Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Джеми Уокер (Берлин)

 

ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ И ПОЗИЦИЯ МЕДИАТОРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

 

Перевод Г.Ф.Похмелкиной

Общая редакция О.Б. Кетовой

 

Медиация рассматривается, прежде всего, как процесс эффективного преодоления споров и конфликтов. В педагогическом контексте она может быть использована для преодоления повседневных конфликтов между учениками (здесь лучше использовать «медиацию равных»), конфликтов в педагогическом коллективе, конфликтов между школой и родителями. Часто внедрение программы медиации в школе приводит к новому осознанию значения конфликтов в школьной повседневности. В таких программах речь не идет о том, чтобы бороться с конфликтами или проводить профилактику конфликтов. В большей степени – это о том, чтобы способствовать развитию у детей и подростков нового способа обращения друг с другом в ситуациях рассогласования, столкновения – о перспективе приходить к согласию и возможности уходить от насилия в конфликтном противостоянии. Такое становится реальным, прежде всего, тогда, когда мы эффективно кооперируемся с педагогами, школьными социальными работниками, психологами и школьным руководством и вместе поднимаем общую конфликтную компетентность. И только в этом случае школьная система становится способной принять и удержать, сделать жизнеспособной программу развития школьной медиации.

При обучении медиации педагоги приобретают умения узнавать за тягостно воспринимаемыми конфликтами неочевидные, не лежащие на поверхности причины споров, использовать структурированное ведение диалога и техники задавания вопросов. Уже во время обучения конфликты начинают восприниматься педагогами все более детально, дифференцированно. Обучаемые чувствуют себя значительно лучше с конфликтами, все эффективнее деэскалируют их, а сами конфликты все меньше воспринимаются ими как угроза. Все интенсивнее педагоги рефлексируют собственные роли в конфликтах, все более открыто обмениваются друг с другом идеями и отношениями в конфликте, все чаще применяют вновь полученные знания и способности в конкретных реальных ситуациях. Но это не означает, что в практике педагоги при каждом подходящем случае проводят целостную медиацию – это было бы невозможно, учитывая многообразие решаемых ими профессиональных задач. Происходит другое – профессионализируется их обращение с конфликтами благодаря медиативной позиции, что означает: конфликты опознаются на ранней стадии, а педагог в состоянии избежать эмоционального «втягивания» и эффективнее установить дистанцию с конфликтом – даже тогда, когда не возможно разрешение спора и нужны другие меры.

В статье я хочу сначала привести семь базовых принципов, которые лежат в основании процесса медиации. Затем описать возможности и проблемы медиации в педагогическом контексте.

Базовые принципы медиации

  1. Уважение, внимание к себе и другому.

Ребенок с негативным внутренним образом самого себя, не получающий дома подкрепления позитивной самооценки, в школе чаще всего демонстрирует вызывающее поведение. Всем мешающее поведение – это попытка привлечь внимание, поскольку и негативное внимание соучеников – в большей степени это присуще мальчикам – дает определенное подтверждение своей значимости.

В медиации мы опираемся на то, что в каждом человеке есть что-то позитивное, его лишь необходимо вытащить на свет. Даже тогда, когда поведение кажется бессмысленным и/или неприятным, мы ищем потребности, желания и чувства, стоящие за внешним проявлением. Чаще всего это становится ключом к пониманию поведения и/или конфликтной ситуации, а также конфликтной динамики – и для нас и для конфликтующих сторон. Если на третьей фазе медиации («высвечивание») нам удается это проработать, мы переходим к фазе поиска решений, где все стороны опираются на «свои права» и где уже не идет речь «о потере лица». Внимание и уважение к себе самому и другим приходит не столько от методики, сколько от наших поведенческих проявлений, за которым стоит наша позиция. Мы должны сами уважать и принимать всерьез спорящие стороны – даже и тогда, когда их поведение нам чуждо. Дети и подростки как никто другой чувствительны к нашей искренности-неискренности, к тому, действительно ли мы принимаем всерьез их самих и их интересы.

  1. Готовность слушать, слышать и понимать

Без способности и готовности выражать собственные мнения и чувства, а также слушать и слышать другого с полным пониманием, мы не способны в конфликтных ситуациях находить адекватные и конструктивные решения. В медиации мы сдерживаем собственные мнения и чувства (это очень трудно учителям в отношении детей!). Более того, нашей задачей становится создание атмосферы, в которой стороны медиации могли бы открыто проявлять себя и при этом быть выслушанными, услышанными, понятыми. В эмоционально заряженной ситуации им с трудом удается быть честными, не проявлять при этом обиды. Мы одновременно сосредоточенно и внимательно выслушиваем одного участника медиации и держим другого в поле зрения, чем сигнализируем, что мы его также хотим услышать и понять. В то время, когда партнер по конфликту поглощен самим собой и приводит контраргументы, наша задача – быть переводчиками, «отзеркаливая» сказанное. Это воздействует обезоруживающе: тот, кто что-то рассказывает, чувствует себя понятым, другой же возможно может лучше воспринять обстоятельства, поскольку это звучит от нас (2-я фаза – «Обозначение тем»). Выслушивание – это хорошее упражнение для развития всестороннего пониманию, благодаря которому прямая коммуникация по ходу медиации удается все лучше – до момента, когда конфликтующие партии иногда без нашего вмешательства начинают искать варианты.

  1. Способность вчувствоваться

В начале медиации между сторонами возникает недовольство, негодование. Часто они бывают в ярости по отношению друг к другу или обоюдное недоверие полностью подавляет стороны. В подобных ситуациях нелегкой задачей становится стимулирование вчувствования, эмпатии. Опыт показывает, что пока медиатор не проявит массивное сочувствующее принятие человека с его нуждой, участник медиации не сможет перейти к фазе «смена перспективы» – здесь может всех пронзить понимание, что в конфликте страдают все стороны. Часто обсуждение глубинных оснований и причин конфликта приводит к готовности встать на место другого и увидеть конфликт его глазами. Такое всестороннее сочувствие оказывается ключом к общему решению. Но случается, что в медиации не удается вызвать способность сочувствовать у одного или всех партнеров и тогда не происходит смены перспективы. Не нужно нам, медиаторам, в этом себя винить, а следует занять прагматическую позицию. Также и без «проницания» (в чувства друг друга) партнеры по конфликту могут решить, что необходимо искать выход – иногда мотивом к этому становится альтернатива, которая хуже чем медиация, например, когда в случае прерывания медиации разбор случая переходит к школьному руководителю.

  1. Умение конфликтовать

Умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без того, чтобы нанести ущерб другим. Пассивное поведение или робость перед конфликтами приводит к тому, что человек не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя обходить. Агрессивное поведение или получение удовольствия от конфликтов часто приводят к тому, что собственные задачи решаются за счет других, что также ведет к конфликтной эскалации. Такие способы поведения часто обусловливают друг друга. В зависимости от того, с какими участниками медиатор имеет дело – два конфликтно-пассивных участника, или два агрессивных, или один конфликтно-пассивный, а другой агрессивный, – необходимо реагировать различным образом: конфликтно-пассивного поддерживать, артикулировать его ситуацию, потребности, условия, не вставая при этом на его сторону. От конфликтно-агрессивного мягко, но определенно требовать, чтобы он сдержанно излагал свои обстоятельства, делал это так, чтобы его смогла услышать, понять другая сторона конфликта. Здесь действует принцип: «думать по ходу». Мы должны понимать, как лучше действовать на каждом конкретном шаге работы – это требует постоянного высокого напряжения внимания, чуткости, гибкости. И если нам удастся соблюсти баланс, мы создадим еще одну ступень к развитию способности конфликтовать наших участников медиации, дадим им опыт возвращения надежды на то, что можно преодолеть несогласие, привести договоренности к всестороннему удовлетворению.

  1. Кооперация

В медиации мы можем только тогда найти равновесное решение, когда существует готовность к кооперации. Это означает, что участники медиации должны быть готовы и способны опознать свой собственный вклад в конфликт. Чаще всего конфликтующие стороны приходят с позицией: «Виноват другой – он должен измениться!». И только тогда, когда становится ясно, что оба сделали вклад в конфликт, создается кооперативная установка: «Мы должны решить проблему вместе!». Медиаторы стремятся к „win-win“ решению, но оно не всегда возможно. Но в любом случае мы должны обоих партнеров привлечь к выработке решения, а на четвертом этапе медиации проверить все возможные решения: насколько они всех удовлетворяют? Равновесны ли? Реалистичны ли? Конкретны? Совместны ли? В конце концов, наши участники медиации должны будут – после медиации – уже без нашей поддержки продолжать свою совместную работу по реализации договоренностей.

  1. Отзывчивость и критическое мышление.

В медиациях мы стараемся подтолкнуть спорящих встать на точку зрения другого и приобрести критический взгляд по отношению к самому себе или своей группе. Речь идет не только о способности встретить конфликт открыто и критически, но также о готовности изменить свою точку зрения на основе новой информации или другого понимания. Это очень трудно – детям ли, подросткам ли, взрослым ли – прийти к медиации со своим собственным застывшим мнением, а иногда и конкретным представлением, каким должно быть решение. Вряд ли кто-то будет с удовольствием ставить под вопрос «свое единственно правильное видение», но именно к этому мы и будем вести своим интенсивным переспросом. Более того, в медиации недопустимо выражать критику, а также очень трудно признавать свои ошибки или сомнения. Все это удастся, если мы создадим такую уважительную и защищенную атмосферу, которая позволит возродиться доверительным отношениям между спорящими сторонами. В такой атмосфере сторонам удается найти множество идей для решения, что вряд ли возможно без нашего участия.

  1. Фантазия, креативность, удовольствие

Чрезвычайно интересно в медиации то, что, во-первых, никто заранее не знает, какое решение будет принято, а во-вторых, – то, что решение находится самими сторонами, а не нами (медиаторами). Это означает, что мы доверяем сторонам самим находит подходящее решение. Одновременно мы должны быть открыты и будить их фантазию: предложение необычных и непривычных решений на 4-ой фазе поможет выйти из напряжения – именно потому, что они не могут быть реализованы. Мы не можем предлагать решения. Учителям это удается с особенно большим трудом – у них же всегда заранее есть правильные решения. Вместо того, чтобы давать ответы, необходимо ставить вопросы, чтобы участники спора сами приходили к идеям.

И, наконец: как бы ни было серьезно в конфликте и медиации, – мы не должны терять чувство юмора; не запрещено же получать удовольствие! Мы реагируем аутентично, как нормальные любопытные люди, мы не остаемся холодными к тому, что нам рассказывают участники медиации. И нам станет очень тяжело, если мы окажемся слишком вовлечены в конфликт (чего не должно случаться!). Во время медиаций бывают ситуации, которые смешны своей абсурдностью. И если все участники их так воспринимают, то почему бы вместе с ними не посмеяться? – так чуть разрядится ситуация, и мы мужественно будем двигаться дальше.

Медиация – вызов для нас, педагогов и людей. Мы в медиации структурируем разговор без того, чтобы определять его содержание; вовлекаемся всеми своими силами, но без ожидания, что обязательно должно быть найдено решение; мы вступаем со спорящими в близкий межчеловеческий контакт, но без того, чтобы подойти слишком близко; мы доверяем самим ученикам принимать решение, не регламентируя, когда и к какому соглашению они захотят прийти. Это действительно напряженный процесс, который во многом не совпадает с распространенными нормальными рамками педагогического процесса.

Возможности медиации в школе

Возможности медиации многообразны:

Ученикам предоставляется самим регулировать собственные конфликты.

Особенно в рамках медиации равных (Peer-Mediation) они проживают гордость за ту ответственность, которую берут на себя, поддерживая своих соучеников при урегулировании споров. Родители знакомятся с медиацией как с эффективным и приносящим удовлетворение средством преодоления конфликта, что может быть перенесено ими в другие области – профессию или семью. (Во время презентации медиаций на родительских собраниях меня часто спрашивают, где можно получить образование в медиации). Педагогические коллективы получают в руки инструмент для урегулирования повседневных конфликтов и уже не воспринимают/ощущают конфликты как то, что так сильно отягощает. И, наконец, школьное руководство бывает освобождено от «мусора конфликтов», так загружающего рабочий день: конфликты разрешаются по-другому (медиации силами учителей, учеников, социальных педагогов) и школьное руководство получает дополнительное время для других задач.

Проблемы, которые следует предусмотреть.

Какие проблемы возможны при введении школьной медиации?

Порой педагоги доверяют построение программы тем, кто недостаточно подготовлен и/или недостаточно ангажирован. Важно, чтобы у медиатора было базовое образование (в Германии образование для школьных медиаторов состоит из 80 часов), и чтобы он был хорошо мотивирован применять медиацию в своей школе. В любом случае это должно быть добровольным занятием. Чтобы выдержать три-пять лет, которые необходимы для того, чтобы внедрить программу, участвующим учителям кроме всего нужна возможность коллегиальных обсуждений с другими школьными медиаторами. Надо также позаботиться, чтобы медиаторы из учеников также получили подготовку. Более того, совершенно необходимо организовать обмен опытом и посещение постоянно действующих семинаров; их «служба» должна быть выделена как особая, чтобы она так и воспринималась всеми.

Иногда поддержка со стороны школьного руководства или педагогического коллектива оказывается недостаточной. Программа может стать успешной лишь тогда, когда она поддержана руководством и большинством педагогов. Школьное руководство должно позаботиться о финансовой, психологической и другой поддержке со стороны органов управления образованием. Например, могут быть оплачены семинары по медиации, предоставлены оплаченные часы на медиаторскую работу тем из педагогов и социальных педагогов, которые за это берутся.

Могут также возникнуть сложности в повседневной организационной работе (например, трудно выделить соответствующее помещение для медиации). Начинающие медиаторы часто жалуются на отсутствие достаточного количества случаев. Лучший способ проработать это – представить и продумать, как конфликты – которых, конечно же, более чем достаточно – приходят к медиатору. Самым убедительным доказательством действуют позитивно разрешенные случаи.

Заключение

Медиация как процесс мирного преодоления конфликта становится формой демократизации школьной жизни только тогда, когда медиаторы удерживают медиаторскую позицию не только во время медиаций, но и во всех остальных ситуациях школьной повседневности.

В Германии движение школьной медиации развивается с начала 90-х как реакция на проблему насилия в школах. В то время как исследователи ищут причины и определяют размеры возросшего насилия, педагоги ищут практическое решение проблемы, опираясь на медиацию как средство профилактики насилия в широком смысле слова. И у меня очень высокий интерес к тому, как пойдет развитие школьной медиации в России.

 

 

 

Jamie Walker (Berlin)

 

DAS VERFAHREN DER MEDIATION UND DIE HALTUNG DES MEDIATORS IM PÄDAGOGISCHEN KONTEXT

Mediation wird vorragig als ein nützliches Verfahren zur fairen Streitbeilegung betrachtet. Im pädagogischen Kontext können tatsächlich viele Alltagskonflikte durch Mediation gelöst werden, z.B. Konflikte zwischen Schülern (hier kommen vor allem Peer-Mediatoren zum Einsatz), Konflikte im Kollegium und Konflikte zwischen Schule und Elternhaus. Oft führt die Etablierung eines Schulmediationsprogramms zu einem neuen Bewusstsein über die Bedeutung von Kontlikten im Schulalltag. Denn: Es geht nicht darum, Konflikte zu verhindern, sondern vielmehr darum, die Konfliktfähigkeit von Kindern und Jugendlichen so zu fördern, dass sie lernen, Konflikte im gegenseitigem Einverständnis und gewaltfrei auszutragen. Dies funktioniert allerdings nur, wenn wir gleichzeitig effektiv mit Kollegien, Schulsozialarbeit, Schulpsychologen und Schulleitung kooperieren und ebenfalls deren Konfliktkompetenz fördern. Somit werden sie befähigt, Schulmediationsprogramme einzuführen und selbständig am Leben zu halten.

 

In der Mediationsausbildung lernen Pädagogen, die tieferen Ursachen hinter als lästig empfundenen Streitereien zu erkennen und gemeinsam mit den Streitparteien mittels strukturierte Gesprächsleitung und Fragetechniken zu erkunden. Schon während dieses Lernprozesses nehmen sie Konflikte viel differenzierter wahr, fühlen sich davon weniger bedroht und können effektiver deeskalieren. Auch reflektieren sie immer intensiver über ihre eigene Rolle in Konflikten, tauschen sich miteinander aus und wenden immer häufiger ihre neugewonnenen Erkenntnisse und Fähigkeiten in konkreten Konfliktsituationen an. Dies bedeutet allerdings nicht, dass sie bei jedem erdenklichen Anlass eine komplette Mediation durchführen – was angesichts ihrer vielfältigen Aufgaben gar nicht möglich wäre. Vielmehr professionalisiert sich ihr Umgang mit Konflikten durch die mediative Haltung. Das heisst, dass sie Konflikte früher erkennen und sich effektiver damit auseinandersetzen – aber auch, dass sie erkennen, wenn keine gemeinsame Lösung möglich ist und andere Massnahmen notwendig sind.

 

In diesem Artikel möchte ich zunächst sieben Grundannahmen aufführen, die dem Mediationsansatz zugrunde liegen. Danach gehe ich auf die Chancen und Probleme von Mediation im pädagogischen Kontext ein.

 

Grundannahmen der Mediation

  1. Achtung vor sich selbst und anderen

Ein Kind mit einem negativen Selbstbild, das die erforderliche positive Zuwendung zu Hause nicht bekommt, verhält sich im Schulalltag häufig auffällig. Störendes Verhalten ist oft ein Versuch, auf sich aufmerksam zu machen , da auch negative Aufmerksamkeit für den Schüler – dieses Verhalten ist eher für Jungen typisch – eine gewisse Bestätigung darstellt.

In der Mediation gehen wir davon aus, dass in jedem Menschen etwas Positives steckt, das ans Licht gebracht werden soll. Auch wenn ein Verhalten unsinnig erscheint und / oder unakzeptabel ist, suchen wir nach den Bedürfnissen, Wünschen und Gefühlen dahinter. Meist ist das ist der Schlüssel zum Verständnis des Verhaltens und der Konfliktsituation bzw. der Konfliktdynamik – für uns und für die Streitparteien. Wenn wir diesen Punkt erarbeitet haben (Phase 3 – Erhellung), können wir dazu übergehen, praktische Lösungen zu suchen, bei denen beide Streitparteien „zu ihrem Recht“ kommen und bei denen keiner der beiden sein Gesicht verliert. Achtung vor sich selbst und anderen kommt nicht nur in der Methodik, sondern auch in unserer eigenen Haltung zum Vorschein. Wir müssen selbst die Streitparteien achten und ernstnehmen – auch wenn uns ihr Verhalten fremd ist. Kinder und Jugendliche haben ein feines Gespür dafür, ob wir wirklich für sie und ihre Belange offen sind.

 

  1. Bereitschaft zum Zuhören und zum Verständnis

Ohne die Fähigkeit und Bereitschaft, die eigenen Meinungen und Gefühle offen auszudrücken und denen anderer verständnisvoll zuzuhören, können in Konfliktsituationen keine authentischen und konstruktiven Lösungen erarbeitet werden. In der Mediation halten wir unsere eigenen Meinungen und Gefühle zurück (was besonders Lehrern Schülern gegenüber nicht unbedingt leicht fällt!) Vielmehr ist es unsere Aufgabe, eine Atmosphäre zu schaffen, in der die Medianten sich offen ausdrücken und sich gegenseitig zuhören. In einer emotional geladenen Situation fällt es ihnen oft schwer, sich ehrlich aber nicht verletzend auszudrücken. Indem wir jedem Streitpartei nacheinander unsere ungeteilte Aufmerksamkeit geben – aber gleichzeitig den anderen im Blick halten – signalisien wir, dass wir ihn mit seinem Anliegen verstehen wollen. Wenn der Streitpartner gerade mit sich selbst und seinen Gegenargumenten beschäftigt ist, leisten wir Überstzungsarbeit, indem wir das Gesagte spiegeln. Das wirkt entschärfend: Der, der etwas erzählt hat, fühlt sich verstanden und der andere kann das Anliegen wahrscheinlich besser annehmen wenn es aus unserem Mund kommt (Phase 2 – Sichtweisen). Zuhören ist letztendlich eine Übung im gegenseitigem Verständnis und im Laufe der Mediation gelingt die direkte Kommunikation immer besser – bis dahin, dass die Parteien manchmal fast ohne unser Zutun die Lösung miteinander aushandeln.

 

  1. Einfühlungsvermögen

Zu Beginn einer Mediation besteht Unmut zwischen den Medianten. Oft sind sie wütend aufeinander und manchmal ist das gegenseitige Vertrauen ganz verloren gegangen. In einer solchen Situation ist es keine leichte Aufgabe, gegenseitiges Einfühlungsvermögen bzw. Empathie zu fördern. Die Erfahrung zeigt, dass sich jeder in seiner Not erst einmal vom Mediator gefühlsmässig angenommen und gespiegelt werden muss, bevor er den in Phase 3 angestrebten Perspektivwechsel vollziehen kann. Hier kann die gemeinsame Erkenntnis durchdringen, dass beide Parteien unter dem Konflikt leiden. Oft führt die Auseinandersetzung mit den tieferen Beweggründen des Konflikts zu der Bereitschaft, sich in die Schuhe des anderen zu begeben und den Konflikt aus seiner Perspektive zu betrachten. Diese gegenseitige empfundene Empathie ist meist der Schlüssel zu einer gemeinsamen Lösung. Allerdings gibt es auch Mediationen, in denen es einer oder beiden Parteien nicht gelingt, Einfühlungsvermögen für das Gegenüber zu entwickeln und den Perspektivwechsel zu vollziehen. Hier gilt es, nicht uns selbst als Mediatoren die Schuld zu geben, sondern eine pragmatische Haltung einzunehmen. Auch ohne „Einsicht“ können Streitparteien entscheiden, sich auf eine Lösung einzulassen – und wenn der Beweggrund ist, dass die Alternative noch schlechter wäre, z.B. bei Scheitern der Mediation übernimmt der Schulleiter den Fall.

 

  1. Konfliktfähigkeit

Konfliktfähigkeit heisst, eigene Bedürfnisse und Wünsche durchsetzen zu können, ohne anderen dabei zu schaden. Passives oder konfliktscheues Verhalten führt oft dazu, dass Menschen sich nicht adäquat ausdrücken und demzufolge übergangen werden. Aggressives oder streitlustiges Verhalten führt häufig dazu, dass die „Lauten“ sich auf Kosten anderer durchsetzen – und häufig auch zu einer Konflikteskalation. Diese Verhaltensweisen bedingen sich manchmal gegenseitig. Je nachdem, ob wir als Mediatoren mit zwei konfliktscheuen, zwei streitlustigen oder einer konfliktscheuen und einer streitlustigen Partei zu tun haben, müssen wir unterschiedlich agieren: Den Konfliktscheuen müssen wir dabei unterstützen, sein Anliegen zu artikulieren, ohne uns auf seine Seite zu schlagen. Und den Streitlustigen müssen wir sanft aber bestimmt auffordern, sich zu mässigen und sein Anliegen so auszudrücken, dass es von der anderen Seite gehört und verstanden werden kann. Hier herrschst das Prinzip „thinking on our feet“, d.h. wir müssen aus der Situation heraus entscheiden, wie wir uns am besten verhalten – das erfordert höchste Aufmerksamkeit und viel Sensibilität. Wenn uns diese Balanceakt gelingt, leisten wir allerdings einen Beitrag zur (Weiter-) Entwicklung der Konfliktfähigkeit unserer Medianten, die im Rahmen der Mediation erlebt haben, dass es wider Erwarten möglich ist, Unstimmigkeiten zur beiterseitigen Zufriedenheit zu überwinden.

 

  1. Kooperation

In der Mediation finden wir nur eine ausgewogene Lösung wenn die Bereitschaft zur Kooperation vorhanden ist. Dies setzt voraus, dass die Streitparteien bereit und in der Lage sind, ihren eigenen Anteil am Konflikt zu erkennen. Häufig kommen Kontrahenten in die Mediation mit der Haltung „Der andere hat Schuld – er muss sich ändern!“ Erst wenn deutlich wird, dass beide zum Konflikt begetragen haben entsteht die kooperative Haltung „Wir müssen das Problem zusammen lösen“. Als Mediatoren streben wir zwar stets eine „win-win“ Lösung an, haben aber die Erfahrung gemacht, dass dies nicht immer möglich ist. Auf jeden Fall müssen beide Parteien zur Lösung beitragen, d.h. wir überprüfen in der 4. Phase mögliche Lösungen: Inwieweit sind sie fair? ausgewogen? realistisch? konkret? verbindlich? Schließlich müssen die Medianten bei der Umsetzung der konkreten Lösung – also in der Nachmediationsphase – ihre Zusammenarbeit ohne unsere Unterstützung fortsetzen.

 

  1. Aufgeschlossenheit und kritisches Denken

In der Mediation versuchen wir die Konfliktparteien für die Sichtweise des jeweils anderen aufzuschliessen und kritisches Denken sich selbst bzw. bei Gruppenkonflikten dem eigenen Lager gegenüber zu fördern. Dieser Gesichtspnkt beinhaltet nicht nur die Fähigkeit, einem Konflikt offen und kritisch zu begegnen, sondern auch die Bereitschaft, die eigene Meinung auf Grund von neuen Informationen oder eines anderen Verständnisses der Situation zu ändern. Das ist sehr schwierig, zumal die Medianten – ob Kinder, Jugendliche oder Erwachsene – mit einer eigenen festen Meinung und manchmal mit einer konkreten Vorstellung, wie die Lösung aussehen soll, zu uns kommen. Diese möchten sie nur ungern in Frage stellen, aber genau dazu müssen wir sie durch intensives Nachfragen hinbringen. Ferner ist es in der Mediation unerlässlich, Kritik zu äussern und anzunehmen sowie eigene Fehler und Zweifel einzugestehen. Dies gelingt wenn wir eine so wertschätzende und behutsame Atmosphäre geschaffen haben, dass ein Vertrauensverhältnis zwischen den Streitparteien wieder entstehen kann. In einer solchen Atmosphäre gelingt es meistens, die Streitparteien zur Entwicklung einer Reihe von Lösungsideen zu entwickeln, auf die sie vielleicht ohne unser Zutun gar nicht gekommen wären.

 

  1. Phantasie, Kreativität, Spass

Spannend im Mediationsprozess ist einerseits, dass niemand vorher wissen kann, was für eine Lösung gefunden wird, und andererseits, dass die Lösung von den Konfliktparteien selbst und nicht von uns als Mediatoren gefunden wird. Das heisst, wir müssen den Parteien zutrauen, eine angemessene Lösung selbst zu finden. Gleichzeitig müssen wir offen sein und ihre Phantasie anregen: Gerade die Erörterung von ungewöhnlichen oder unrealistischen Lösungsvorschlägen in Phase 4 kann zu einem Abbau von Spannung führen – auch oder gerade wenn diese doch nicht umgesetzt werden. Wir selbst dürfen keine Lösungsvorschläge machen. Gerade Lehrern, die sonst immer (richtige) Antworten parat haben, fällt dies manchmal schwer. Statt Antworten zu geben gilt es, Fragen zu stellen, damit die Streitparteien auf eigene Ideen kommen.

Schliesslich: So ernst wie Konflikte und Mediation sind – wir dürfen nicht unseren Humor verlieren und es ist nicht verboten, Spass zu haben! Wir agieren als authentische, neugierige Menschen und bleiben nicht gänzlich unberührt von dem, was uns die Medianten erzählen. Das kann eine Belastung sein, wenn wir zu sehr in den Konflikt involviert werden (was nicht geschehen soll). Während einer Mediation entstehen aber auch Situationen, die komisch bis absurd wirken und sind. Wenn alle Beteiligten dies spontan wahrnehmen, können wir gemeinsam darüber lachen – und schon ist die Situation etwas gelöster und wir arbeiten munter weiter.

 

Mediation fordert uns als Pädagogen und als Menschen heraus. Wir strukturieren das Gespräch, ohne den Inhalt zu bestimmen, engagieren uns mit voller Kraft, ohne die Erwartung, es muss unbedingt eine Lösung geben, treten mit den Parteien in einen engen zwischenmenschlichen Kontakt, ohne ihnen zu nahe zu kommen und überlassen ihnen die Entscheidung, ob und wenn ja, auf welche Lösung sie sich einigen wollen. Das ist ein wirklich spannender Prozess, der in vielerlei Hinsicht aus dem üblichen pädagogischen Rahmen fällt.

 

Chancen der Mediation

Die Chancen der Mediation sind vielfältig:

Schülern wird zugetraut, ihre eigenen Konflikte zu regeln. Besonders im Rahmen der Peer-Mediation erleben sie Empowerment, da sie Verantwortung übernehmen, andere Schüler bei der Streitbeilegung zu unterstüzen. Eltern lernen Mediation als faire und effektive Methode der Konfliktbewältigung kennen, was sie erfahrungsgemäss für Mediation in anderen Bereichen wie Beruf und Familie öffnet. (Bei der Vorstellung von Mediation an Elternabenden wurde ich mehrmals angesprochen, wo Eltern Mediation lernen können.) Lehrkräfte erhalten Handwerkzeug zur Regelung von Alltagskonflikten in der Schule und erleben diese durch die Ritualisierung der Konfliktlösung als weniger belastend. Schliesslich werden Schulleiter entlastet: Wo sonst „Streithähne“ zu ihnen geshickt wurden, lösen sich die Konflikte anders (Mediation durch Lehrer, Schüler oder Schulsozialarbeiter) und die Schulleitung hat mehr Zeit für andere Aufgaben.

 

Mögliche Probleme

Wo liegen die Probleme bei der Einführung von Schulmediation?

Gelegentlich werden Lehrkräfte mit dem Aufbau eines Programms betraut, die nicht gut genug ausgebildet und / oder nicht wirklich engagiert sind. Wichtig ist, dass sie eine fundierte Ausbildung erhalten (in Deutschland umfasst die Schulmediationsausbildung 80 Stunden) und motiviert sind, Mediation an ihrer Schule einzuführen. Das muss unbedingt eine freiwillige Leistung sein. Um die drei bis fünf Jahre durchzuhalten, die es braucht, bis ein Programm etabliert ist, brauchen die beteiliten Lehrer ausserdem den kollegialen Fachaustausch mit anderen Schulmediatoren. Auch ausgebildete Peer-Mediatoren dürfen nach ihrem Training nicht vernachlässigt werden. Vielmehr ist es unabdingbar, dass sie sich regelmässig zum Erfahrungsaustausch und zur „Weiterbildung“ treffen; ausserdem müssen sie sich in der Schule bekannt machen, damit ihre „Dienste“ überhaupt von den Mitschülern in Anspruch genommen werden.

Manchmal mangelt es an Unterstützung seitens der Schulleitung oder des Kollegiums. Das Programm kann nur erfolgreich sein, wenn die Schulleitung und ein Grossteil des Kollegiums es befürworten. Die Schulleitung muss dafür sorgen, dass die Behörden das Programm ihrerseits indeell und finanziell unterstützen, indem sie Ressourcen zur Verfügung stellen, z.B. Fortbildung und eine Stundenkontingent für die Mediationsarbeit der verantwortlichen Lehrkräfte oder Sozialarbeiter.

Es kann auch Probleme bei der Alltagsorganisation geben, wenn z.B. kein geeigneter Raum für die Mediationen vorhanden ist. Häufig leiden die frisch ausgebildeten Mediatoren an einem Mangel an konkreten Fällen. Hier müssen wir uns damit auseinandersetzen, wie die Konflikte – von denen es in der Regel wahrhaftig genug gibt – in die Mediation kommen. Am überzeugendsten wirken wirken positiv gelöste Fälle.

Fazit

Mediation als Verfahren zur friedlichen Konfliktbeilegung stellt eine Form der Demokratisierung des Schulalltags dar – erst recht, wenn die Mediatoren nicht nur in diesem engen Rahmen, sondern auch in ihrem sonstigen Handeln eine mediative Haltung einnehmen.

In Deuschland wuchs die Schulmediationsbewegung ab Anfang der 90iger Jahre als Reaktion auf das schulische Gewaltproblem. Während die Wissenschaftler noch über die Ursachen und das Ausmaß der Gewalt forschten, suchten Pädagogen nach praktischen Lösungen für Konflikte im Schulalltag und stiessen dabei auf Mediation als Maßnahme der Gewaltprävention im weiteren Sinne. Ich bin gespannt, wie diese Entwicklung in Russland aussehen wird!

 

 

Jamie Walker (Berlin)

 

Mediation processes and a position of mediator in a pedagogical context

Mediation at school is the system of work demanding sequence and integrity. Following base principles of mediation at school – (1) Respect, attention for itself and another, (2) Readiness to listen, hear and understand, (3) Ability of empathy, (4) Ability to clash, (5) Cooperation, (6) Responsiveness and critical thinking, (7) Imagination, creativity, pleasure - will provide successful development of described system of work at school.

 

 

Jamie Walker: Gewaltfreier Umgang mit Konflikten in der Sekundarstufe I. Spiele und Übungen. Frankfurt am Main 1995, S. 19ff (Джеми Уокер: Обращение с конфликтами в средней школе в логике свободы от насилия. Игры и упражнения. Франкфурт-на-Майне 1995, Стр.19)

Friedrich Glasl: Selbsthilfe in Gruppen. Bern/Stuttgart 1998 (Фридрих Глазль: Самопомощь в группах. Берн/Штутгарт. 1998)

Jamie Walker: Gewaltfreier Umgang mit Konflikten in der Sekundarstufe I. Spiele und Übungen. Frankfurt am Main 1995, S. 19ff

Friedrich Glasl: Selbsthilfe in Gruppen. Bern/Stuttgart 1998

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009