Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Т.А. Полякова (Пермь)

В.И Перфильев (Пермь)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА В СПОРТЕ

 

В процессе исторического развития общества возникло множество разнообразных профессий, специальностей, связанных с достижением конкретной, общественно необходимой цели. Одна из таких профессий – тренер. Профессия тренера социально значима. О высоких достижениях спортсменов пишут очень много. Однако это не в полной мере справедливо. Нельзя забывать о том, что центральными фигурами в спорте являются, как правило, не сами выдающиеся спортсмены, а их тренеры. Тренерский труд насыщен сложностями, эмоциональными напряжениями на уровне стрессов.

Жесткие требования к задачам этапов многолетней спортивной подготовки требовали все более раннего включения в ее орбиту детей и подростков, что не смогло не сказаться на количестве представителей подрастающего поколения, имеющих доступ к высшим ценностям спорта.

Одним из наиболее существенных последствий этих тенденций в развитии спорта высших достижений, стало создание системы отбора талантливых юных спортсменов, изначально исключающей возможность реализации своих физических способностей и спортивных талантов для подавляющего большинства детей, подростков и юношей, В этом случае в систему многолетней спортивной подготовки включались, как правило, лишь те дети, которые «казались» талантливыми тренеру – селекционеру, или их способности соответствовали специализации этого тренера. Таким образом, была создана система изначально узаконенной дискриминации подавляющего большинства детского населения и молодежи страны, их фактического отлучения от действительных ценностей физической и спортивной культуры.

Самое опасное из них для развертывания спортивного массового движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена [1]. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

Целью нашей работы явилось – выявление педагогической позиции тренеров преподавателей по проблеме первичного спортивного отбора.

В ходе работы были поставлены задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме отбора в спорте.

2. Разработать анкету для тренеров-преподавателей для выявления их отношения к спортивному отбору.

3. Выявить педагогическую позицию тренеров при отборе детей в спортивную секцию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, методы математической статистики (простое и процентное соотношение).

Исследование проводилось во время прохождения тренерами курсов повышения квалификации. В анкетировании приняло участие 78 тренеров-преподавателей разных видов спорта. Из них мужчин 55 человек, представители видов спорта: хоккей, футбол, карате, тяжёлая атлетика, лёгкая атлетика, спортивное ориентирование, настольный теннис, бокс, дзюдо, баскетбол, волейбол, пауэрлифтинг. Тренеры – женщины, 23 человека, представители баскетбола, волейбола, спортивного ориентирования, художественной гимнастики, фигурного катания, настольного тенниса Характеристика выборки представлена в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика выборки испытуемых

Пол, количество человек.

Высшая категория

1,2 категории

Мужчины (55)

24

31

Женщины (23)

17

6

 

Результаты исследования их обсуждение. На вопрос, считаете ли вы необходимым осуществлять отбор детей в спортивную секцию, мужчины-тренеры ответили следующим образом: 32,7% ответили утвердительно, (футбол, баскетбол, волейбол), остальные 67,3% ответили отрицательно (хоккей, карате, л\а, т\а, спортивное ориентирование, дзюдо, бокс, н/т), мотивируя тем, что отсутствует большое количество желающих заниматься.

Женщины-тренеры ответили следующим образом: 73,9% всегда осуществляют отбор, это представители художественной гимнастики, фигурного катания, волейбола и баскетбола, и 26,1% ответили, что принимают всех желающих (спортивное ориентирование, лёгкая атлетика, настольный теннис).

Этот факт можно объяснить тем, что представители видов спорта, результат в которых напрямую зависит от росто – весовых показателей, оправдывают избирательный набор в секцию через «жесткий» антропометрический отбор.

На вопрос, какие критерии, считаете основными при отборе в секцию, мнения разделились, представители видов спорта, в которых результат зависит от росто – весовых данных (волейбол, баскетбол, фигурное катание, художественная гимнастика) на первое место отнесли медико-биологические критерии (65,4%), на второе критерии физической подготовленности (34,6%), психологические (0%) критерии на третьем месте.

Остальные тренеры (хоккей, дзюдо, бокс, спортивное ориентирование, настольный теннис, лёгкая и тяжёлая атлетики) на первое место отнесли критерии физической подготовленности (65,45%), на второе место медико-биологические (34%), на третье – психологические (0,55%). В принципе, просматривается исторически сложившееся отношение к критериям выявления предрасположенности к виду спортивной деятельности.

На вопрос, оправдывают ли выбранные критерии при дальнейшей работе с детьми, 81% считают, что критерии оправдывают себя в работе; 13% затруднились ответить; 6% считают, что их критерии оправдывают себя не в полном объёме.

На вопрос, считаете ли Вы оправданным отчисление детей, которые настойчиво занимаются спортом, но не имеют ярко выраженных способностей, мнения опять разделились: 55% из опрошенных считают, что нужно дать ребёнку возможность заниматься любимым делом; 25% порекомендовали бы попробовать себя в другом виде спорта; 10% считают, что такие дети отвлекают тренера от занятий с одарёнными спортсменами, нужно отчислять; 10% считают, что дети в итоге уйдут сами, т.к. не будет динамики в приросте результатов.

На наш взгляд, в этом вопросе просматривается несколько позиций тренеров к сохранности контингента в группе. Первая – «гуманная позиция» то есть сохранить количество учащихся, причём не важно, что некоторые дети не вписываются в модель успешного спортсмена, так как оплата труда подушевая.

Вторая: «Неспособным не место в моём виде спорта!» – антигуманная. Тренеры этой градации уверены, что ученики не соответствующие модели успешного спортсмена отнимают время, силы и терпение.

Третья: «Пусть сам поймёт, что вид спорта не его» – «безответственная позиция».

Четвёртая, – «профессиональная позиция» – переориентация, на наш взгляд самая честная, когда тренер порекомендует вид спорта, где ребёнок сможет себя проявить. Причём, в последнее время в научной литературе появились диссертационные исследования посвящённые проблеме переориентации [2].

На вопрос, были бы рады тренеры, если к ним направляли детей, желающих заниматься их видом спорта, из 100% опрошенных 95% считают благом для себя; 5% опрошенных затруднились ответить.

Таким образом, результаты анкетирования выявили неоднозначное отношение тренеров-преподавателей к проблеме спортивной ориентации и отбора. В ходе работы было выявлено несколько позиций тренеров по проблеме отбора детей в спортивные секции:

  • «гуманная» – 55% отпрошенных тренеров;
  • «антигуманная» – 10% опрошенных тренеров;
  • «безответственная» – 10% опрошенных тренеров;
  • «профессиональная» – 25% опрошенных тренеров;

Тем не менее, практически все тренеры заинтересованы в привлечении как можно большего числа занимающихся именно в их вид спорта.

Список литературы

  1. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2005. – 384 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
  2. Чернухина О.В. Отбор, сохраняющий детей в спорте. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004.-№1. – С. 33 – 35.

 

 

T.A. Polyakova (Perm)

V.I. Perfilyev (Perm)

 

THE PEDAGOGICAL POSITIONS OF TRAINERS ABOUT THE PROBLEM OF THE FIRST SELECTION IN SPORT

This article enables the reader to learn about the attitude of coaches of different kinds of sport towards the primary selection. It is proved in the research that depending on the kind of sport, coaches’ level of proficiency and personality peculiarities their pedagogical viewpoints will be different.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009