Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Г.Р. Водяненко (Пермь)

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Изменения, происходящие в сфере образования, требуют пересмотра образовательной политики. На первое место сегодня выходят проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества. Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой его качества, является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, большой напряженностью труда педагогов, оттоком квалифицированных кадров из образования в другие отрасли в период экономической нестабильности и недостаточной финансовой обеспеченности. Проблема качества образования также обострилась и в связи с непрерывно растущим объемом человеческих знаний.

В современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от педагога к обучающимся необходимого запаса знаний становится совершенно утопической. В этих условиях важно научить учащихся умениям приобретать знания. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции [1, с. 19-27].

Компетентностный подход, который набирает силу в современном образовании, является отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Почему же провозглашенный во всех нормативных документах об образовании последних лет, востребованный обществом в целом и системой образования, как общественным институтом, в частности, компетентностный подход с таким трудом пробивает себе дорогу? Причина на наш взгляд в том, что его внедрение требует серьезной перестройки системы элементов и структур системы образования. Но главная проблема заключается в следующем: несмотря на всеобщее (внешнее) признание педагогической общественностью необходимости формирования нового образовательного результата, до сих пор не произошло осознание и принятие (внутреннее) большинством преподавателей этого результата деятельности, как критерия качества образования.

Именно деятельность педагогов является краеугольным камнем развития той или иной парадигмы образования. И если сам преподаватель не будет ориентирован личностно на каждого ученика, если не будет убежден в том, что только в деятельности, в партнерском взаимодействии происходит развитие и саморазвитие, не будет сам компетентным педагогом, все провозглашенные нововведения останутся лишь декларацией. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств. По исследованиям Б.Г. Ананьева развитие личности педагога и его профессии взаимосвязаны и взаимообусловлены [7]. Профессиональная компетентность педагога – понятие многогранное. От преподавателя требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в образовательном процессе, осмысливать собственную деятельность, владеть навыками профессиональной рефлексии.

В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности [3, с. 8-9]. Рефлексия в педагогической деятельности – это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения. Проблемность любой педагогической ситуации определяется присущим ей внутренним противоречием между целью, которую нужно достигнуть, и объективной возможностью ее непосредственного достижения. Снятием этой проблемности (иными словами, продвижением к достижению поставленной цели) и занимается преподаватель, когда решает профессиональную задачу [2, с.51]. Продуктивное решение профессиональных задач возможно лишь при выходе педагога в рефлексивную позицию по отношению к своей деятельности. Универсальным условием выхода в рефлексивную позицию является наличие проблемной ситуации.

Огромным потенциалом в данном контексте, на наш взгляд, обладает проектная деятельность, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, обеспечивать переход от управления учебной деятельностью к самоуправлению. Проектная деятельность является своеобразным «катализатором» проблем и, безусловно, способствует развитию личности.

Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Проектное мышление активизирует сферу когнитивных способностей, на стороне которой – значительная часть всех способностей вообще.

Сегодня слово «проект» стало невероятно модным. Проектом именуется всё, что не является традиционным учебным предметом и выходит за пределы традиционной учебной программы. Однако мало кто понимает, чему по норме нужно учить в проекте, что по форме должно стать предметом освоения учащимися при работе в проекте. Главное назначение проектов – вводить обучающихся в деятельность проектирования. Эта задача трудная, поскольку она предполагает хорошее овладение деятельностным подходом. Она предполагает также, что педагог знает, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности, например, от исследования, что педагог умеет распознавать их и сам хотя бы немного владеет методами исследования и проектирования [5]. Исследование и проектирование – типы мыследеятельности, которые выделяют наряду с организацией, руководством, управлением, конструированием, программированием и т. д.

Исследование и проектирование пронизывают собой разные сферы человеческой деятельности. Особая роль сферы образования по отношению к другим сферам состоит в том, что данные типы мыследеятельности должны поддерживаться, воспроизводиться и получать развитие в них средствами образования. Это означает, что сфера образования, институт образования могут осуществлять запуск данных процессов в обществе в целом. Чтобы такое могло происходить, необходимо учиться обоим типам мыследеятельности. Исследование и проектирование должны также стать предметом освоения самих педагогов, для того, чтобы эти векторы развития могли действительно реализовываться в сфере образования. Необходимо подчеркнуть, что проектирование является тем средством, с помощью которого педагог может расширять горизонт своей компетентности, изменять уровень развития собственной личности, и, конечно, своего профессионализма в контексте обучения проектированию учащихся.

Особую роль в аспекте рассматриваемого предмета могут и должны сыграть новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые стремительно развиваются, проникая во все сферы жизни человека, и являются неотъемлемым атрибутом информационного общества. Соответственно, в современном информационном обществе особую роль играет способность педагога решать широкий круг профессиональных, познавательных, бытовых и иных задач с использованием компьютера, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Профессиональное овладение преподавателем ИКТ предполагает:

  1. осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;
  2. готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке;
  3. стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды;
  4. готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;
  5. освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области);
  6. готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение);
  7. способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности.

Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма, который характеризуется мастерством и высокой степенью компетентности. Среди множества компетенций, которыми должен обладать преподаватель, особое место занимает информационная компетенция личности, которая является базовой даже для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Основное содержание информационной компетентности преподавателя включает:

  1. умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации;
  2. освоение технологий подготовки педагогической инфопродукции;
  3. использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Рассматривая информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия – информационной культуры педагога.

Информационную культуру современного педагога можно представить через следующие системно моделирующие профессиональные качества [4, с. 29]:

  1. инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
  2. деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;
  3. способность к культуротворчеству, которая выражается в создании творческих информационных педагогических разработок.

Обладая перечисленными профессионально-педагогическими качествами, которые приобретаются в процессе формирования информационной культуры, преподаватель может успешно и эффективно работать в среде образовательной инноватики.

Мы уже говорили о том, что специфика профессиональной деятельности педагога такова, что рефлексия – это отличительный ее признак, без развитой рефлексии человек не может состояться как педагог. Тем более что в формировании информационной культуры рефлексивные процессы приобретают свои особенности, которые в обычной деятельности педагог не осуществляет. Появление этих особенностей связано с тем, что педагог в таком процессе действует одновременно и как преподаватель, стремящийся разработать учебный или какой-либо другой проект, используя информационные технологии, и как обучающийся, овладевающий и самими технологиями и проектной деятельностью. В связи с этим предметом рефлексии становится не только процесс преподавания и взаимодействия с учащимися, но и процесс использования быстро обновляющихся информационных технологий в ходе создания педагогического проекта [6].

Таким образом, формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей интеграции его компьютерной и педагогической компетентностей;

2) к деятельности, обладающей возможностью способствовать развитию информационной культуры педагога, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий;

3) формирование информационной культуры преподавателя требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов инфокультуры, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;

4) развитие рефлексии как основы формирования информационной культуры требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры преподавателя, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если преподаватель будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры учеников.

Список литературы

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – с. 19-27.
  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.
  3. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии, М.: Магистр, 1995, 111 с.
  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – М.: Школьная б-ка, 2002. – 288 с.
  5. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании. – Режим доступа: // http.www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/.
  6. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – 248 с.
  7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2004. – 448 с.

 

G. Vodyanenko (Perm)

 

PROJECT ACTIVITIES OF A TEACHER IN TERMS OF INFORMATION CULTURE FORMATION

Intensification of problem solving necessity for quality of education in the activities of teachers is grounded. A possibility to apply project and reflexive approach for formation of teacher’s information culture in order to increase his professional qualification and competence is being considered.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009