Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Герда Мета (Вена)

Г.П. Похмелкина (Москва)

 

ПОЗИЦИЯ МЕДИАТОРА – ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ

В ОБРАЗОВАНИИ МЕДИАТОРОВ

 

Медиация – это новый шаг в развитии культуры регулирования человеческих отношений, ответ на растущие трудности и болезни сообщества планеты Земля, на усиление тенденции насилия, войн, глобальных и локальных конфликтов. Медиация противостоит пришедшим к глобальному кризису системам ценностей существующего человечества начала 21 века. Способность медиации принести выигрыш всем договаривающимся сторонам, конкретность, доступность позволяют в короткий период превратить врагов в союзники: стороны, готовые к взаимоуничтожению, встают на путь переговоров и вместе решают задачи построения взаимного будущего, ищут ответы на поставленные конфликтом вопросы. Медиация не существует без своего главного звена – позиции медиатора. Хорошо и подробно описанные модели медиации превращаются в бесполезную схему, если медиатор не воплощает в крупных, мелких и филигранных действиях позицию медиатора.

Позиция медиатора. «Позиция» понимается нами как «ценности, реализуемые в конкретных, в том числе инновационных, способах организации деятельности» . Такая трактовка позиции позволяет перенести акцент с ценностного пласта самоопределения, – как это происходит, например, в религиозном воспитании, – на пласт средств, действий.

Практика работы с начинающими медиаторами показывает: обучая новым действиям и техникам в конфликтных ситуациях – техникам управления переговорами, – мы создаем условия для внутреннего освоения позиции медиатора. Через тренировку в действии происходит «переход рубежа» из позиции «человек культуры конкуренции, борьбы и победы» к позиции «человек культуры медиации – диалога, достоинства, согласования». Точка этого перехода, так называемая смена перспективы, часто незаметна внешнему наблюдателю. Она становится явной в характере действий медиатора, обнаруживается вуверенности и удовлетворенности результатами переговоров, в смелости находить «медиабельные» конфликты, начинать медиацию, в стабильной способности удерживать конструктивность и креативность в сложных, эмоционально насыщенных переговорах.

Настоящая статья – попытка описать ценностные ориентиры медиатора, которые лежат в основе метода медиации. Медиация отдает предпочтение определенному способу обращения людей друг с другом, определенной картине человека, особым возможностям регулирования противостоящих позиций, идее «субъективной справедливости».

Существенным для понимания этих ориентиров является то, что они не служат догмами, основой веры. Они воплощаются через способы и приемы работы, тренируются в действиях медиатора в постоянной практике посредничества. Более того, они находятся в постоянном состоянии переосмысления, дискурса.

Отношение к конфликту. Жить качественно, с точки зрения медиации, – это уметь находиться в конфликтах: взаимодействовать с другими людьми, не взирая на конфликты. Медиация НЕ преодолевает конфликты, НЕ проводит профилактику конфликтов. Медиация – это способ согласования интересов людей, которые всегда потенциально конфликтны. Медиация – способ освобождать конфликтное напряжение путем налаживания переговоров. Подавленные, вытесненные, неразрешенные конфликты связывают внутри огромную энергию, которая могла бы успешно использоваться в работе и отношениях.

Медиация – это особый метод помощи на пути от конфликта к согласию. Большинство считают медиацию искусством найти консенсус. «Консенсус – это искусство так разделить пирог, чтобы каждый из получивших считал, что он получил большую часть» (Ludwig Erhard, известный в Европе политик времен послевоенного восстановления).

В паре, группе, сообществе людей всегда есть то, что служит предметом желаний двух, нескольких человек, всех людей. Это потенциальные или актуальные точки пересечения интересов, потенциальные или актуальные конфликты. Все многообразие способов обращения людей друг с другомв конфликтном взаимодействииможно увидеть как – (1) Борьбу с крайней формой – взаимоуничтожение; (2) Отвержение, игнорирование людей и конфликтов, побег от/из конфликтов; (3) разрешение ситуации столкновения интересов через Делегирование (суд, адвокат); (4) прямое обсуждение в диалоге и нахождение консенсуса самими субъектами (Герхард Шварц ).

Любое действие человека потенциально привносит в реальность конфликт, пишет известный конфликтолог и медиатор из Зальцбурга Фридрих Глазль. Изучая столкновения людей, он указывает на основное влияние действия человека, – то, которое желательно, и побочное – то, которое нежелательно. По аналогии с действиями лекарств – иногда проявляются побочные действия, вызывающие реакцию, приводящую к общему негативному результату – так и в отношениях людей: любое действие несет эти два направления влияния. От того, как мы умеем обходиться с влиянием побочного действия, зависит общий эффект. Индивидуальные требования и жизненные планы, уникальные (автономные) устройства жизни нуждаются в согласовании с теми, кто живет рядом; и только при условии, что это делается непрерывно, возможны отношения с их открытостью и близостью.

Человечество знает лишь три качественно отличающиеся формы регулирования конфликтов: Власть: осуществление воли, физическое и психическое насилие, принуждение; Закон и право: официальная, контролируемая форма власти и принуждения; Медиация: ответственность за себя, конструктивная проработка конфликта и решение, которое удовлетворяет все стороны («win-win решение»).

Разрушение происходит быстро – а для сохранения мира нужны усилия всех, – показывает многотысячелетняя история человечества. Корнями медиация уходит глубоко в историю. История посредничества начинается не в Европе, а там, где сегодня Китай и в древних обычаях африканских народностей. Отсюда видна проблемная сторона истории как области знания: история была описанием хода войн, преодоления военных конфликтов, завершения войн, что сегодня видится совсем не полным и неудовлетворяющим. Акушеры мирных перемен остаются малоизвестными в сравнении с героями славных и бесславных высоко эскалированных противостояний – наверное, еще и потому, что число тех, кто приводит к миру, к сохранению мира, велико. Исключение из этой «истории войн» – достижения посредника грека Архонтона Солона (Archonten Solon) 6 век до р.Х.; венецианского сенатора Альвизе Контарини (Alvise Contarini) из времени 30-летней войны; священника Нунтиуса Фабио Чиги (Nuntius Fabio Chigi) 17 века; «учителя дипломатии» Абрахама де Уиквефорта (Abraham de Wicquefort); до сегодняшнего дня действующего американского дипломата Рихарда Холбрука (Richard Holbrooke) – лидера-медиатора современной Балканской войны.

Чувствовать «сплетенность», совместность людей. Профессионализация посредников предполагает совместность, «сплетенность» как ключевую тему, которая рождает много других тем.

Многосторонние отношения отдельного человека с другими отдельными людьми, малыми и большими группами, социумом, населением страны, человечеством, – субъективно переживаются как потребности, желания, связи, поддержка, чувство уверенности, надежности в жизни, способность к реализации, успех. Они субъективно означают качество жизни.

Жизнь среди людей заставляет замечать степень влияния своих действий на других и действий других людей на себя. Восприятие совместности действий всех, кто живет с тобой в одно время, в одном месте, в одной стране, на общей планете пробуждает острое ощущение зависимости друг от друга. Творящий добро приумножает общее добро. Творящий зло разрушает общий запас добра. Восприятие взаимозависимости живущих людей, оцениваемое в разных масштабах – одной семьи, группы, населения района, города, страны, планеты дают чувство сопричастности ко всему, что происходит с людьми. Вспомним яркую метафору совместности Джона Дона, которую Э.Хэмингуэй использует как эпиграф к роману «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Совместность формирует нас. Друг для друга мы те, кто живет вместе. Такая обусловленность, зависимость выдерживается по-разному, по-разному можно обходиться с этим. Один и тот же субъект может для одного человека быть с лицом трусливого зайчика, для другого – свирепого волка, для одного – негодяем, для другого – ангелом и верным спутником. Как и мы сами себя, наша совместность с другими тоже формирует нас. Другой человек может нести угрозу, стать врагом, но одновременно и вызвать любопытство, возбуждение, показаться достойным любви, тем, кто может убедить, создавать, формировать нас, стать важным бизнес– или жизненным партнером, или только партнером по короткому разговору, кто-то для меня кажется странным, кому-то я с желанием разрешаю влиять на себя, от кого-то я что-то хочу получать, с кем-то что-то разделять.

Можно представить движение человечества как сцепленность шестеренок – огромных, больших, маленьких и едва заметных – в сверх-огромном часовом механизме, где взаимозависимые Дух Времени, История, Мир природы, Окружающая среда, Люди, Человек, Сообщества и группы, непрерывно влияют друг на друга. Можно представить также и поломку в этом сложнейшем механизме, которая произойдет, если человечество перестанет искать все новые и новые средства преодоления своих столкновений. Наше чувство взаимозависимости – это то, что заставляет заботиться о себе и об общем, чистить наши отношения от напряжения, ведущего к войнам. Медиация здесь – действительно одно из Открытий сообщества, дающих надежду на выживание в бесконечно сталкивающем нас сосуществовании.

Добро и Зло, Правильное – Неправильное, Хорошее – Плохое в этическом дискурсе медиатора. Если рассмотреть все морально-этические системы человечества, то можно их разделить на две группы: (а) Моральные системы, ориентированные на нормы, объективную справедливость, знания, оценки на основе дихотомических парадигм «хороший – плохой», «добро – зло», к ним прилежит Этика нормативистских субъективных рассуждений, взглядов, установок; и (б) Относительную, дискурсивную (подвижную, развивающуюся, саморазвивающуюся) Этику/Этос – ориентацию на консенсус, относительность знания и способность людей к Встрече (ментальному единению).

Трудно принимаемая в обыденном сознании идея этического дискурса воплощается через техники работы медиатора. Укорененные в культуре подходы определять действия и поступки людей как «хорошие» или «плохие», «правильные» или «неправильные», «добрые» или «злые», – непрерывно переосмысляются медиатором. Весьма относительным становится наше понимание «добра» и «зла» если их рассматривать в масштабе истории нескольких тысячелетий, нескольких континентов и религий. Вопрос справедливости, который чаще всего лежит в основании конфликтного противостояния будет до тех пор играть роль стимулятора эскалации конфликта, пока люди не встанут на позицию относительной, дискурсивной (обговариваемой, дискуссионной) справедливости – и это вывод практики медиации. Противостояние культур – противопоставление на основе принципа «свой – чужой» – пришло к кризису, проявлениями его стали чудовищные события и катастрофы последних десятилетий.

Как выглядят действия медиатора в соответствии с описанной позицией? Важнейшие принципы в действиях медиатора:

  • нейтральность
  • конфиденциальность
  • вера в то, что обсуждение трудностей ведет к решениям
  • умение ограничивать свою и чужую тенденцию эмоционального давления
  • устойчивость в достижении цели – понимания, согласия, консенсуса
  • уверенность, которая создается структурой переговоров

Реализуя эти принципы, медиаторы создают необходимую атмосферу, защищающую человека. Они тщательно оберегают правила, которые защищают интересы, чувства и границы сторон; они у-Мир-Отворяют. В конфликте существует угроза интересам, что создает пожары и грозы в состояниях и настроениях людей, – медиаторы защищают Противо-Стояние, то есть, способность выдерживать напряжение и перенаправлять энергию на созидание нового способа сосуществования. Они призывают внимательно рассматривать те пункты, которые личностно задевают, и те интересы, которые раньше не были замечены. В медиации происходит превращение, когда возвращается доверие и возможность договоренностей. Практика снова и снова показывает, что эти представления о медиации, по началу воспринимаемые как чудо, реально достижимы.

Медиатор уверенно считает, что только сами участники могут найти наилучшее решение своего конфликта, помогает укреплять автономию и способность к переговорам. Это становится особенно ясно на сравнении медиации и судебного подхода в разрешении конфликта.

Медиатор поддерживает партнеров по конфликту, чтобы они могли сами начать искать решения своих проблем, не ожидая приговора, подсказки, влияния «сверху» или «от авторитета», как это функционирует в судебном подходе. Целью обработки конфликта в медиации является не победа, а совместное движение вперед, в будущее. Участники медиации соглашаются работать на результат, совместно к нему приходить путем переговоров. Но если нет внутренне принятой готовности к этому, если договоренности невозможны еще и потому, что участники медиации не могут остановиться в своей настойчивой потребности победить, – нужно принуждение к миру, решение суда. Цель медиации – создать и сохранить (удержать) договоренности сторон, развить понимание конфликта, обнаруживая нереализованные ресурсы, сталкивающиеся потребности и интересы, найти способы их удовлетворения; правовой путь – вынесение и исполнение приговора или решения, что дает лишь уход от угроз с другой стороны, не разрешая конфликт на уровне согласования интересов.

 Процесс медиации

прямая коммуникация, диалог конфликтующих сторон

ответственность за себя самого (усиление автономии)

мышление, ориентированное на интересы и потребности

win-win решения

равноправие всех

решение, принимаемое совместно субъектами конфликта

различные исходные положения

 

Судебный процесс

непрямая коммуникация через третье лицо

делегирование ответственности третьей стороне

мышление противопоставлениями, претензиями

победитель/проигравший

иерархическая система

решение, принимаемое третьим лицом, уполномоченным властью

опорное, исходное положение: право, закон

 

Медиатор опирается на Явное, но и слышит Скрытое в человеке. В каждом из нас многие стороны скрыты. Каждый из нас на отдельном временном куске не всегда отдает себе отчет, что им движет, какие мотивы и потребности стоят за внешними притязаниями. Например, спорящие супруги упрекают друг другу в неправильном обращении с детьми (внешне – потребность в благополучии ребенка, скрыто – борьба за влияние в семье); партнеры по бизнесу спорят о стратегии распределения ресурсов (внешне – забота о будущем фирмы, скрыто – непримиримые властные амбиции). Часто люди не обнаруживают те свои потребности, которые табуированы в культуре, считаются стыдными, неприличными, не престижными, не одобряемыми. Часто за явными чувствами скрываются второй и третий слои чувств, для обнаружения которых нужно время или посторонняя помощь. Явные мотивы действий часто скрывают даже от самого человека второй и третий слой его побуждений. Человек в своей истории несет как точки роста, так и «барьеры» – травмы, депривацию, фрустрацию. Наталкиваясь на них или на следы от них, часто останавливается способность человека понимать, воспринимать, перерабатывать реальность. При этом чаще человек не способен понять, откуда и почему нарушено восприятие, память. Принятие постулата о том, что Бессознательное бесконечно, помогает медиатору быть готовым к резким изменениям в поведении и отношении конфликтующих сторон, создает готовность прислушиваться к едва заметным сигналам внутреннего мира человека, дающего знаки о существовании чего-то еще неузнанного им самим. Но медиатор – не психотерапевт, выявляющий, обнаруживающий вместе с клиентом то, что скрыто. Он, чувствуя и понимая скрываемое, выносит его «за скобки», работает только с тем, что явно.

Переходит вместе с конфликтующими сторонами от логики чести к логике достоинства. Медиация часто имеет дело с потребностью восстановить справедливость, защитить честь. Логика чести в доминирующей ценностной системе сообщества предполагает особую организационную структуру этого сообщества: авторитарность, которая нацелена на иерархичность; неравенство, вертикальное обесценивание. Доминируют оценки людей друг другом: «сильный-слабый», «хороший-плохой». Важное значение приобретают ценности «Я», понятия «мой народ», «нация», «семья», «религия», «против». Важным становится сохранять, наследовать (собственность, достижения). Прошлое героизируется, настоящее ориентировано на стойкость. В человеческих переживаниях ярко представлены оскорбленность, ненависть. По отношению к противоположным взглядам возникают чувства презрения до отказа в праве на существование. В действиях отдельных людей, групп и даже государственной власти царят месть, наказание, штрафы, оскорбления, насилие, «вендетта», самосуд. Целью действий становится восстановление поруганной чести, борьба за справедливость. Эту логику можно замещать логикой достоинства: организационной структурой тогда видится лидерство демократически легитимных авторитетов и демократически ограниченные и урегулированные акты принуждения и насилия (в идеале свобода от принуждения и насилия). В структуре отношений доминирует горизонтально признанное равенство. Общепринята идея симметрии или равноценного многообразия. С точки зрения регулирования и власти доминирует централизованная координация – кооперативная индивидуальность. «Я, ты, он, она, оно > (больше) чем мы, вместе с …». В субъективном и групповом сознании укоренено свободное отношение с временем, свободное расставание, свободное расходование времени, ориентация на будущее. В субъективном мире людей укоренены переживания сострадания, сопереживания. Внутренней позицией к самому себе становится уважение к собственным правам. В действиях с другими – согласие, уравнивание, компенсация, компромисс, консенсус. Целью действия видится уважение и достоинство, дискурсивная справедливость.

Практика показывает, что в конструктивном процессе медиации происходит метаморфоза: выстраивается переход от Чести к Достоинству и от Конфронтации к Уважению. Это особенно удается тогда, когда ориентированная на наказание позиция справедливости НЕ ожесточается, и когда возникает готовность вплетать взгляды Другого в собственное знание, рассуждение и действие.

Медиатор строит Диалог. Принятие того факта, что каждый знает о себе самом лучше, чем другие, – лучше знает, что он считает правильным и что неправильным, что в его глазах выглядит справедливо, что позволено и что не позволено, что могло бы функционировать, а что нет, в чем он нуждается, чтобы воплотить цели, – это восприятие человека как эксперта своей жизни. Оно формирует диалогическую модель отношений. Ей противостоят:

1. Иерархическая модель. В ней общее важнее индивидуального; царят Знания, Закон, Этика, а Публичность действует как цементирование конфликтов; Воспитание занимает гипертрофированно большую роль в социализации и общении людей друг с другом; Власть осуществляется через контроль всех сфер жизни; собственные интересы передоверяются, репрезентируются и делегируются.

2. Монолог. «Порабощение властвует там, где монолог заменил диалог» (Мишель Фуко). Значимость и важность одного в ущерб значимости остальных, ощущение собственной непогрешимости и знания того, что прав Я и не правы остальные – особенность тех сообществ, в которых право голоса одного существует за счет принижения, угнетения прав голоса других. Монологический тип школьного обучения, управления организациями типичны для наших культур.

Стремление слышать потребности других людей, признавать их права равными твоим, отказ от доминирования в оценках и видениях ситуаций, – это хрупкая сущность диалогического способа сосуществования людей.

Диалог для медиатора – это когда человек оценивается в этической максиме: всматриваться в глаза другого, в голую основу того, кто «стоит напротив», и при этом не делать его объектом, а видеть субъектом, с которым можно договариваться (ярко описано в концепции Левина); когда ценностью становится Субъективная справедливость каждого; когда внутренне присвоено право добиваться, договариваться, торговаться по поводу своих прав. И тогда доминирует цель во взаимодействии с людьми – совместное создание будущего, а функционирование договоренностей становится автоматизмом.

Диалогическая модель для медиатора это также знания собственных и чужих границ; понимание интересов каждого в отдельности и пересечения их в общей системе; ответственность за себя самого и общее; чувствительность, которая позволяет держать в поле внимания других людей с их потребностями и границами; готовность говорить с другими о трудностях и конфликтах; толерантность и принятие разного в человеке.

Медиатор – защитник диалога. В действиях медиатора необходимо формировать умения восстанавливать и защищать диалог. Это означает умения устанавливать рамки, договариваться о правилах, сопровождать процесс диалога, отслеживать процесс так, чтобы все важное не потерялось; медиатор каждого слышит, все принимает серьезно, удерживает результаты переговоров.

Чтобы восстановить/создать диалог надо вернуть Доверие. Для этого медиатор себя и другого принимает всерьез; различные потребности, интересы оценивает как легитимные; для него Знания – локальны и субъективны.

Медиатор защищает Человеческие права и этим укрепляет человеческое достоинство. Способность к восприятию собственных прав и потребностей в основном создает также и восприимчивость к человеческим правам других людей. Умение «слышать» собственные потребности приводит к пониманию этих же потребностей другого человека; восприятие себя самого, как человека со всеми Правами Человека влечет за собой также и восприятие Другого как Человека, обладающего этими же правами. В целом, самоосознавание способствует осознаванию Другого субъектом действий и отношений, носителем человеческих потребностей, желаний и прав.

Угнетение – там, где человеческое достоинство и с ним человеческие права нарушаются. Человеческое достоинство – ценность, которая напрямую связана с человеческими правами. Лишь те группы людей, в которых заботятся о человеческом достоинстве, развивают системы защиты человеческих прав. Лишь там, где сообщество в целом заботится о человеческих правах, вырастают люди, обладающие чувством собственного достоинства, уважающие достоинство других людей.

Медиатор укрепляет Власть субъектов. Общество без отношений власти – это только лишь абстракция. Отношения власти позитивны, пока они (а) обеспечивают автономию всех участников действия; (б) возможно самоограничение власти; (в) допустимо сопротивление власти.

Власть – это более или менее координирующая связь в отношениях. Отношения нуждаются в координации, обеспечении средствами связи, обмена. Координирующая власть – это способность группы людей, сообщества создать центры организации действий, служащие общим интересам. Эта же централизация приведет к злоупотреблению власти, если не создать средств ограничения и системы распределения власти.

Медиаторы действуют таким образом, чтобы у участников медиаций поддержать власть (достаточную степень влияния) представлять собственные интересы в той системе, которая пришла к кризису или конфликту и через это искать то «новое поле» в этой системе, где пересекающиеся интересы и потребности могут быть удовлетворены.

В обобщенном виде можно сказать, что постижение позиции медиатора – это обучение средствам гигиены социальных отношений. Гигиена – это сохранение здоровья. Медиация помогает вычищать отношения от негативных чувств и напряжений, а тем самым – сохранять социальное здоровье.

Где медиаторская позиция стала нормой жизни? Медиация как позиция вошла в оборот Европейского парламента, обозначив себя в документах, нормирующих способы ведения переговоров и принятия решения. Оценивая период работы Европарламента с 28 февраля 2005 года, Марк Леонард, – директор по международной политике Центра европейских реформ, – видит в качестве главной силы Европейского Союза пересмотр способов регулирования демократических процессов, изменения законов, процессов обмена мнениями в политических, хозяйственных, социальных и межиндивидуальных переговорах. Медиация, родившись в международно-политической области отношений, распространяется сегодня во всех областях человеческой жизни, становится обыденностью. «Демократизацией демократии» называет этот процесс Й. Дусс фон Вердт, один из самых известных в Европе медиаторов, практик, теоретик, философ и историк медиации. Медиация в Европейских странах получила статус, равный судебному. Признанная Евросоюзом, она рекомендовано к обязательному широкому применению в странах Европы.

Список литературы

  1. Г.Мета и Г.Похмелкина (Сост.) Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией методами и профессиональными технологиями. – М.: Издательство «Verte». 2004.
  2. Г.Ф. Похмелкина: Медиация как социальная технология: что и как делает медиатор, чтобы помочь конфликтующим сторонам прийти к согласию. // Журнал «Российское право: образование, право, наука, №1, 2009.
  3. G.Pokhmelkina, G. Mehta (2008) Erfahrungen mit der Implementierungen der Mediation in Russland [ОпытвнедрениямедиациивРоссии]. In: Czell, Gernot / Henkel, Jürgen / Mehta, Gerda / Schramm-Grüber, Dagmar (Hg.) (2008) Neue Wege zum Konsens: Gutes Verhandeln und Produktives Streiten in Wirtschaft, Gesellschaft und Politik [Новыепутикконсенсусу: мирныепереговорыипродуктивныеконфликтывбизнесе, обществе, политике]. Sibiu , S. 86-99.
  4. Gerda Mehta, Klaus Rückert (Hg.) Mediation und Demokratie. Neue Wege des Konfliktmanagements in größeren Systemen [Новыепутиконфликтногоменеджментавбольшихсистемах] . – Carl AuerSystemeverlag, Heidelberg, 2003
  5. Joseph Duss-VonWerdt: Homo Mediator. Geschichte und Menschenbild der Mediation [Homo Mediator. История и картина человека в медиации]. – Klett Cotta Verlag, Stuttgart, 2005
  6. Gerda Mehta, Klaus Rückert (Hg.): MEDIATION. Instrument der Konfliktregelung und Dienstleistung [МЕДИАЦИЯ. Инструментрегулированияконфликтовиуслуга] . – Falter Verlag, Wien, 2008

 

 

 

Gerda Mehta (Viena)

Galina Pokhmelkina (Moscow)

 

Mediation ist vor allem eine Lebenshaltung, ein neues Paradigma in der Kultur der Beziehungen. Leben dementsprechend heißt in, mit und trotz Konflikten leben; verdrängte, verleugnete und ungelöste Konflikte binden «innen» ungeheure Energien, die im Alltag von Arbeit und Beziehung fehlen; individuelle Ansprüche, individuelle Lebensentwürfe und autonome Lebensgestaltungen brauchen Abstimmung mit Mitmenschen und Überwindung von einander widersprechenden Interessen, damit friedliche Koexistenz und Offenheit für Begegnungen auch weiterhin möglich sin; wir sind einander Mitmenschen und wir können diese Bezogenheit aufeinander unterschiedlich gestalten. Homo Mediator – ist eine Lebenshaltung, die als Haupobjekt bei der Mediationausbildung existiert, was im Artickel beschrieben ist.

 

 

Gerda Mehta (Viena)

Galina Pokhmelkina (Moscow)

 

ETHICAL POSITION of mediator – the main subject

 of mediator’s formation

Mediation is first of all a life position, a new paradigm in the culture of the relations. Life is called accordingly to be in live with and in spite of conflicts; edged out, denied and unsolved conflicts bind «inside» immense energy which is absent in the everyday life of work and relations; individual rights, individual life projects and autonomous life creations need agreements with people and overcoming each other to contradicting interests, so that peaceful coexistence and openness are possible for meetings also furthermore; we are to each other people and we can form these dependence on each other differently. Homo Mediator – is a life position which exists as a main subject with the mediator’s formation, what is described in this article.

 

Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный метод формирования творческой позиции личности в процессе непрерывного образования. //Психолого-педагогические проблемы многоуровневого образования. – Тверь: Тв.ГУ, 1994.

Schwarz Gerhard (2001) Konfliktmanagement. Konflikte erkennen analysieren, lösen. 5. Auflage Wiesbaden, Gabler.

 

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009