько прежде всего преобразование личностно-профессионального опыта.

Список литературы

  1. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. – М.: Дело, 2002.
  2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М.: Наука. 1997.
  3. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999.
  4. Кларин М.В., Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. и др. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. – М.: РАО. 1995.
  5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. – Newtown Square, Pennsylvania: Project Management Institute, Inc., 2004.
  6. Шварц И.Е. Педагогика школы. Ч.1. – Пермь: 1968.
  7. Шварц И.Е. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе // Советская педагогика. – 1980, № 7

 

 

Michael Klarin (Moscow)

 

Educational support of social projects

Key words: Innovation. Formation on the basis of experience. Social projects. Educational support. Real programs of support of social projects should include a complex of educational measures. Designing seminars-workshops, discussions, master classes, working sessions, training programs can be in formats of educational work during realisation of programs of support of social projects, coach sessions, etc. the Common feature of the named formats of educational work that they support not so much transfer of ready samples is, how many provide transformation of personal-professional experience.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009