Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Т.П. Гаврилова (Пермь)

 

АУТОТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК НРАВСТВЕННО УСТОЙЧИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

В условиях нравственно-духовного кризиса нашего общества проблема формирования нравственной устойчивости личности подростков становится все более актуальной. Недостаточная сформированность нравственной устойчивости может явиться причиной отклонения поведения и, в то же время, наличие этого качества обеспечивает подростка способностью противостоять отрицательным влияниям окружающей среды, бороться с ними.

Новые подходы к решению этой проблемы ориентированы на гуманность, общечеловеческие ценности, слияние суждений, установок, эмоциональных переживаний. Воспитательная работа по формированию нравственной устойчивости педагогически запущенных подростков проводилась в рамках экспериментального исследования с учащимися школ г. Перми и Пермской области. Важной частью эксперимента был поиск путей и средств создания нравственных установок и формирования лежащих в основе нравственной устойчивости таких качеств личности, как гуманность, личная ответственность, нравственная убежденность, волевая активность.

Теория и практика свидетельствуют, что прямое воздействие на сознание подростка со стойкими асоциальными установками нерезультативно (С.А. Беличева, А.С. Новоселова, И.Е. Шварц и другие). Это также получило подтверждение на первом этапе нашей опытной работы, в силу чего возникла необходимость активизации психической деятельности этих подростков через многоканальное воздействие на их психику. В систему педагогического инструментария был включен органически сочетающийся с другими метод педагогического аутотренинга, цель которого состояла в одновременном решении нескольких задач: психогигиенической, стимулирующей и воспитательной (по созданию заданных установок нравственного поведения и деятельности). Использование метода педагогического аутотренинга дает возможность подключить не только интеллектуальную сферу психики, но и неосознаваемую с усилением эмоционального воздействия. Теория использования сферы неосознаваемого в воспитательном процессе довольно широко отражена в научной литературе. В основе этой теории лежит синергия осознаваемого и неосознаваемого в психике (Ф.В. Бассин, В.С. Мерлин, А.С. Прангашвили). Взаимовлияние этих сфер позволяет решать некоторые вопросы создания установок на уровне неосознаваемого с последующим их переводом на уровень осознаваемого. Родоначальником психологической установки, создаваемой на неосознаваемом уровне является Д.Н. Узнадзе. Он и последователи его учения называют ее личностной. Установка (психологическая) – это, по мнению автора, предуготовленность к определенному виду действия в определенной ситуации. Она неосознаваема. В процессе реализации в предметной деятельности установка осмысливается, оценивается и при положительных эмоциях включается в опыт или исключается из него при возникновении отрицательных. Включенная в опыт установка уже на уровне сознания при специально организованном педагогическом воздействии может стать социальной установкой. Установка социальная – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Она является “моделью будущего действия”.

В практике накоплен определенный опыт применения метода педагогического аутотренинга для работы с педагогически запущенными подростками (С.А. Беличева, Л.В. Гашева, Б.К. Моисеев, А.С. Новоселова, А.С. Садовская, Б.М. Чарный, И.Е. Шварц и другие). Включение этого метода в систему нравственного воспитания педагогически запущенных школьников обусловлено, с одной стороны, их психологическими особенностями (неприятие воспитательной информации на уровне полного сознания, сопротивление оказываемому влиянию), с другой стороны – возможностью с помощью этого метода подключать самого подростка к перестройке собственных ценностных ориентаций.

В этом плане аутотренинг создает широкие возможности для рационального воздействия на педагогически запущенного школьника. Он позволяет, минуя психологические барьеры, через неосознаваемые компоненты психики проникнуть в духовный мир подростка и оказать влияние на его внутреннюю позицию по отношению, прежде всего, к самому себе.

При формировании социальной установки в специально организованном процессе воспитывается определенная внутренняя позиция в системе жизнедеятельности, необходимая подростку в его социально-нравственном становлении.

Эту позицию Л.И. Божович определяет как «совокупность отношений, сложившихся в определенную систему, играющую в формировании мотивов поведения существенную роль». При этом автор отмечает, что внутренняя позиция не всегда осознаваема, она нередко выступает в форме непосредственных переживаний. Это дает основание считать, что путем воздействия на педагогически запущенных подростков при педагогическом аутотренинге в состоянии релаксации, когда они некритично воспринимают воспитательную информацию, можно вызвать у них определенные переживания и, переведя их на уровень сознания (механизм синергизма), создать социальную установку, определяющую внутреннюю позицию по отношению к тому или иному жизненному явлению.

Теория и практика свидетельствуют, что формирование установок имеет важное значение в воспитательной работе с педагогически запущенными подростками, так как установки являются специфическим временным регулятором поведения, создаваемым в ситуациях, связанных с моральным выбором. «Установка регулирует сознательные и неосознанные состояния психики, через нее регулируется деятельность человека в зависимости от его внутренней потребности (осознанной и неосознанной) и конкретной ситуации» (А.Г. Асмолов).

Создавая таким путем личностную позицию подростка, то есть значимые моральные установки, мы имеем возможность непосредственно влиять в определенном виде деятельности на формирование свойств личности, определяющих нравственную устойчивость подростка.

По определению В.Э. Чудновского нравственная устойчивость это:

– «способность человека сохранять свои личностные позиции, и противостоять воздействиям, противоречащим его личностным установкам»;

– «способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение».

Таким образом, наличие личностной позиции, в основе которой лежит некая иерархия мотивов, может обеспечить нравственно устойчивое поведение.

Учитывая специфику такого интегративного образования как нравственная устойчивость, в качестве основной задачи мы определили формирование у подростков (будущих бойцов стройотряда) социально-нравственных установок на участие в добросовестном ответственном труде; на чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. При реализации этих установок в общественно полезной трудовой деятельности, по нашему предположению, можно воспитать такие свойства как собранность, организованность, настойчивость в трудовых делах, смелость, принципиальность и самостоятельность в принятии решений в сложных ситуациях и, как следствие, готовность к борьбе с недостатками и отрицательными проявлениями в жизнедеятельности коллектива.

Инструментовка комплексно-воспитательного влияния на подростков включала в себя вводные беседы «Познай себя», «Сотвори себя сам» с целью психологической подготовки к занятиям педагогического аутотренинга; собственно сеансы педагогического аутотренинга по специально разработанной нами программе; уроки морали на уровне сознания. Так, уроки морали включали в себя цикл бесед о нравственной устойчивости в целом и об отдельных свойствах, ее характеризующих: долге человека труда, личной ответственности, о красоте нравственного идеала, воле и характере. Помимо бесед в эти уроки были включены этические задачи, при решении которых подростки обучались анализировать нравственные ситуации и оценивать поступки людей с позиций общечеловеческой морали.

Сначала школьники на всех видах занятий вели себя сковано, держались замкнуто, говорили неохотно. Однако, сеансы педагогического аутотренинга помогали им раскрепоститься и они, увлеченные остротой предлагаемых проблем, включались в дискуссию. В большинстве случаев сначала их суждения были негативными, что свидетельствовало о наличии у подростков искаженных моральных понятий. У определенной части подростков в процессе занятий понятия постепенно менялись, их ответы свидетельствовали о признании ими общепринятых норм. Однако этого нельзя было сказать про всех. Были и такие подростки, которые, показывая знания моральных норм на теоретическом уровне в процессе решения этических задач, не применяли их в повседневной жизни. Об этом свидетельствовало их поведение, отношение к труду, к общественным обязанностям. Их знания не прошли через сферу чувств, не закрепились в практических действиях, и поэтому не стали их убеждениями. Для более глубокого воспитательного воздействия необходимо было подключить другие методы. В качестве нетрадиционного средства для формирования нравственных установок был использован педагогический аутотренинг. В то время как традиционные формы и методы обращены непосредственно к сознанию, природа психологических образований у трудных подростков требует не меньших воздействий на эмоциональную сферу психики. Вот почему в качестве вида педагогического внушения нами был выбран педагогический аутотренинг, то есть педагогическое внушение на эмоциональном фоне в состоянии релаксации. В нашем варианте с его помощью решались вопросы создания установок на фоне физического и психического расслабления, когда чрезмерная критичность трудного подростка несколько снижена, а музыка и эмоционально насыщенный текст рождают чувственные переживания. За основу был принят классический вариант аутотренинга, программа которого была разработана применительно к решению конкретной задачи – созданию установок нравственной устойчивости у педагогически запущенных подростков.

Для решения этой задачи нам было необходимо:

– осуществить адаптацию подростков к аутотренингу;

– выработать у них умение расслабляться, разработать сеансы с учетом нравственных свойств, определяющих нравственную устойчивость;

– использовать в сеансах косвенное внушение с целью подключения эмоциональной сферы;

– вызвать переживание подростками воображаемых ситуаций с целью активизации эмоциональной сферы на неосознаваемом уровне;

– включить подростков в решение ситуаций морального выбора на осознаваемом уровне с целью создания мотивированных установок.

Разработанный курс педагогического аутотренинга состоит из четырех блоков:

1. Беседы о значении и применении аутотренинга в спорте, музыке, космонавтике, бизнесе, других сферах жизнедеятельности человека, о резервах психики для обеспечения необходимого настроя подростков на занятия аутогенной тренировкой.

2. Адаптационный курс, состоящий из трех сеансов, целью которых является включение подростков в новый для них способ общения с самим собой, обучение их приемам расслабления путем освоения следующих упражнений:

– «физический покой» (последовательное расслабление всех мышц тела);

– «психический покой» (образное представление картин природы, успокоение);

– «тяжесть правой руки» (формирование ощущений, релаксация);

– «тепло правой руки» (целенаправленное формирование ощущений, углубление релаксации).

3. Программа курса аутотренинга, включающая в себя пятнадцать сеансов. Каждый сеанс после ввода в состояние релаксации представляет эмоционально насыщенную ситуацию, способную вызвать заданное согласно цели занятия переживание. Состояние релаксации, при котором несколько снижена критичность сознания, позволяет создать для этого благоприятный эмоциональный фон. Затем вводятся формулы прямого внушения педагогической направленности. Обращение к неосознаваемой сфере психики нацелено на создание у воспитанников заданных нравственных установок при их собственном достаточно активном участии. В программе представлены сеансы по следующим темам:

– «Твой идеал». Цель: вызвать образ, способный быть идеалом, пробудить стремление к его поиску;

– «Воля и труд человека дивные дива творят». Цель: создать установку уважительного отношения к труду, показать, что труд – это основа всего мудрого и прекрасного на земле, что это – нравственный ориентир для каждого человека;

– «Учитесь властвовать собой». Цель: приобщить к самоконтролю и пробудить желание стать волевым человеком;

– «Гармония труда, счастья и долга». Цель: вызвать представления и пробудить переживания гармонии счастья и красоты труда;

– «Долг перед близкими – самый главный долг человека». Цель: пробудить переживание долженствования перед близкими;

– «Долг делает человека красивым». Цель: раскрыть мудрость человеческого долженствования, помочь прочувствовать его значение в нравственном становлении личности;

– «Я отвечаю за все, что делаю, и за все, что делается при мне». Цель: создать установку личной ответственности;

– «Преодолеть себя». Цель: показать, почему так важно быть нравственно устойчивым человеком, пробудить желание быть всегда сильнее обстоятельств;

– «Они устояли». Цель: создать установку престижности, проявления самостоятельности и устойчивости личности;

– «Цена бездушия». Цель: создать установку необходимости и престижности доброго и человечного отношения к людям;

– «Люби людей». Цель: пробудить стремление сочувствовать людям, уважать их;

– «Мужество повседневных будней». Цель: создать установку непримиримости к проявлению зла;

– «Что значит жить по совести». Цель: пробудить стремление к внутренней ответственности за свои слова и дела;

– «Дружба с совестью». Цель: вызвать переживание чувства совестливости;

– «Хочу и должен». Цель: сформировать установки на нравственно устойчивое поведение в сложных обстоятельствах.

4. Проведение работы после вывода из состояния релаксации с материалом, данным в аутогенном погружении, на уровне полного сознания (выполнение задания по специально разработанным картам). Цель этого блока состоит в закреплении установок, созданных в процессе сеансов аутотренинга.

В целом структура занятия аутогенной тренировкой является традиционной для релаксопедического метода (И.Е. Шварц):

1. Установочная беседа педагога – 3 – 4 минут.

2. Ввод в состояние релаксации – 6 – 8 минут – первые 7 занятий; 3 – 4 минуты – остальные занятия.

3. Косвенное внушение (эмоционально насыщенный текст как подготовка к принятию формул прямого внушения) – 12 – 15 минут.

4. Формулы прямого внушения, направленные на создание установок нравственно устойчивого поведения – 5 минут.

5. Вывод из релаксации – 2 – 3 минуты.

6. Выполнение специальных тематических заданий по картам – 5 – 7 минут.

7. Тонизирующая зарядка – 2 – 3 минуты.

При необходимости продолжительность компонентов занятия аутотренингом может изменяться.

Рассмотрим подробнее элементы сеанса аутотренинга. В начале каждого сеанса проводится установочная беседа, где подросткам сообщается цель занятия и предлагается осознать, какую задачу им предстоит решить.

Косвенное внушение осуществляется, как правило, через прослушивание эмоционально-художественного текста и текста конкретной жизненной ситуации. В процессе косвенного внушения у подростков возникают определенные представления, связанные с прослушанным текстом, а пробужденные эмоции рождают переживания, создавая таким образом у подростков психическое состояние готовности к восприятию формул прямого внушения. Результатом такого комплексного воздействия явилось формирование у подростков нравственно-волевых установок и представлений, которые затем на уровне полного сознания осмысливались учащимися. Реализация этих установок, определяющих способы поведения и отношений между подростками, осуществлялась на практике в спортивной и общественно полезной деятельности.

Формулы прямого внушения, включенные в сеансы, были направлены на создание конкретных установок нравственно устойчивого поведения. Содержание формул прямого внушения, составленных на основе принципов, разработанных А.С. Новоселовой, определялось логикой текстов косвенного внушения и велось от первого лица «Я...»: «Я хочу, я могу, я делаю, мне нравится, буду делать».

После выхода из состояния релаксации ребятам предлагалось выполнить различные задания по карточкам, в которых отражались содержание и направленность всего занятия, например: «Закончи предложение. Выскажи свое отношение к определенному поступку», «Как бы ты поступил в той или иной ситуации». Задания были тесно связаны с содержанием косвенного и прямого внушения. Учитывая, что формирование нравственной устойчивости предполагает преодоление каких-либо трудностей, требует определенного напряжения (в данном случае мыслительного), для заданий на карточках были подобраны более сложные ситуации, чем те, которые предлагались для переживания на неосознаваемом уровне, причем, материал сеанса уже выступал в качестве положительного опыта и, безусловно, использовался подростками при решении ситуаций. Выполнение заданий способствовало осознанному закреплению установок. Результатом такого комплексного воздействия явилось формирование у подростков нравственных установок в состоянии релаксации, которое затем закреплялись в сознании учащихся на осознаваемом уровне. Реализация этих установок, определяющих способы поведения и отношений между подростками, осуществлялась на вербальном уровне в последующих этических беседах, а также на практике – в спортивной и общественно полезной деятельности.

 

 

T.P. Gavrilova (Perm)

 

Autotraining as the way of forming moral positions of teenagers

Тhe experience of usage of pedagogical autotraining is presented in the article. This non-traditional method has been proved to be effective in developing moral positions of teenagers to prevent deviations in their behavior.

 

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009