Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Р.А. Рогожникова (Пермь)

О.О. Палина (Пермь)

 

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У БУДУЩЕГО ВРАЧА

 

В условиях экономических и социально-политических преобразований в нашей стране, а также социальных перекосов в кризисный период, этического вакуума, разрушения этических традиций, разгула цинизма и индивидуализма проблема нравственного отношения к человеку приобретает особую значимость, как социальную, так и педагогическую.

В наше время социальная и воспитательная ситуации осложнились во всех сферах образования. Процесс дегуманизации общества не способствует плодотворному педагогическому процессу. Все это отрицательно сказывается на подготовке специалистов. Особо это касается подготовки будущих врачей, ибо медицинский работник призван самой профессией быть гуманным. Молодежь, выбирающая эту профессию, должна понимать, что быть врачом – это значит не только владеть своей специальностью, но и быть высоко нравственной личностью.

В последние годы жалобы больных и их родственников в адрес медиков приобрели статус социального явления. Нравственная индифферентность, присущая немалой части медицинских работников, недооценка ими моральных аспектов, выдвигаемых повседневной практикой врачевания, являются причиной возникновения конфликтов в системе «врач-больной». В связи с этим, воспитание у будущих врачей нравственного отношения к человеку, в особенности к больному, как человеку более ранимому, нуждающемуся в особенно внимательном, щадящем отношении, является одной из важнейших задач высшего медицинского образования.

Охрана здоровья – не разновидность бытового сервиса, не служба, а служение. Выбирая медицину, человек выбирает смысл и стиль своей жизни, он добровольно решается на огромную, иногда мучительную самоотверженность в труде. Незыблемые принципы врачевания, не подвластные времени, выстраданные в столетиях, сохраняют свою непоколебимость и обретают особую значимость сегодня. Это, прежде всего, принципы врачебной деонтологии, основанные на высших проявлениях бескорыстной заботы о человеке. Нравственные законы, на которых зиждется высокопрофессиональная деятельность врача: совесть, честь, долг.

«Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть», – сказал В.А. Сухомлинский (1). В медицине совестливый человек ценнее ценного, потому что он надежный, а охрана здоровья, спасение от болезней и смертей должны быть обеспечены золотым запасом профессиональной и личной надежности. Конечно, положение медицины, положение врача в нашем обществе далеки от желаемых идеалов; трудностей разного рода – множество. Но никакие сложности бытия никогда не были и не могут быть оправданием ремесленничества или бездушия для людей в белых халатах. Как бы ни изменялись социальные условия, подлинная нравственность для врача – незыблемая основа его профессиональной принадлежности. Это должны хорошо усвоить студенты – медики, готовясь к врачебной деятельности. Осмыслению данной проблемы будет способствовать гуманизация образования.

Медицинский вуз имеет все возможности для воспитания высоконравственного врача. Это образовательное учреждение рассматривается как воспитательный и образовательный институт, один из микрофакторов социализации личности, отличающийся тем, что первостепенное значение уделяется профессиональному медицинскому образованию во взаимосвязи с формированием у будущих врачей нравственности. Оптимизация образовательного процесса, смена его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность студента способствует развитию гармоничной, социально активной личности, формированию ценностно-смысловых установок, коммуникативности. Гуманистическая парадигма образования обеспечивает душевный контакт в процессе врачевания, понимание тонких механизмов и специфики заболеваний, наконец, вызывает чувство высокого гражданского долга.

Профессиональное становление врача-гуманиста возможно в том случае, если в медицинском вузе реализуется воспитательная система, которая создает условия для развития не только профессиональной компетентности будущего врача, но и духовно нравственного и культурного развития личности, а также гражданского становления.

В этой связи следует сказать о гуманистической направленности воспитательной системы Пермской государственной медицинской академии им.ак. Е.А. Вагнера. Воспитательную среду в академии формируют администрация, научно-педагогические и студенческие коллективы. Наряду с учебным процессом, который во многом способствует воспитанию гражданственности, духовного и нравственного самосознания студентов, многие внеучебные формы также имеют большой воспитательный потенциал. Включение будущих врачей в систему общественных, политических и нравственных отношений способствует формированию общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, готовности к самопожертвованию, ответственности … Студенты медакадемии регулярно принимают участие в волонтерском движении по программе «Вузы и регион». Волонтеры посещают детские дома Пермского края, где проводят медицинское обследование детей и назначают необходимые лечебные мероприятия. Проводится также санитарно-просветительская работа, пропагандируется здоровый образ жизни, оказывается посильная материальная помощь, собираются и отправляются в детские дома игрушки, одежда, книги. Привлекаются будущие медики и по уходу за пожилыми людьми и инвалидами.

В соответствии с проектом «Экология и проблемы здоровья детей», представленным Пермским региональным общественным благотворительным фондом «Солнечный дом», студенты приняли участие в проведении комплексного исследования состояния здоровья детей Пермского края. На основе полученных результатов исследований совместно с преподавателями академии был разработан и внедрен комплекс оздоровительных мероприятий, а также намечен план профилактических мероприятий, направленных на оздоровление сельских детей.

Все эти мероприятия позволяют студентам проявить человеколюбие, практически реализовать знания о гуманном отношении к человеку.

Однако в практике многих медицинских вузов до сих пор часто господствует подход, который реализует представление о том, что основной целью обучения является овладение студентами знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании. В рамках данного подхода разрабатываются нормативные требования к усвоению и критерии оценки деятельности преподавателя и студента (2). Это не способствует формированию у студентов осмысленного отношения к профессии.

В связи с этим, проблема воспитания у будущих врачей нравственного отношения к человеку остается чрезвычайно актуальной. Многочисленные примеры невнимательного, порой грубого, пренебрежительного, оскорбительного отношения к больному человеку требует определения условий, которые способствовали бы преодолению противоречия между декларированием гуманистического характера профессионального становления врача и дегуманизирующей практикой его профессионального поведения. Гуманистическое воспитание будущего врача обретает свое практическое воплощение лишь при условии формирования гуманного отношения к человеку. Становление этого отношения может быть обеспечено, если в содержание и методику преподавания соответствующих учебных дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии врача, а врачебная практика должна основываться на ценностном отношении к человеку, т.е. принятии больного человека как уникальной духовной сущности. Гуманность у студента-медика формируется через психологический механизм интериоризации, т.е. переход накопленных знаний в личностное качество.

Список литературы

  1. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке.– М: Советская Россия, 1978.
  2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М. Врач – педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. – М:ГОУВУММЦ МЗ РФ, 2001.-с.49-252.
  3. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – Киев: Выща школа, 1988.
  4. Павлов Ю.Д., Сапроненков П.М. Медицинская этика. – Ленинград: Медицина, 1984.

 

 

R. Rogozhnikova (Perm)

O. Palina (Perm)

 

To the problem of education of moral attitude to a person in future doctors

The article is dedicated to education of humane attitude to people in the process of professional doctors` studies. In spite of all declarations everyday doctors` practice shows a lot of examples of immoral attitude to a patient. There is an acute necessity to investigate the problem of education of moral attitude to a person, to patients in particular, to those who need it most of all.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009