В.В.Коробкова (Пермь)
Л.А.Метлякова (Пермь)
Внушающая роль СМИ в аспекте развития воспитательного потенциала современной семьи
В условиях динамичных изменений информационно-коммуникативного пространства возрастает роль средств массовой информации и в поддержке современных родителей, оказании им помощи в решении проблем, связанных с воспитанием детей в семье. Стремительно возрастает количество специализированных печатных изданий, теле-радио-программ, Интернет-ресурсов для родителей. «Учитель и наставник» современных родителей - это та роль, на которую претендуют сегодня специализированные и неспециализированные СМИ-каналы.
Постоянная востребованность в обществе средств массовой информации (СМИ) основана на растущих информационных потребностях личности в познании нового, общении, эстетическом наслаждении, самосовершенствовании, психологической разгрузке, развлечении, самопознании, получении помощи, обеспечении уверенности в себе .
Многие ученые в области социологической, психологической и педагогической науки (М.М.Алексеева, Л.М.Баженова, Л.Д.Болотова, И.А.Донец, Я.Н.Засурский, Л.У.Звонарева, Н.В.Змановская, Е.Ю.Камышева, Б.В.Ксенофонтов, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, О.Р.Самарцев, Р.М.Рогова, А.В.Федоров, Л.Ф.Чупров, А.В.Шариков, Л.А.Шестакова, Л.С.Школьник, И.А.Яременко)убедительно демонстрируют тот факт, что СМИ – средство массового воздействия, которое оказывается мощным средством формирования мнений, оценок, поведения людей, в том числе и родителей, как ведущих воспитателей. Педагогическое значение современных СМИ на родителей не вызывает сегодня сомнений.
Педагогический потенциал средств массовой информации в области семейного воспитания заключается во внушающей роли на родителей, на их установки, принципы и взгляды в процессе потребления СМИ-продукции.
Опираясь на общую теорию внушения, в том числе как метода педагогического воздействия (И.Е.Шварц, Д.Н.Узнадзе, В.М.Бехтерев. А.Г.Ковалев, Б.Д.Парыгин, П.П.Блонский, С.В.Кравков, и др.) внушающее воздействие средств массовой информации связано с влиянием на эмоциональную и мотивационную сферу, что активизирует целостное состояние личности родителей .
Чаще всего внушающее влияние СМИ испытывается родителями незаметно, иногда происходит более или менее осознанно (родители целенаправленно обращаются к различным видам СМИ для повышения знаний в вопросах воспитания и личностного развития детей в семье).
В логике нашего исследования наибольший интерес представляют теоретические и прикладные аспекты внушающего воздействия СМИ на родителей по развитию воспитательного потенциала семьи. Школьник Л.С. считает, что деятельность СМИ выступает в качестве особого вида общения и специфической педагогической деятельности, состоящей из отдельных воспитательных действий (воспитательных ситуаций), опосредованных техническими условиями. Основу воспитательной ситуации в деятельности СМИ составляют аспекты:
- информирования-обучения, т.е. осуществление педагогического воздействия на родителей в сфере знаний в области семейной педагогики;
- внушения-убеждения, т.е. сфера формирования мотивов и потребностей, установок, ценностных ориентаций родителей. Исследование этого компонента воспитательной ситуации базируется на понимании «речевого воздействия на смысловое поле» как особой деятельности (С.К.Рощин, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов и др.). Автор отмечает, что педагогическое воздействие через СМИ в большей степени социально ориентировано. И поэтому одной из центральных задач здесь выступает педагогическое обеспечение перевода социально ориентированного общения в личностное.
Внушающее воздействие СМИ-ресурсов для родителей усиливается благодаря:
- практикоориентированности, актуальности информации и созданию для родителей эффекта ее востребованности (ориентация на конкретную проблематику содержания теле-радио передач, статей в массовых публикациях и др., исходя из потребностей родителей; при этом информация в СМИ носит не глубокотеоретический, а содержательный практикориентированный характер в решении жизненных проблем ребенка на разных этапах его развития);
- настрою родительской общественности на восприятие конкретной информации;
- эмоциональной заразительности информационного сюжета, транслируемого СМИ-источниками;
- созданию эффекта достоверности предлагаемой родителям информации (достоверные факты из жизни конкретных семей)
- представления информации наиболее авторитетным для родительской аудитории лицом (участниками телевизионных программ, авторами публикаций и статей для родителей являются квалифицированные педагоги, психологи, ученые высших учебных заведений др. специалисты, занимающиеся проблемами сопровождения семьи);
- наличию обратной связи с родителями (интерактивное общение посредством звонков в студию, писем; анкетирование и т.д.);
- гимнастическому характеру деятельности СМИ (ориентация родителей на оказание определенной самопомощи в решении воспитательных проблем; донесение знаний о современных особенностях семейного воспитания, не ставя под сомнение установки и позиции родителей; задача просветительской деятельности – подтолкнуть к развитию собственной родительской концепции. Важно, чтобы через СМИ родитель не усвоил (ПРИсвоил, принял) чужие знания, а постарался построить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка – соТВОРил его).
Благодаря этому в процессе взаимодействия со СМИ-источниками у родителей формируется определенный тип отношения к информации в области семейного воспитания:
- Эмоциональное отношение родителей: результат соотнесения воспитательной ситуации, транслируемой в СМИ с собственными ценностными ориентациями, взглядами на воспитание детей. При этом ведущим является эмоционально-оценочное впечатление родителей, которое отличается моментальностью, целостностью, непосредственностью реакций.
- Рациональное отношение родителей: возникает на основании рационального распознавания текущей воспитательной ситуации. Понимание родителями возникает как результат рационального оценивания и сопоставления с имеющимся опытом в области воспитания детей.
- Деятельностные отношение родителей: проявляется в истолковании родителями воспитательной ситуации, транслируемой в СМИ, выработкой эмоционального и рационального отношения к ней и стратегии своих действий в данной ситуации .
На основании эмоционального, рационального и деятельностного отношения к СМИ-продукту в области семейного воспитания осуществляется выбор его родителем, воспринимающим информацию и испытывающим на себе позитивное внушающее воздействие данного СМИ-продукта. Каждый конкретный родитель, являясь субъектом потребления СМИ-продукции по вопросам воспитания и личностному развитию детей в семье, оказывается в сложной ситуации выбора, восприятия определенной информации.
Итак, важное педагогическое, внушающее значение СМИ в том, что, не давая готовых решений, они заставляют родителей задуматься над стилем собственного поведения, формами и способами взаимодействия с сыном или дочерью. Но это относится к тем родителям, которые морально готовы к восприятию этой информации, к изменению собственной позиции в вопросах воспитания, к оказанию определенной самопомощи в решении воспитательных проблем.
Мы считаем, что СМИ-система в области семейной педагогики и в плане изучения внушающей роли на родителей должна быть подвергнута более детальному изучению с точки зрения узко-направленных наук, в частности педагогики.
Образовательный процесс деятельности СМИ будет иметь, на наш взгляд, наибольший внушающий эффект на родителей, если становится управляемым, прогнозируемым, оптимально моделируемым.
В связи с этим, на наш взгляд, перед педагогической наукой встает задача изучения способов достижения прогнозируемого влияния, в том числе путей, методов и средств информационного воздействия на родителей, а также условий, обеспечивающих эффективность внушающего воздействия различных телепрограмм, статей, специализированных сайтов.
Список литературы
- Ксенофонтов Б.В. Средства массовой коммуникации и семейное воспитание // Воспитательные возможности семьи. Сборник научных трудов / под.ред. А.М.Низовой. – М.: 1981.
- Система СМИ России: учеб.пособие для вузов / Я.Н.Засурский, М.М.Алексеева, Л.Д.Болотова, М., 2003, с. 29- 36.
- Шестакова Л.А. Педагогический потенциал СМИ и научно-методические основания его реализации: автореферат дисс…. докт.пед.наук: 13.00.01, Нижний Новгород, 2005.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь: Изд. Пермск. пед. ун-та, 1968;
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: автореферат дисс….. доктора пед.наук., М., 1974.
- Школьник Л.С.Теоретические и прикладные аспекты воспитательного воздействия массовой коммуникации // АПН СССР НИИОП. Воспитательные функции СМК.- М., 1990, с.55-65.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – с. 210-217.
- Яременко И.А. Педагогизация электронных СМИ на социальную активность личности: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 113 с.
V. Korobkova (Perm)
L. Metlyakova (Perm)
The imposing role of mass media in the development of a modern family's educational potential
Pedagogical influence of modern mass media on parents is hardly doubtful nowadays. In the sphere of family education mass media have a significant effect on parents, their objectives, principles and views as the result of consumption of mass media produce. In the course of interaction with mass media parents acquire a certain type of the attitude to the information in the sphere of family education.
Educational process of mass media activities will have the greatest inspiring effect on parents if it is operated, predictable, optimum simulated.
Ксенофонтов Б.В. Средства массовой коммуникации и семейное воспитание // Воспитательные возможности семьи. Сборник научных трудов / под.ред. А.М.Низовой. – М.: 1981.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: автореферат дисс….. доктора пед.наук., М., 1974.
Школьник Л.С.Теоретические и прикладные аспекты воспитательного воздействия массовой коммуникации // АПН СССР НИИОП. Воспитательные функции СМК.- М., 1990, с.55-65.
Шестакова Л.А. Педагогический потенциал СМИ и научно-методические основания его реализации: автореферат дисс…. докт.пед.наук: 13.00.01, Нижний Новгород, 2005.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|